Краски традиций

Центральный государственный музей РК приглашает алматинцев совершить путешествие в мир казахской культуры

23 002

Праздничная программа «Краски Наурыза» – это традиционный весенний фестиваль ЦГМ РК. Открывая ее, заместитель директора по научной работе ЦГМ РК Галия Темиртон подчеркнула, что возрожденный праздник Наурыз гармонично вписался в современную жизнь и стал играть большую роль в укреплении взаимного уважения, общественной стабильности и согласия в обществе.
Одной из центральных экспозиций праздничной программы станет выставка «Сыр сақтаған сандықтар...» из фондовой коллекции ЦГМ РК. Экспозиция посвящена сундукам, имеющим важнейшее значение в быту и культуре казахов. На выставке представлены сундуки разных исторических периодов, начиная с глубокой древности.
– Сундук – один из древнейших видов мебели, который используется из века в век. Жизнь идет вперед, некоторые предметы быта потеряли актуальность, но сундуки по-прежнему в ходу, – подчеркнула Галия Темиртон.
Этот основной и универсальный предмет мебели не только служил для хранения одежды, предметов домашнего обихода, ценностей, но и придавал красоту интерьеру юрты. Мастера изготавливали сундуки из березы, черной ивы, дуба. Его лицевую сторону отделывали резными узорами, украшали железными и медными пряжками. Ремесленники-ювелиры украшали сундуки золотыми, серебряными и другими разновидностями драгоценных камней. На юге сундук преимущественно расписывали краской, на него наносили орнамент, а в северных, центральных и восточных регионах чаще украшали разноцветными металлами. На западе использовали резные узоры, которые художественно разукрашивали цветными красками.
Сундук был неотъемлемой частью приданого невесты. Когда устраивали проводы невесты, ее наряды, драгоценные изделия складывали в сундук, а поверх него – постельные принадлежности. В дом будущего супруга невеста отправлялась вместе со своим приданым. После қыз ұзату, свадьбы со стороны девушки, в доме, где будут жить молодожены, проводилась церемония открытия сундука невесты. В сундук заранее клали и специальную ткань, которую затем разрезали на куски и раздаривали всем женщинам, принимавшим участие в свадебном торжестве. Раздача материи сопровождалась самыми светлыми пожеланиями, лоскуты преподносились в качестве сувенира. Из кусочков ткани молодые замужние женщины шили лоскутное одеяло – құрақ көрпе.
Кроме того, некоторые виды сундуков использовали в качестве кровати. При кочевом укладе сундук был удобен для транспортировки на арбе или перевозки на спине вьючных животных – верблюда или лошади. Во многих случаях сундук закрывался на замок, а сами замки были как навесные, так и врезные. К сундуку прикреп­ляли ножки, чтобы дно не отсырело, когда его ставили на землю. Размеры сундука зависели от его предназначения в быту: маленькие – 30–60 см, а большие достигали 60–120 см.
Свое название сундук получал в зависимости от того, что в нем хранилось. Например, шай сандық – для сладостей и чая, мата сандық – для одежды, тканей, а самый большой, жүк сандық, предназначался для кошмы и одеял. В кочевой среде для большей долговечности сундуков изготавливаются специальные футляры – сандыққап. Мастера по сей день изготавливают сундуки и колыбели – бесік, продолжая древние обычаи.
В экспозиции представлено свыше 50 редких и уникальных предметов быта и декоративно-прикладного искусства казахов ХIX – первой половины XX века.
– Наш долг – сохранить для потомков эти раритеты, они являют собой прошлое, настоящее и наше устремление в будущее. Мы идем вперед, развиваем новые технологии, но фундаментом нашей жизни были и остаются предметы традиционной культуры, удобные и практичные во все времена, – особо отметила Галия Темиртон.
Выставка «Сыр сақтаған сандықтар...» продлится до конца апреля.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА