Как приручить время

Будем жить: Личный рост

7 002В Алматы прошел семинар по тайм-менеджменту, главным спикером которого выступил Алексей Щербина, коуч и бизнес-тренер из Санкт-Петербурга. Он представил авторский тренинг под названием: «Как приручить время». Самое интересное, что аудитория состояла не только из менеджеров и руководителей, в числе слушателей были домохозяйки, пенсионеры, студенты, служащие различных специальностей. После окончания семинара Алексей согласился поделиться выдержками из своей программы с читателями «Вечерки».

- Алексей, ваш новый тренинг рассчитан на широкую аудиторию, почему вы решили отойти от бизнес-варианта?
– Потому, что проблема нехватки времени охватывает более широкие слои общества, а не только руководителей крупных концернов. Любой человек в любом возрасте, применяя несложные методики самоанализа, может работать и отдыхать эффективнее. Еще в конце XIX века крупный русский физиолог Николай Евгеньевич Введенский сказал: «Мы устаем и изнемогаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем, неорганизованно работаем, бестолково работаем». Цель данного семинара – научить людей правильно определять цели и организовывать свое рабочее время. Сейчас я вкратце озвучу основные аспекты тренинга, а вы в свою очередь попробуете применить их к себе и своей деятельности.

Что такое тайм-менеджмент и для чего он мне?
Вы замечали, как два человека, делающих одну и ту же работу, получают разный результат? От чего это зависит? Этими вопросами занимается наука об эффективном использовании времени – тайм-менеджмент. Time management – технология организации времени и повышения эффективности его использования. Искусство управления временем помогает сделать нашу действительность ярче и гармоничнее.

Ромашка гармоничного развития личности
У каждого в жизни есть набор задач, целей и желаний, которые человек хочет реализовать. Естественно, что существуют как важные дела, так и не очень. Я предлагаю вам графический метод, он более наглядный.

1. Нарисуйте круг и поделите его на сектора по количеству ваших целей (рис. 1). Каждый заполняет их по своему усмотрению, перед вами лишь пример:
 Деньги
 Здоровье
 Духовный рост
 Друзья
 Хобби
 Спорт
 Путешествия
2. Проанализируйте эти пункты и заштрихуйте по шкале от 1 до 10 каждый сектор. Так вы увидите, что в вашей жизни преобладает. График поможет вам быстро скорректировать усилия, направленные на каждый из пунктов. Например, если работа получает 10 баллов, а здоровье 2 балла, то сразу видно, какой сектор страдает.

Целеполагание
Хочу поделиться с вами несколькими советами по искусству целеполагания:
Цель и приоритеты должны быть четко сформулированы. Чем четче и яснее вы цель увидите, тем больше возможности ее достичь. Можете нарисовать свою цель, обозначив ее визуально.
Ставьте планку выше своей цели. Так вы будете стремиться к большему, а значит, даже если и не достигнете этой границы, то все равно сделаете больше возможного.
Разбейте сложно выполнимую задачу на подпункты. Любая задача, которая вам кажется сложной, бывает легко выполнима, если вы решаете маленькие подзадачи, ведущие к общему знаменателю. Это можно сравнить с 10-этажным домом: сразу оказаться на 10-м этаже невозможно, но постепенно продвигаясь, этаж за этажом, вы достигнете желаемого. Не можете справиться даже с одним этажом? Поднимайтесь ступенька за ступенькой. «Дорогу осилит идущий», как гласит восточная мудрость.
Определитесь с датой выполнения проекта. Эта дополнительная мотивация научит вас ответственности. Для ужесточения процедуры и победы над прокрастинацией (от анг. procrastination – задержка, откладывание) пообещайте кому-либо из знакомых выдать весомую сумму денег, если к назначенному сроку вы не выполните задание.
Развивайте креативность. Обдумайте все нюансы, которые помогут вам добиться результата. Проведите мозговой штурм и запишите 30 идей, способствующих вашему прогрессу. Даже если некоторые идеи будут смешными или экстравагантными, записывайте их, не задумываясь, такой список точно будет содержать в себе ответы и подсказки вашего подсознания.
Спрашивайте у профессионалов. Иногда хороший совет опытного человека стоит дороже золота. Не бойтесь спрашивать и интересоваться, только тот, кто сохраняет в себе состояние ученика, может развиваться дальше.
Решайте задачи по мере их поступления. Даже если вам кажется, что вы можете делать несколько дел сразу, как Юлий Цезарь, лучше сосредоточиться на решении одной задачи, прежде чем перейти к следующей. Такой подход проверен на личном опыте многими профессионалами тайм-менеджмента.
Оставляйте свободное время для маневров. Многие люди, попробовав применить на практике управление временем, жаловались мне, что стоит только составить список дел, как тут же возникнут обстоятельства, которые разрушат его, как ветер – карточный домик. Никто и не говорил, что это просто. Нужно тренироваться, ведь это искусство! Первое, что я советую людям в таком случае – оставлять свободное время для различных казусов. Повелитель времени в первую очередь должен быть гибким.
Как быть эффективным и продуктивным и что этому мешает
Целеполагание – это только первый этап. Часто бывает недостаточно только высвободить время для проведения в жизнь своих планов. Важнее действовать эффективнее за одну и ту же единицу времени. Пример: два журналиста набирают текст на компьютере – один использует только указательный палец на правой руке, медленно стуча им по клавиатуре, а другой быстро печатает методом слепой печати. Первый все время прерывается на звонки, перекур, просмотр почты и постов в фейсбуке, а другой сконцентрировался на работе. Кто из них быстрее и качественнее сделает свою работу?
Подумайте, как именно вы можете качественно улучшить свою эффективность в нужной области? Понаблюдайте и посоветуйтесь с теми, кто в вашем деле справляется с задачей эффективнее.
Не берите на себя слишком много. Часто мы сами усложняем себе жизнь. Даем себе невыполнимые обещания, расплывчатые туманные цели, создаем длинный список задач, которые не выполнить и за три жизни! Чтобы не взваливать на себя непосильную ношу, отложите некоторые пункты на неделю или две. Если спустя это время вам все еще нужно привести их к реализации – беритесь за дело. Но, скажу честно, вы сильно удивитесь – многие желания к тому моменту отпадут сами собой за ненадобностью! Вот вам пример из собственной жизни: когда-то я хотел научиться вязать ирландские кружева. Этот пункт стоял у меня в списке задач целых два года! – Вполне достаточно для того, чтобы оставить эту затею и успокоиться (смеется).
Делегируйте полномочия. Естественно, я не призываю вас садиться своим близким на шею. Но мы живем не сами по себе в отдельном мирке – люди сосуществуют в социуме. Всегда есть кто-то, кто может и даже жаждет помочь вам сделать часть работы за вас. И сделает это лучше, чем вы! Понятно, что для гармоничных отношений нужно в ответ также относиться внимательно к нуждам других людей. Вместе мы – сила!
Награждайте себя и хвалите! Сделайте себе что-нибудь приятное за каждую победу! Нужно понимать, что мы себе не враги. К тому же приятные чувства – это лучший стимул для новых свершений!

Хронофаги – убийцы времени
Зачастую пустые разговоры, хаотичная ненужная деятельность наполняет нашу жизнь никчемностью существования, лишая нас возможности жить гармонично и плодотворно. Такие элементы называются «хронофаги» (от греческого – пожиратели времени). Если вы действительно хотите изменить свою жизнь к лучшему, чего-то добиться в этом мире, нужно безжалостно вести войну с хронофагами. В роли хронофагов часто выступают знакомые и малознакомые люди, звонящие вам просто для того, чтобы убить время. Ваше время! Понаблюдайте за собой, сделайте список ваших собственных хронофагов и подумайте, как этого избежать. Вот пример такого списка, характерный для многих моих слушателей:

Вы долго сидите в соцсетях, постоянно отправляете картинки в WhatsApp;
 Выслушиваете бесконечные истории соседки со двора;
 Играете всю ночь в компьютерные игры;
 Смотрите телевизор по 6 часов в сутки;
 Бесконечно наводите порядок, перекладываете предметы с места на место;
 Регулярно бегаете по врачам, ищете у себя несуществующие болезни;
 Жалуетесь родным и близким, вместо того чтобы взять инициативу в свои руки.


Подсчитайте попунктно, сколько времени у вас отнимает эта бесполезная деятельность.
Учитесь говорить: «НЕТ». Я вовсе не призываю резко осаживать людей, которые обращаются к вам с просьбой. Если им нужна ваша поддержка и помощь и вы способны ее оказать, сделайте это. Однако нужно быстро анализировать ситуацию, когда вы замечаете, что человек просто отнимает ваше время, оттого что ему нечем заняться. Вежливо, но твердо откажите ему.
Проблемы со здоровьем, стрессы и хроническая усталость
Проблема со здоровьем часто стоит в первом ряду врагов личной эффективности. Поэтому так важно чутко прислушиваться к себе, следить за распорядком дня, сном, правильным питанием и физическими нагрузками. Ниже я хочу поделиться с вами небольшими советами из личного опыта:
Улыбайтесь и смейтесь чаще! Это лучший витамин и защита от стресса. Улыбка может свернуть горы, стоит лишь начать. Смех поднимает настроение, тонизирует почки и усиливает иммунитет. Недаром в советское время утверждали, что пять минут смеха заменяют стакан сметаны!
Глубокий сон. Иной раз стоит просто полноценно хорошо выспаться, чтобы силы вернулись в тело. Не забудьте плотно задернуть шторы, чтобы в темноте получить свою порцию мелатонина, так нужного организму.
Больше вдохов. Это известная техника в китайской гимнастике цигун, которой я периодически занимаюсь для поддержания здоровья. Понаблюдайте за собой в течение дня, особенно во время работы, как вы дышите. Как только человек начинает уставать, выдохов становится все больше. Послушайте, как уставшие или больные люди вздыхают. Постарайтесь следить за своим вдохом, делать его глубже, не обращая внимания на выдох. При некоторой тренировке, это легкая и очень эффективная практика.
Переключитесь на другую деятельность: мы можем легко обмануть свой мозг и отдохнуть, работая! Как только почувствуете усталость, переключите свое внимание на другой вид деятельности. Например, устали от изучения иностранного языка – поиграйте с ребенком или приготовьте ужин.
Свежесть мозга. При умственной работе вы замечаете, что голова перегревается, снижается острота восприятия и даже может начаться головная боль. В таком случае наберите в рот немного прохладной воды и, слегка раскачивая голову, сконцентрируйтесь на верхнем нёбе. Представьте, как вода проходит сквозь нёбо и омывает ваш мозг, освежая его. Затем медленно проглотите воду, легонько прохлопайте голову и сделайте массаж ушей.
Уборка мозга. Устали? Сделайте уборку в доме, помойте посуду. В это время нужно улыбаться и представлять, как вместе с пылью, грязью и жиром, уходят ваши плохие мысли и невзгоды.
Отправьтесь на природу. Рекомендую всем читателям хоть иногда выезжать на природу. Она – наше лучшее лекарство. Подышите свежим воздухом, послушайте птичек, впитайте лучи солнца. Постойте возле горной речки и представьте, как все ваши мысли и тревоги уплывают вместе с бурным потоком. Посмотрите на небо над головой и отключитесь от текущих задач.
Займитесь спортом. Можно начать с плавания и легкого бега. Доказанной эффективностью борьбы со стрессом и хроническими заболеваниями обладают такие восточные системы, как йога и цигун.
Отношение к тайм-менеджменту
Тайм-менеджмент не стоит превращать в груз, довлеющий над вами и не дающий свободно дышать. Не становитесь его рабом и заложником. Относитесь к этой науке как к эффективному инструменту, другу, помогающему вам реализоваться в этой жизни. Нужно уметь сохранять золотую середину и быть гибким. Желаю читателям «Вечернего Алматы» гармонии, счастья и здоровья! Ставьте цели и реализуйте свои мечты во благо себе и миру.

7 001
Беседовала Ольга АКСЮТИНА