КСК: перезагрузка

«Каким быть кооперативу собственников квартир и быть ли ему вообще»

27 001

Дискуссия на тему: «Каким быть кооперативу собственников квартир и быть ли ему вообще», развернутая настойчивыми членами Общественного совета города, продолжается. Более того, после прошедших недавно общественных слушаний, призванных примирить враждующие стороны – председателей КСК и собственников квартир, словесные баталии стали еще жарче.

Наши читатели тоже не молчат. Вот их мысли по поводу волнующей всех проблемы. Слово – постоянным участникам круглого стола Общественного совета города Алматы Светлане Передерий и Надежде Зарьковой.
– Прозвучавшие на последних общественных слушаниях предложения по совершенствованию работы КСК носят явно провокационный характер и льют воду только на «мельницу» председателей КСК, – безапелляционно заявляют общественницы. – Все предложения так называемых правозащитников облегчают работу председателей КСК, одновременно оставляя им возможность ухода от ответственности перед государством и собственниками квартир. В некоторых КСК квартировладельцы и так уже на положении крепостных: собраний не проводится, отчетов они не видят и не слышат.
До каких пор юристы КСК, существующие на деньги собственников квартир, будут защищать в различных государственных и судебных органах только интересы председателей КСК? Мы предлагаем при спорах в судах между КСК и собственниками квартир, а также при рассмотрении заявлений собственников квартир в государственных и правоохранительных органах законодательно запретить сотрудникам и представителям КСК выступать на стороне руководителей.
Кроме того, общественницы прислали в газету следующие предложения:
1. Пункт 8 статьи 31 Закона РК «О жилищных отношениях» оставить без изменения. Законодатель прав: открытие двух счетов на каждый объект кондоминиума и отчисления на капитальный ремонт в размере 0,02 МРП с квадратного метра позволит собственникам реально, а не виртуально контролировать движение денежного потока, а вороватые председатели окажутся под колпаком. Однако предлагаем нашим народным избранникам законодательно уменьшить риски жильцов, а именно: выдавать банкам лицензии на право открытия сберегательных счетов на капремонт по аналогу с депозитами; установить комиссионные за обслуживание текущих и сберегательных счетов на каждый объект кондоминиума в размере 50 процентов от установленного в банках тарифа за эту услугу (количество жилых домов по стране позволит это сделать. Тем более что движение по накопительным счетам будет в основном на приход, и банки будут иметь возможность использовать эти средства в своем обороте); с целью уменьшения инфляционных рисков, начислять комиссионное вознаграждение на остатки сберегательных счетов по аналогии с Жилстройсбербанком – это накопления граждан страны и они должны быть уверены, что их сбережения не обесценятся ко времени проведения капремонта по их дому.
2. Не принимать заявления с жалобами на КСК от неплательщиков с задолженностью более трех месяцев – это вообще бомба замедленного действия. Правозащитники предлагают объявить должников по РСЖ изгоями или разделить общество на касты? У нас демократическое и правовое государство, и каждый гражданин имеет право на защиту этого государства. Поэтому предлагаем внести изменение в Закон РК «О жилищных отношениях» пункт 4 статьи 50: «На требование по погашению задолженности срок исковой давности установить один год». Это заставит нерадивых председателей КСК более ответственно относиться к работе с должниками, а не тянуть годами с предъявлением исковых требований.
3. В пункте 3 статьи 42 Закона РК «О жилищных отношениях» законодательно закрепить: «Без заключения управляющим кондоминиума индивидуальных договоров с собственниками квартир вся его деятельность признается незаконной».
4. В связи с тем, что в реестре Министерства юстиции РК отсутствует такая форма управления объектом кондоминиума, как ПКСК, их деятельность на территории страны на сегодняшний день вне закона. Предлагаем одномоментно на территории всей страны провести налоговую проверку и ликвидировать эти незаконные формирования. Одновременно в Законе РК «О жилищных отношениях» в пункте 2 статьи 42 подпункте 4 «иные формы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан» – удалить.
5. Индекс инфляции при расчете РСЖ в случае повышения цен и тарифов применять только после одобрения их общим собранием собственников кондоминиума. Необходимо проводить собрания и письменные опросы по каждому дому. Если крупные КСК не могут собрать 80 процентов собственников квартир, необходимо ставить вопрос об их расформировании: «один дом – один КСК».
6. Считаем, что предложение о делегировании прав старшему либо уполномоченному лицу по дому или возможность голосования через Интернет направлено на защиту интересов председателей КСК для ухода от подотчетности перед собственниками квартир. А если у председателя нет желания общаться с собственниками квартир и он не может организовать кворум на собрании, такой КСК необходимо расформировать.
От редакции. Предлагаем собственникам квартир, председателям КСК, общественникам не оставаться в стороне и принять участие в дискуссии. И по примеру Светланы Передерий и Надежды Зарьковой выдвигать свои конструктивные предложения.
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА