Катитесь сюда

В Алматы открывается сезон летнего экологичного транспорта

9 002

С наступлением солнечных дней горожане все чаще стали оставлять свои авто и передвигаться по городу на велосипедах, самокатах, гироскутерах и других видах экотехники. Корреспонденты «Вечерки» узнали, какие зеленые виды ТС в тренде этого сезона, как определиться с выбором и почему алматинцы все больше отдают предпочтение экономичным средствам передвижения, не влияющим на окружающую среду.

Катим сами
С прошлого года в Алматы наблюдается бум на электросамокаты. Сейчас на нашем рынке представлено множество моделей, диапазон цен на которые колеблется от 90 тысяч тенге до 250 тысяч. Самый адекватный прайс на достаточно надежную модель 120–150 тысяч тенге.
На что следует обратить внимание при покупке электросамоката и как подобрать нужную для вас модель? На эти вопросы нам помогли ответить сотрудники одного из специализированных магазинов города.
Главный критерий, от которого зависит цена электросамоката, это мощность. От аккумулятора зависит расстояние, которое данное транспортное средство сможет преодолеть. Минимальное – это 7 км, более мощные двигатели способны проехать 25 км. Но стоит помнить, что мощные аккумуляторы тяжелее, соответственно, добавляется вес. Плюс, чем мощнее аккумулятор, тем дольше его нужно заряжать. Максимальное время полной подзарядки длится 12 часов. Минимальное – 7 часов.
Скорость движения электросамоката у некоторых моделей развивается до 55 км/ч. Но такое катание небезопасно, особенно в городе. Минимальный порог скорости – это 10 км/ч. Такой вариант подойдет для детей. Оптимальным вариантом для взрослого или подростка будет выбор электросамоката со скоростью около 25 км/ч.
Стоит обратить внимание и на колеса. Диаметр может варьироваться от 4 до 12 дюймов. Здесь также предпочтительнее средние показатели в 8 дюймов. Колесам с маленьким диаметром будет проблематично преодолевать ямки и неровности. А колеса с большим диаметром добавят вес. Рекомендуется остановить свой выбор на модели с крыльями на колесах. Это позволит защитить одежду от грязи во время поездки.
Размер имеет значение, точнее вес. Электросамокаты имеют разную весовую категорию. Они могут быть всего 9 кг, что удобно, когда нужно перенести транспорт из дома на улицу или когда закончился заряд аккумулятора. Но встречаются модификации с весом в 50 кг. Желательно приобретать компактное средство передвижения. Это способствует более легкой транспортировке.
К слову, данный вид транспорта настолько набирает популярность в мегаполисе, что теперь даже контролеры «Алматы су» будут передвигаться на электросамокатах. Для этого им уже приобрели первую партию экологичного транспорта. Необходимость электросамокатов связана с тем, что в день контролер, чтобы снять показания счетчиков, исполнить заявки по опломбировке и обследованию, обойти должников, посещает десятки частных домов и коммерческих объектов. Учитывая расстояния между объектами посещения, ежедневно приходится проходить пешком несколько километров. Как знать, может, в будущем и почтальонам тоже подобные решения облегчат труд.

Будущее сегодня
Еще совсем недавно гироскутеры, моноколеса и сигвеи казались фантастическим транспортом, сошедшим с экранов в фильмах про будущее. Сейчас этой технической новинкой уже никого не удивишь. Инновационное транспортное средство дает возможность преодолевать значительные расстояния. Средняя скорость передвижения на гироскутере около 15 км/ч. На одной зарядке встроенного аккумулятора можно пройти до 20–25 км пути. Главным плюсом являются компактные размеры техники. Гироскутеры, как и электросамокаты, в отличие от велосипедов можно заносить в помещения, чтобы избежать краж. И еще одним пунктом в пользу данного ТС можно записать укрепление организма. Сама схема работы такова, что для управления таким средством нужно постоянно держать баланс. Таким образом, во время движения тренируются мышцы ног, туловища, развивается координация, улучшается деятельность вестибулярного аппарата. При выборе гироскутера и других подобных машин следует обратить внимание не только на мощность и скорость, но и на то, какой максимальный вес может выдержать устройство. Кроме того, нужно знать, что большинство моделей совсем не предназначены для поездок в дождливую погоду, а также по лужам, грязи или снегу, поскольку вода может проникнуть под кожух и привести к поломке электронно-механических компонентов. Средняя стоимость гироскутера для взрослого человека – от 39 тысяч тенге.

Крутим педали
Бесспорным лидером «зеленого» транспорта в нашем городе остается велосипед. Благодаря масштабной работе, проводимой городским акиматом, в мегаполисе создаются все условия для развития велодвижения. В настоящее время общая протяженность велодорожек в мегаполисе составляет более 77 км, установлено около 200 велопарковок. К слову, первая велодорожка в Алматы появилась в 2011 году вдоль проспекта Абая. На тот момент это была еще и первая велодорожка в Казахстане и во всей Центральной Азии. Большой популярностью среди горожан пользуется система автоматизированного велопроката Almaty Bike. Стоимость аренды велосипеда в час для зарегистрированных пользователей всего 100 тенге. При этом, если возвращать велосипед на станцию каждые 30 минут, вы катаетесь абсолютно бесплатно.
«Алматинские проекты вдохновляют активных граждан в других регионах. Всем хочется жить в благоприятных условиях, а для этого нужно двигаться и что-то делать. Поэтому важно, чтобы каждый человек, который интересуется и использует велосипед в качестве транспортного средства, был активным участником социальных сетей. Сегодня городам Казахстана нужен твой посыл — почему ты ездишь на велосипеде и отказываешься от личного автомобиля, почему ты за развитие общественного транспорта и за снижение скорости автомобильного трафика. Каждый человек, который ездит на велосипеде, должен понимать, насколько он важный пример для подражания», – пишет на своей странице в Facebook городской активист Аскар Тулеев.
Для многих велосипед стал не просто средством передвижения, а настоящей философией жизни, способом самореализации.

9 001

Алматинец Бахтияр Базарбеков (на фото) – инвалид по зрению, но его недуг не мешает ему жить полной жизнью, путешествовать, снимать фильмы и социальные видеоролики, а также организовывать веломарафоны. Для Бахтияра велосипед – надежный друг, который дарит ему множество возможностей, расширяет горизонты, помогает быть собой. Он организовал три уникальных велотура для слабовидящих и незрячих людей: Алматы – Астана в 2016 году, Алматы – Иссык-Куль в 2017 году, и Астана – Париж в 2018 году, проехав на велосипеде за два месяца более пяти тысяч километров и исколесив шесть стран (Казахстан – Россия – Беларусь – Польша – Германия – Франция).
– 36 дней ехали в одну сторону, 15 дней ехали обратно. В Европе нас встретили как героев, восхищались, ставили в пример. После таких марафонов открывается второе дыхание, – делится Бахтияр Базарбеков.
Велопутешественник намерен и далее мотивировать людей своими поступками.

Наталья ГЛУШАЕВА