Кинотерапия – что это такое?

Сегодня мы беседуем с психологом Нелли Киливник, которая проводит уникальные сеансы психокоррекции киноискусством. Оказывается, просматривая фильмы, мы не только можем получать эстетическое удовольствие, но и лечиться


– В Алматы вы единственная, кто ведет группы по кинотерапии. Что это такое?
– Это направление основал итальянский психолог Антонио Менегетти, он первым сформулировал основы онтопсихологии и еще в 1972 году выпустил книгу под названием «Кинотерапия». Он первым понял, что образы на экране вызывают у зрителя отклик, при котором психологические проблемы сами всплывают на поверхность. Не нужно долгих предварительных расспросов, если человек ассоциирует себя с одним из героев фильма, то ситуация на экране является иллюстрацией его переживаний. И тут есть дополнительный бонус – зачастую режиссер показывает выход из тупика. Когда финал открытый, человек сам может предложить выход: «Нет, он неправильно поступил, вот я бы на его месте…» И озвучивает решение своего вопроса. Этот момент важно не пропустить. Я ненавязчиво спрашиваю: «И как бы вы поступили?» Если человек склоняется к негативному решению, следует дальнейший вопрос: «А кто в вашей жизни поступал таким образом?» И ниточка начинает разматываться. Режиссеры – это не оторванные от мира люди, у них тоже есть свои внутренние и внешние проблемы, которые они выносят на обозрение. Но когда мы смотрим на это со стороны – это ведь не наше, а значит, не страшно. Я считаю, что кинотерапия – нежнейший вид психологического воздействия, она очень аккуратно затрагивает больные струнки нашей души.
– А как происходит сеанс, сколько человек могут участвовать?
– У меня есть два варианта – закрытая группа или открытая. В открытую группу приходят все, кто хочет, человек может просто попробовать, подойдет ли ему такой вид терапии. Тогда материал для просмотра подбираю я. В любом фильме есть элементы психологии, будь то драма, комедия, фантастика или боевик. В открытую группу можно набирать до 15 участников, чтобы по окончании просмотра каждый мог высказаться. Некоторые приходят просто послушать, что говорят другие, и это дает не меньше. Я не заставляю каждого непременно рассказать о наболевшем. Мы садимся, начинаем просмотр, у меня есть специальный кабинет для этого. После окончания фильма обсуждаем ситуации, героев, кто понравился и почему, кто вызвал отторжение. У одного человека поведение экранного персонажа вызывает прямо-таки агрессию, тогда как другие зрители сидят и не понимают, в чем дело. А дело в том, что это скрытые крючочки зацепили за живое только одного зрителя. Я учу людей присматриваться к образам, понимать, что именно хотел сказать режиссер. Почему в кадре несколько раз появляется некая красная вещица, для чего в снятой сцене идет дождь. Режиссеры расставляют свои приманки, чтобы мы догадались, о чем идет речь.
– Нелли, а чем отличаются киноклубы от ваших сеансов кинотерапии? Олег Борецкий, например, он ведь тоже собирает любителей кино и устраивает обсуждения после показа?
– В киноклубах акцент делается на искусстве, а не на терапии. Они обсуждают образы кино, а не скрытые проблемы зрителей. Для кинокритика важно показать зрителям посыл режиссера, а для меня важно, что по этому поводу думает каждый из моих участников. Например, такой образ – летящий корабль. Критик будет объяснять, почему режиссер дал такой образ и что он в него вложил. А я спрошу у каждого участника группы, что он думает по этому поводу. Кто-то говорит: «Это весело, корабль раскрыл паруса и полетел!», а другой скажет: «Что за бред! Больная фантазия, так не бывает!» Это значит, что человек уже ставит себе жесткие рамки в жизни, не позволяет мечтать. Я сама люблю ходить к Борецкому на просмотры и ни в коем случае не считаю его конкурентом.
– Можете привести какой-нибудь пример психологического воздействия фильма?
– Одна девушка из моей группы при просмотре сериала «Доктор Хаус» испытала своего рода инсайт. На экране медсестра прижимала к груди новорожденного ребенка наркоманки, испытывая к нему материнские чувства. Моя клиентка впала в ступор при виде этой сцены, а потом сказала, что этот эпизод для нее явился откровением. Но не в плане материнства, а наоборот. Она осознала, что никогда не хотела иметь детей, потому что ее предназначение не в этом. Все родительские и общественные установки были навязанными. Не каждому в этом мире уготованы семейные радости, есть и другие пути развития личности. Или другой пример. Мы смотрим фильм о жизни подростков. В зале все взрослые, у многих дети переходного возраста, и вдруг на обсуждении выясняется, что мамы не думали о воспитании детей, а смотрели картину с точки зрения подростка. В психологии это называется перенос. Они вспомнили, какие у них были проблемы с родителями, даже дошло до выкриков: «Ненавижу свою мать, она меня неправильно воспитывала!» Матери, наверное, уже лет под 80, она и знать не знает, что делала что-то неправильно, а у дочери вскрылась давняя обида. Бывает, что мать в детстве не купила дочери мороженое, та обиделась и тянет эту ношу через всю свою жизнь. Мы имеем огромную проблему типа «Меня никто не любит, общество меня подавляет, а мать – это главная причина моих невзгод». При этом самой дочери уже далеко за 50, у нее взрослые дети и даже внуки.
– И как это можно проработать?
– Если знаешь, что именно надо прорабатывать, это уже половина дела. То, что всколыхнулось, уже не утонет. В закрытых группах мы сразу и отрабатываем всплывшие негативные эмоции.
– Закрытая группа рассчитана на более глубокое погружение в психику?
– Да, там собирается меньше зрителей, и схема просмотра другая. Тему задают зрители большинством голосов. Я подбираю два-три фильма на заданную тему, которые участники группы смотрят сами дома. На обсуждении мы собираемся и смотрим только эпизоды, отражающие самые яркие переживания героев. Например, смотрим фильм об отношениях, эпизод, где муж с женой скандалят. В жизни у нас нет возможности оценить диалог с обеих сторон, а режиссер дает нам такой шанс – побывать и в голове у героини, и в голове у героя. Проще становится понять своего реального оппонента, ошибки виднее со стороны.
– А люди не стесняются обсуждать при других свои проблемы?
– У нас политика конфиденциальности, мы сразу договариваемся о том, что чужие истории рассказывать нельзя. Свои – сколько хотите, но не чужие. Участники постепенно привыкают друг к другу и раскрываются. Сейчас социум устроен так, что каждый человек сидит в своей скорлупе. Мы все находимся в эпицентре себя, погружены в мобильные устройства, но все события жизни разворачиваются на периферии. Людям нужно общение, сам с собой отношения не построишь.
– А какой состав групп? В основном женщины?
– Вот и нет, мужчин у нас больше, чем в обычных психотерапевтических группах. Они приходят, потому что искусство кино ни к чему не обязывает, можно просто посидеть, послушать других и ненавязчиво высказать свое мнение. Среди мужчин много киноманов, которые все знают о режиссерах, об истории создания фильмов. И многие, несколько раз просмотрев любимый фильм, после психологического анализа сильно удивляются. Оказывается, можно то же самое увидеть под другим углом.
– Можете для читателей сделать «разбор полетов»? Взять самый известный фильм, который все видели много раз, и проанализировать поведение героев?
– Конечно. Возьмем «Иронию судьбы, или С легким паром». Этот фильм показывают каждый Новый год. История Жени Лукашина. Он мягкий, живет с мамой, с девушкой встречается уже долго и никаких решений не принимает. Показанная в фильме история могла случиться только с таким растяпой. Галя, его возлюбленная, которую мы видим только в самом начале фильма, напротив, девушка жесткая и с характером. Надя из Ленинграда тоже не проявляет чудеса решимости. Она, кажется, готова прилепиться к любому мужчине, который проявит к ней интерес. Сама не знает, чего хочет. Безуспешно встречалась с женатым мужчиной, затем с Ипполитом, которого она вроде бы любит, но за одну ночь меняет свое отношение. Нормальная женщина, увидев пьяного постороннего дома, выставила бы его без разговоров. И привлекла бы своего жениха к этой задаче. Но Надя, открывая дверь Ипполиту, говорит: «У меня для тебя сюрприз. Он в той комнате» – и показывает на дверь, за которой находится пьяный Лукашин. Надя явно не взрослая, она пребывает в подростковом мироощущении. Куда ветер несет, туда она и клонится. Она романтичная муза, а не созревшая женщина. Надюша рушит свою жизнь за одну ночь, сама не зная, зачем, меняет красивого обеспеченного Ипполита на недотепу Лукашина. Музыка и литература ей ближе, чем реальный мир. Разберем последнего из трех персонажей. Ипполит – внешне импозантный мужчина, а внутри балованный ребенок, привыкший топать ножкой. Как он повел себя при виде чужого мужика в квартире? Он не взял его под белы руки и не выставил на лестничную клетку. Он рассердился, хлопнул дверью и ушел сам. Разве это проявление мужского характера? В итоге мы имеем трио взрослых людей, которые ведут себя с позиции ребенка. Режиссер не показывает нам отцов главных героев, и Женю и Надю, скорее всего, воспитывали матери. Может ли Жениной маме с сильным характером понравиться неизвестная Надя из другого города? Нет. Мамы выбирают своим сыночкам невесту, похожую на себя, а это как раз была боевая Галя. Если маме не понравится новая муза сына, что она сделает? Да просто не даст им никакой жизни, а сын не пойдет против воли мамы. Есть ли шанс у этих двух нерешительных подростков? С психологической точки зрения – никакого. Я так вижу взаимоотношения персонажей, а как видите вы? Кто вы – Женя или Ипполит? Надя или Галя? Как бы вы поступили, обнаружив у себя в квартире пьяного мужчину? А что бы вы сделали, когда он, протрезвев, стал петь вам лирические песни? На месте Ипполита, придя в новогоднюю ночь в гости к невесте, как бы вы повели себя с Лукашиным? Видите, фильм засмотрен до дыр, а если подойти к нему с практической точки зрения и отыграть за главных героев их роли, вы можете узнать о себе много нового.
– Очень интересный взгляд на искусство. Скажите, как часто вы собираете группы на кинотерапию и какова цена участия?
– Сейчас я как раз начинаю набор новых групп, проводить сеансы буду в зависимости от желания участников. Можно один раз в неделю, если есть потребность, можно и два. Мне эти занятия доставляют большое удовольствие. Стоимость одного сеанса – 2000 тенге.


Ольга АКСЮТИНА