Крепкое тибетское здоровье

Что же на самом деле представляют собой волшебные тибетские ритуалы?

26 0055Увлечение тибетскими практиками и философией в западном мире началось несколько десятилетий назад. Одной из первых ласточек стала книга Питера Кэлдера «Око возрождения». В повести, быстро ставшей мировым бестселлером, рассказывалась история о некоем полковнике Брэдфорде, который, живя в закрытом тибетском монастыре, помолодел на 20 лет и вернулся на родину полностью обновленным. Книга содержит пять упражнений, названных «тибетскими ритуалами», с помощью которых полковнику удалось повернуть время вспять. С тех пор миллионы читателей пытались повторить опыт Брэдфорда, и все единодушны в одном: никому от выполнения упражнений не стало хуже. Напротив, многие избавились от хронических болезней, подняли свой жизненный тонус и чувствуют себя прекрасно. Что же на самом деле представляют собой волшебные тибетские ритуалы? Прокомментировать каждый из них мы попросили инструктора по йоге клуба «Лотосовая нить» Андрея Полуяхтова.

Семь вихрей в человеческом теле.

Тибетский ритуал № 1
Исходное положение: стоя прямо с горизонтально вытянутыми в стороны на уровне плеч руками. Нужно начать вращаться вокруг своей оси до тех пор, пока не возникнет ощущение легкого головокружения. При этом большое значение имеет направление вращения – слева направо. Другими словами, если бы вы стояли в центре лежащего на полу большого циферблата, обращенного лицевой стороной вверх, то вращаться нужно было бы по часовой стрелке.
Для начала вращайтесь не более трех раз. Максимальное число оборотов – не более 20. Прежде чем начать вращаться, зафиксируйте взгляд на какой-нибудь неподвижной точке прямо перед собой. Начав поворачиваться, не отрывайте взгляда от избранной вами точки сколько это будет возможно. Когда же из-за поворота головы точка фиксации взгляда уйдет из вашего поля зрения, быстро поверните голову, опережая вращение туловища, и как можно быстрее снова «захватите» взглядом свой ориентир. Такой прием работы с использованием опорной точки позволяет довольно заметно отодвинуть предел головокружения.

26 001
Комментарий А.П.: В книге Питера Кэлдера говорится о 12 энергетических вихрях в человеческом теле, для активизации и укрепления которых служит это упражнение. Описание и местонахождение 7 центральных вихрей полностью соответствует описанию чакр в индийской йоге. Само упражнение в йоге отсутствует, зато оно есть в суфийских практиках. Это так называемое суфийское вращение. Применяется для того, чтобы ощутить центральный энергетический канал, связующий человека с энергией Земли и Неба. Когда вращение достигает своего апогея, движение уже не ощущается, а только неподвижный центр. Суфии с помощью этих вращений достигали единения с богом, здесь же делается акцент на оздоровительном аспекте упражнения, то есть активизации энергии в чакрах.

Тибетский ритуал № 2
Исходное положение: лежа на спине на коврике. Вытянув руки вдоль туловища и прижав ладони с плотно соединенными пальцами к полу, нужно поднять голову, крепко прижав подбородок к грудине. После этого поднять прямые ноги вертикально вверх, стараясь при этом не отрывать от пола таз. Если можете, поднимайте ноги не просто вертикально вверх, но еще дальше на себя, до тех пор пока таз не начнет отрываться от пола. Главное при этом – не сгибать ноги в коленях. Затем медленно опустите на пол голову и ноги. Расслабьте все мышцы и после этого повторите действие еще раз. В самом начале необходимо выдохнуть, полностью избавив легкие от воздуха. Во время поднимания головы и ног следует делать плавный, но очень глубокий и полный вдох, во время опускания – такой же выдох. Чем глубже дыхание, тем выше эффективность практики.

26 002

26 002 1

Комментарий А.П.: Мы с детства знаем это упражнение как «стойку-березку», когда она идет с поддержкой рук. В индийской йоге вариант с поддержкой называется «сарванг­асана», а вариант, описанный в книге Кэлдера, – «випаритакарани», в некоторых переводах с санскрита трактуется как «поза перевернутой свечи». Випаритакарани относится к «королевским» позам, способным продлевать молодость. Чувствуете параллели? В книге Кэлдера полковник Брэдфорд помолодел на 20 лет, практикуя випаритакарани. Конечно, чтобы запустить процессы омоложения, надо выполнять асану правильно и находиться в ней достаточно продолжительное время. Что касается реальной физиологической пользы от данной позы, то она такова:
1) происходит отток лимфы;
2) разрушаются и выводятся токсины из организма;
3) снимает часть нагрузки с системы кровообращения, созданной необходимостью преодолевать силу тяжести при прохождении нижнего круга; отдыхает сердечная мышца;
4) устраняется опущение внутренних органов (особенно у женщин);
5) развивается сила рук;
6) уменьшается отечность конечностей;
7) отдыхают кровеносные сосуды ног в связи с изменением направления кровотока;
8) мозг получает дополнительное крово­снабжение, улучшается память;
9) происходит стимуляция щитовидной железы и других желез секреции, так как они обильно омываются свежей кровью;
10) помогает избавиться от запоров, анемии, несварения;
11) повышает жизненный тонус организма;
12) улучшается внешний вид кожи и волос, замедляется появление седины;
13) усиливается капиллярное кровообращение мимических мышц;
14) одна из лучших асан при варикозном расширении вен.
В йога-терапии говорится также о пользе випаритакарани для психики человека. Она помогает снять энергетические блоки, успокаивает нервную систему, снижает уровень депрессии, стресса и тревоги, ведет к успокоению мыслей, а также помогает вылечить бессонницу и легкую головную боль. Это на самом деле волшебная асана, только выполнять ее надо правильно и не переусердствовать поначалу. Для поддержки можно использовать стену, а после выхода из асаны полежать на спине несколько минут, полностью расслабившись.

Тибетский ритуал № 3
Исходное положение: стоя на коленях. Колени следует ставить на расстоянии ширины таза одно от другого, чтобы бедра располагались строго вертикально. Кисти рук ладонями лежат на задней поверхности мышц бедер как раз под ягодицами. Затем следует наклонить голову вперед, прижав подбородок к грудине. Забрасывая голову назад и вверх, выпячиваем грудную клетку и прогибаем позвоночник назад, немного опираясь руками о бедра, после чего возвращаемся в исходное положение с прижатым к грудине подбородком. Немного отдохнув, если необходимо, повторяем все сначала. Подобно второму ритуальному действию, третье требует строгого согласования движений с ритмом дыхания. В самом начале следует сделать такой же глубокий и полный выдох, как в первом. Прогибаясь назад, нужно вдыхать, возвращаясь в исходное положение – выдыхать.

26 003
Комментарий А.П.: Это начальный и облегченный вариант уштрасаны – позы верблюда. Самая простая модификация позы верблюда – это разновидность с поддержкой руками области поясницы и дозированным прогибом в шейном и грудном отделах. Колени расположены на ширине таза, грудная клетка «раскрыта», плечи отведены назад, лопатки направлены друг к другу. Если довести асану до ее логического завершения, надо прогнуть позвоночный столб назад, откинуть голову, а руками опереться на пятки. Уштрасана, являясь компенсаторной асаной для положения со сгибанием позвоночника, разгибает позвоночный столб, помогая сохранить его природную гибкость, укрепить глубокий мышечный корсет, а также мышцы корпуса, рук, ног и шеи. Уштрасана способствует слаженной работе внутренних органов грудной и брюшной полости. Помимо благотворного влияния на нервную, дыхательную, сердечно-сосудистую, пищеварительную и половую системы уштрасана также оказывает гармонизирующее воздействие на эндокринную систему, активно стимулируя надпочечники, щитовидную и поджелудочную железы.

Тибетский ритуал № 4
Сядьте на пол, вытянув перед собой прямые ноги со ступнями, расположенными примерно на ширине плеч. Выпрямив позвоночник, положите ладони с сомкнутыми пальцами на пол по бокам от ягодиц. Пальцы рук должны быть при этом направлены вперед. Опустите голову вперед, прижав подбородок к грудине. Затем запрокиньте голову как можно дальше назад и вверх, а потом поднимите туловище вперед до горизонтального положения. В конечной фазе бедра и туловище должны находиться в одной горизонтальной плоскости, а голени и руки – располагаться вертикально, как ножки стола. Достигнув этого положения, нужно на несколько секунд сильно напрячь все мышцы тела, а потом расслабиться и вернуться в исходное положение с прижатым к груди подбородком. Затем повторить все сначала. Сначала нужно выдохнуть. Поднимаясь и запрокидывая голову, выполнить глубокий плавный вдох. Во время напряжения задержать дыхание и, опускаясь, полностью выдохнуть. Во время отдыха между повторениями сохранять неизменный ритм дыхания.

26 004
Комментарий А.П.: Это однозначно сахаджа пурвоттанасана (поза перевернутого стола). Асана укрепляет руки, растягивает плечи. Рекомендуется при заболеваниях легких, воспалительных и инфекционных, аллергических заболеваниях, при болях в спине, вызванных сидячей работой, для исправления осанки. Укрепляет мышцы брюшного пресса, рук и ног, тонизирует область шеи. Стимулирует работу внутренних органов брюшной полости.

Тибетский ритуал №5
Исходное положение: упор лежа прогнувшись. При этом тело опирается на ладони и подушечки пальцев ног. Колени и таз пола не касаются. Кисти рук ориентированы строго вперед сомкнутыми вместе пальцами. Расстояние между ладонями немного шире плеч. Расстояние между ступнями ног такое же. Начинаем с того, что запрокидываем голову как можно дальше назад и вверх. Затем переходим в положение, при котором тело напоминает острый угол, вершиной направленный вверх. Одновременно движением шеи прижимаем голову подбородком к грудине. Стараемся при этом, чтобы ноги оставались прямыми, а прямые руки и туловище находились в одной плоскости. Тогда тело окажется как бы сложенным пополам в тазобедренных суставах. После этого возвращаемся в исходное положение – упор лежа прогнувшись – и начинаем все сначала. Начав с полного выдоха в упоре лежа прогнувшись, вы делаете глубокий, насколько это возможно, вдох при «складывании» тела пополам. Получается некоторое подобие так называемого парадоксального дыхания. Возвращаясь в упор, лежа прогнувшись, вы делаете полный выдох. Останавливаясь в крайних точках для выполнения напряженной паузы, вы задерживаете дыхание на несколько секунд соответственно после вдоха и после выдоха.

26 005
Комментарий А.П.: Ну это, наверное, самые известные йоговские позы. В переводе они звучат как «собака мордой вверх» и «собака мордой вниз». Они действительно идут друг за другом и являются частью популярного сейчас комплекса «Сурья намаскар», то есть «приветствие Солнцу». Почему-то здесь использованы только две позы из двенадцати. Единственное различие – в дыхании. Во время выполнения «собаки мордой вверх» делаем вдох, а выдох следом, когда практикующий переходит к асане «собака мордой вниз». Для чего автор поменял последовательность вдоха и выдоха – неизвестно. Обе эти позы улучшают осанку, омолаживают позвоночник, укрепляют запястья и руки; тонизируют мышцы в области грудной клетки, плечевого пояса, живота и ягодиц; стимулируют работу органов брюшной полости, таза; облегчают симптомы ишиаса (заболевания, связанного с защемлением и воспалением седалищного нерва в пояснично-крестцовом отделе позвоночника), избавляют от усталости и легкой депрессии; оказывают терапевтическое воздействие при астме (увеличивают дыхательную поверхность).
Итак, как мы выяснили, омолаживающие тибетские ритуалы содержат одно суфийское вращение и четыре йоговские асаны. По какому принципу подобраны именно эти позы, известно одному автору. Возможно, таким образом он хотел популяризировать на Западе йогу? Во всяком случае, польза от асан несомненна, даже если они и не омолодят вас на двадцать лет, как полковника. Они достаточно просты в исполнении, попробуйте и вы!
Ольга АКСЮТИНА