Как прокачать свой мозг

Будем жить

23 001

Для слаженной работы полушарий мозгу необходимы упражнения не меньше, чем мышцам. Эффект от тренировок наступает примерно через месяц. Сами упражнения не покажутся вам тяжелыми и сложными, их разработчики рассчитывали на то, чтобы увлечь людей и включить их творческие способности. Предлагаем вам ментальные тренажеры для мозга, работать можно как в группе, так и самостоятельно

Секрет долгожителей – в постоянной работе ума
Многие люди считают, что с возрастом память и интеллект неизбежно слабеют и с этим ничего не сделать. Они просто смирились с тем, что кажется им неизбежным, и даже не пытаются изменить что-то к лучшему. Такие люди очень сильно обделяют сами себя, потому что находятся в плену отживших представлений о том, что нервные клетки не восстанавливаются, что мы ничего не можем сделать для развития своего мозга, что учиться чему-то новому мы можем только в детстве и юности.
Эти заблуждения убедительно опровергнуты современной наукой. По последним научным данным, нервные клетки способны не только восстанавливаться, но и брать на себя новые функции, устанавливая новые связи между собой. Иначе люди, перенесшие травмы головного мозга, инсульты или другие заболевания, связанные с органическими поражениями мозговых тканей, просто не имели бы возможности излечиться и восстановить нормально функционирующий интеллект. А они исцеляются, учатся заново двигаться, говорить, думать! Мозг может снова и снова учиться всему этому, особенно если сам человек ему помогает в этом.
А если человек не хочет учиться? Тогда – да, нервные клетки, не занятые работой, просто отмирают за ненадобностью. Мы теряем то, чем не пользуемся. И это беда огромного количества людей. Но не все так плохо. Позволить ли умирать нашим нервным клеткам или даровать им долгую плодотворную жизнь, зависит от нас самих. И есть наглядные примеры людей, которые тренировали свой мозг и достигли больших успехов, независимо от своего возраста. И. П. Павлов прожил 86 лет, Л. Н. Толстой, Гете, Эдисон – 82 года, Ньютон – 84 года, Кант и Платон – 81 год, Галилей – 79 лет, Пифагор – 76 лет, Сенека – 70 лет. В Книгу рекордов Гиннесса занесен Федор Григорьевич Углов (5 октября 1904 года – 22 июня 2008 года). Он – единственный в мире врач-долгожитель, который продолжал оперировать, перешагнув столетний рубеж жизни. По мнению именитых врачей, равных Углову в мировой медицине не было. Он до конца своей жизни сохранял отменное зрение, позволявшее ему читать без очков, и крепкую память. На счету этого уникального человека шесть с половиной тысяч хирургических операций, а также сотни научных статей, восемь художественных и публицистических произведений, переведенных на 15 языков мира.
Нетрудно понять: чем больше вы усваиваете новой информации, чем активнее учитесь и тренируете свой интеллект, тем активнее ведут себя нервные клетки. Они работают, устанавливая новые связи, и создают целые нейронные сети, в которых фиксируются новые знания и навыки. Благодаря этому не только развивается интеллект, вы не только лучше соображаете, продуктивнее думаете и усваиваете информацию, но еще и омолаживаете и оздоравливаете свой мозг.
Будим творческое воображение
Многочисленные исследования доказали: развивая свои творческие способности, человек заметно повышает свой IQ! Творческое воображение многократно усиливает наш интеллектуальный потенциал. Однако существует и обратная связь: интеллект подпитывает воображение, направляя работу нашего ума в творческое, созидательное русло. Чтобы дать толчок творческому воображению, нужно заставить ум отвечать на вопросы – до тех пор пока готовые ответы не будут исчерпаны и воображению волей-неволей придется включиться в работу. Ниже вы найдете упражнения, которые откроют вам секреты пробуждения творческого потенциала. Они широко использовались в актерской практике, но их польза очевидна для любого человека, который хочет развить свое внимание, интеллект и способности к творчеству.
Упражнение «Неизвестное устройство»
Подготовительный этап: мысленно перенеситесь в Амазонию. Представьте, что вы – житель одного из диких племен Амазонии. Рядом с деревней племени есть поселок белых людей, вы знаете, что у них имеется множество интересных вещиц, некоторые из них (машины, телевизоры) вы даже видели.
Выполнение упражнения
И вот в ваши руки попадает предмет из «цивилизованного» мира. Белые называют его странным словом «тостер». Это все, что вы о нем знаете. Попытайтесь понять, для чего существует этот предмет? Как он устроен? В каких целях вы могли бы его использовать? (Учтите, что в деревне племени нет ни розеток, ни электричества.) Покрутите неизвестное устройство в руках, понюхайте его. Произнесите несколько раз название. Какие ассоциации оно вызывает у вас? Найдите предмету достойное применение в быту амазонского племени. Запишите свои открытия.
Упражнение «Сочиняем рассказ»
Задание: напишите рассказ, все предложения которого должны начинаться первым предложенным словом, а заканчиваться последним. Вот эти слова.
Тогда – услышит. Стараясь – говорить. Деловито – положение. Чувствуется – промахи. Критик – портфель. Неудобно – молчал. Наступило – ждал. Писатель – потупясь. Уже – как попало. Не поднимая глаз – славе. Костлявый – к боку. Книгой – штору. Стал искать – горло. Автобиография – в люди. Среди молодых – вольно. Он скользнул – женщину. С досадой – украшают. Эмигранты – плачут. Он подумал – за границей. За стеклом – фрукты. Торжественно – писать.
Упражнение «Игра в сравнения»
Сравнивать объекты – прекрасное упражнение для развития интеллекта. Займитесь сравнением. Представьте себе:
• десять объектов меньше вашего ногтя (муравей, крупинка риса и т. д.);
• десять объектов крупнее слона;
• десять объектов темнее земли;
• десять объектов выше трехэтажного дома;
• десять объектов, находящихся под землей;
• десять объектов, находящихся в небе;
• десять объектов легче воды;
• десять объектов быстрее лошади;
• десять объектов ароматнее розы;
• десять объектов белее молока;
• десять объектов тверже дерева.
В эту игру интереснее играть группой на скорость. Если у вас есть дети или внуки, предложите им поиграть с вами, упражнение полезно для разных возрастов.
Упражнение «Ищем круги
и овалы»
Это упражнение можно выполнять в любое время в любом месте. Выполнение упражнения: оглянитесь вокруг и найдите предметы, содержащие круги и овалы. Настройте свое внимание таким образом, чтобы видеть только круги и овалы. Скоро вы поймете, что круги и овалы заполонили пространство. Вы видите только их.
Варианты выполнения упражнения: точно так же можете концентрироваться на квадратных предметах, на острых углах и т. д.
Тренировка навыка владения вниманием
1. Это еще один действенный инструмент, чтобы научиться мыслить стратегически. Нужно научиться по своей воле концентрировать внимание на интересующей нас цели и направлять его в нужное русло. Уделяйте тренировкам внимания хотя бы несколько минут ежедневно, и вы очень скоро удивитесь тому, какие плоды принесет ваш новый способ мышления.
2. Сядьте в удобную позу (в любом месте, где вам никто не помешает, дома, в помещении или на улице), отгоните все хаотично мечущиеся в голове мысли. Поверните голову направо и сосредоточьтесь только на том, что вы видите (все предметы, вещи, явления и т. д.). Запомните это, а затем запишите на листе бумаги все, что вы видели, стараясь ничего не упустить, вплоть до мелочей и деталей.
3. Затем поверните голову налево и также рассмотрите все, что видите там. Запомните, затем запишите все до мелочей.
4. Оказавшись среди людей (там, где обстановка достаточно спокойная, и вам не требуется совершать какие-то действия, к примеру, на совещании, вечеринке, в вагоне метро или в зале ожидания вокзала и т. д.), уделите немного времени этому заданию. Задайтесь целью, к примеру, на протяжении 5–10 минут обращать внимание только на одну какую-то деталь внешности (например, нос или прическу) разных людей и сравнивать их между собой.
5. Старайтесь не отвлекаться и отдавать себе отчет во всех своих мыслительных действиях. Вот вы концентрируете свое внимание исключительно на одной детали внешности, вот вы делаете вывод, отмечаете в памяти увиденное, вот вы переносите такое же концентрированное внимание на другого человека, опять делаете вывод. Затем сравниваете увиденное в первом и втором случае; отмечаете для себя все различия и сходства увиденного.
6. Отведите 5–10 минут ежедневно, которые вы посвятите обдумыванию какой-то проблемы. Сегодня это может быть одна проблема, завтра другая – но важно, чтобы в течение 5–10 минут вы были сконцентрированы только на одной проблеме и не отвлекались ни на что другое.
7. Сначала четко сформулируйте для себя цель, например: «В ближайшие десять минут я буду думать о своем отпуске». Помните, что «думать» – это вовсе не означает мечтать и представлять себе, как вы будете отдыхать. Думать – это значит рассматривать все возможные факторы, связанные с отпуском. Для этого последовательно задавайте себе вопросы и отвечайте на них.
Например:
Какими деньгами я могу располагать в отпуске? Сколько времени мне требуется, чтобы отдохнуть? Какие виды отдыха я могу позволить себе в рамках этого бюджета и этого времени? Какие идеи отпуска мне нужно отбросить, так как они слишком дорогие или требуют слишком много времени? Какие существуют альтернативные идеи отпуска?
Когда вы почувствуете, что у вас уже хорошо получается концентрировать внимание и не отвлекаться, выбирайте для рассмотрения более сложные проблемы или такие, на которых сосредоточиться труднее, так как в них нет вашей непосредственной личной заинтересованности. Например, задайтесь целью в течение десяти минут придумать как можно больше способов сделать ваш город чище и красивее. Если мысль будет упорно переключаться на что-то другое, снова и снова направляйте ее в нужное русло, пока не придете к удовлетворяющему вас решению.
Упражнение «Все наоборот»
Это упражнение может вызвать протест вашего разума. Оно может показаться вам бессмысленным, нелепым и даже абсурдным. Пожалуйста, хотя бы на время отбросьте эти представления – если трудно это сделать, то объясните вашему разуму, что это просто игра. И попробуйте сделать следующее.
Обратите внимание на предметы и явления вокруг вас. Пусть это будут самые простые вещи: кран, из которого течет вода, апельсиновый сок, который вы пьете на завтрак, стол, за которым вы работаете или принимаете пищу.
Отмечайте для себя действия, которые производятся с этими предметами, и тут же задавайте себе вопрос: а что если бы это работало с точностью до наоборот?
Пусть на первый взгляд вам покажется, что получается полный абсурд, – а вы все же попробуйте найти в этом абсурде рациональное зерно и подумать, какая идея может из него вырасти.
Например:
1. Вода течет из крана. А если бы кран тек из воды? (Идея подводного гидромассажа.)
2. Апельсиновый сок во мне. А если бы я был в апельсиновом соке? (Идея добавить фруктовый сок в пенящееся средство для принятия ванны.)
3. Я подхожу к столу. А если бы стол подходил ко мне? (Идея столика на колеса.)
Вы увидите, насколько увлекательной может быть эта игра, а главное – она тренирует ваш разум преодолевать шаблоны и искать нестандартные решения.
Подготовила Ольга АКСЮТИНА