Хранить свою звезду

Те, кто знал Шарипа-ага в жизни, поражались его удивительному, почти портретному сходству с Алексеем Максимовичем Горьким

11 003

Те, кто знал Шарипа-ага в жизни, поражались его удивительному, почти портретному сходству с Алексеем Максимовичем Горьким. Однако роли пролетарского писателя он так и не получил. Но в знаменитом фильме Юлия Райзмана «Коммунист» с Евгением Урбанским в главной роли есть крошечный эпизод, где в массовке можно увидеть знакомое лицо. В титры его фамилия не попала, но официально Бейсембаев был оформлен как режиссер-практикант.

11 001

Актерству Шарип Исаулетович учился сначала в ташкентском театрально-художественном институте имени Островского, затем продолжил обучение в ГИТИСе. А уже позже поступил на высшие режиссерские курсы там же, в Москве, где умами властвовал Михаил Ильич Ромм. С 1959 года он режиссер киностудии «Казахфильм».
В иерархии казахского кино имя Шарипа Бейсембаева занимает особое место. Он не занял нишу рядом с классиками – Шакеном Аймановым, Мажитом Бегалиным, Султаном Ходжиковым. Он шел за ними, и его, как и Абдуллу Карсакбаева, часто называли детским кинорежиссером. Хотя такое определение не совсем правомерно. Кроме самой известной посвященной детской тематике кинокартины «Звучи, тамтам!» Бейсембаев снимал и драмы. «Возвращение сына» с великолепным актерским дуэтом – Лидией Смирновой и Бикен Римовой.
Картину местные кинокритики изначально как бы невзлюбили за «сырой, навязанный сверху киносценарий». А зрителям (премьера состоялась в Москве), наоборот, пришелся по душе драматический сюжет, связанный с прошедшей войной. А точнее, с отголосками войны, покалечившей судьбы миллионов людей.
Самого Шарипа война застала в родном Петропавловске. Подростком он пошел работать на военный завод учеником, поднялся до слесаря-установщика. Выжил в отличие от других таких же молодых людей, которые погибали не только на линии фронта, но и в тылу. Тот период зафиксировался в памяти множеством трагических эпизодов. Это стало его болью, его темой: сохранились черновые записи, сценарные наметки будущего фильма. Но в творчестве чаще все складывается так, как складывается, и эта тема не прозвучала.
А с военного времени у него осталась привычка постоянно чем-то занимать свои руки. И особенно во время съемок, когда что-то не получалось или возникали трудности… Ему не было равных в искусстве вырезать на токарном станке деревянные фигурки. Из ореховой скорлупы он мог сделать изящные дамские украшения, а из дверей запросто собрать дачный домик. Недаром Шакен Айманов, знавший и ценивший на «Казах­фильме» по достоинству каждого, о Бейсембаеве отзывался как о высоком профессионале и добавлял, имея в виду его мастеровые качества, что он может и блоху подковать.
Фильм «Храни свою звезду» («Гаухартас»), как и «Возвра­щение сына», – по жанру тоже кинодрама, сделанная по мотивам повести Дулата Исабекова.
Мне попался на глаза старый номер несуществующего уже журнала «Жана фильм – Новый фильм» со стенограммой «круглого стола». Обсуждение с участием отечественных киноведов было связано с выходом фильма на всесоюзный киноэкран.
Картину «Храни свою звезду», несмотря на «профессиональные упущения – драматургические, композиционные, монтажные», все же признали заметным явлением в казахском кино. А за режиссером закрепилась репутация крепкого профессионала, который никогда не сорвет производственный план, снимет даже раньше срока и не подведет своих коллег. А кино, не стоит забывать, это прежде всего производство, где такие качества, как ответственность, обязательность, дисциплинированность, ценились подчас выше творческого потенциала.
Но Шарип-ага был не только хорошим кинорежиссером. Он был замечательным человеком и отличным рассказчиком, что создавало особую атмосферу на съемочной площадке. Как вспоминает актриса Жанна Куанышева, исполнительница главной роли в фильме «Храни свою звезду», ей очень повезло с режиссером в самом начале творческого пути. Его умение работать с актерами (недаром сам Бейсембаев в середине 50-х годов прошлого века был актером труппы казахского театра драмы имени Ауэзова) заключалось в создании прежде всего особой атмосферы доверительности и теплоты, позволявшей актеру-дебютанту внутренне раскрепоститься. За эту роль Жанна Куанышева получила премию как лучшая исполнительница женской роли на Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе.
А когда на киноплощадке были дети! Режиссер в этот момент сам превращался в ребенка, а съемки становились чем-то вроде игры. Архимед Искаков, снимавшийся в фильме «Звучи, тамтам», относился к Шарипу-ага не иначе как к старшему другу и отцу.
Последней картиной, которую снял Шарип Бейсембаев в 1986 году, стала «История слабой женщины» («Несибели»).
Кинорежиссер ушел из жизни в первый день нового, 1990 года.
PS. На аллее славы, что открыта на территории киностудии «Казахфильм» несколько лет назад, еще нет звезды по имени Шарип Бейсембаев. Досадное упущение… Неужели забыли? Хочется надеяться, что это временная амнезия и справедливость восторжествует ко времени празднования юбилейного торжества. А оно по решению кинематографической общественности перенесено на осень.
Салтанат Исмагулова

11 002

Шарип Исаулетович Бейсембаев родился 1 июля 1926 года в Петропавловске. Дебютировал в 1959 году короткометражкой «Это наш сын». Первый полнометражный фильм «Там, где цветут эдельвейсы» (совместно с Ефимом Ароном) снял в 1965 году.
Также снял фильмы: «Звучи, тамтам!» (1967), «У заставы «Красные камни» (1969), «Белый квадрат» (1970), «Нас четверо» (1971), «Родник» (1974), «Храни свою звезду» – «Гаухартас» (1975), «Возвращение сына» (1977), «Невозможные дети» (1980), телефильм
«Я ваш родственник» (1982), «История слабой женщины» – «Несибели» (1986).