Куда уходит детство

В Алматы открылся Казахстанский центр гуманной педагогики

Школьное образование сегодня – предмет самых горячих споров и дискуссий. Едва ли кого-то все сегодня устраивает в этой сфере: от подбора преподавательского состава до метода и стиля работы с детьми. Центр гуманной педагогики предлагает учителям и родителям качественно новый подход к преподаванию. На презентацию центра в Алматы прибыл знаменитый советский и грузинский педагог, создатель авторских педагогических методик, профессор и академик АПН СССР Шалва Амонашвили.

8 005
Не секрет, что профессия школьного учителя за последние годы несколько утеряла былой престиж, и в профессию проникла масса случайных людей, но даже не случайные в этой профессии люди порой относятся к своей деятельности слишком формально. Все эти факторы негативно сказываются на восприятии детьми школы как второго дома. И Казахстанский центр гуманной педагогики ставит своей целью возрождение в учителях любви к детям, к своей профессии – и вообще помочь им осознать пользу своего преподавания. Занятия будут проходить в виде интерактивных игр на семинарах, где учителя будут изучать и применять на практике основные принципы гуманной педагогики – идей, которые издревле пропагандировали такие великие педагоги, как Ян Амос Коменский, Януш Корчак, Василий Сухомлинский. Детей будут учить науке взаимоотношений со старшими, с равными и с младшими. Аналогичные курсы будут открыты и для родителей. Центр будет работать под руководством известного психолога и философа Марины Таргаковой и под патронажем самого Шалвы Амонашвили. Напомним, что Шалва Александрович еще в советские годы разработал несколько авторских методик на основе идей гуманной педагогики, которые зачастую с трудом пробивали себе дорогу. Тем не менее сегодня Амонашвили по праву считается одним из самых авторитетнейших педагогов ХХ века как на постсоветском пространстве, так и в мире.
На презентации центра в Алматы нам удалось пообщаться с мэтром педагогики и взять у него интервью.
– Шалва Александрович, каким образом, на ваш взгляд, можно охарактеризовать современную постсоветскую школу?
– Для начала надо задать вопрос: а что есть школа? Это здание, где проходит процесс получения информации? Нет, это просто помещение. А школа – это прежде всего учитель. Учитель может заниматься этим процессом и без здания – в древности люди спокойно обучались под открытым небом. Нынешнее поколение учителей – это в огромной степени авторитарный народ. Чаще всего дети слышат от них «ты должен», «ты обязан» и т. п. Причем не просто учиться, а подчиниться моей воле, не будешь подчиняться – поставлю плохую оценку, вызову родителей, не буду любить, из школы выгоню, в конце концов. И ребенок реагирует на эти «санкции», он становится напуганным этой школой. Но, к счастью, в этой школе вдруг всегда появляется одна светлая душа, учитель от Бога, если двое-трое – уже счастье. Они как маяки для этой школы, любят свой предмет, любят детей, любят то дело, которым занимаются. Таких учителей действительно мало, и наша задача – сделать так, чтобы их в школе было не 2–3, а хотя бы 7–9.
– Где взять этих новых учителей?
– Не надо никого массово менять. Просто учителям надо показывать новые ценности. Осторожно, без навязывания. Раскрывать принципы гуманной педагогики, рассказывать о ее основах. Я вас уверяю, настоящие учителя сразу же отзовутся. Эта наука очень древняя: ею занимались такие великие педагоги, как Ян Амос Коменский, Антон Макаренко и многие другие. Я тоже не могу сказать, что занимаюсь этим, я скорее, показываю людям ее принципы и плоды. При этом, если завтра прикажут все школы в обязательном порядке сделать гуманитарными, я буду горячо против этого, потому как нет ничего более глупого, чем насаждать гуманную педагогику авторитарными методами. Надо верить в ребенка, в его безграничные возможности. Если учитель не верит в ребенка, пусть отойдет от него подальше.
– Вы всегда твердо отстаивали идеи обращения с ребенком как с равным. Но далеко не все учителя принимают эту концепцию…
– Как сказал Януш Корчак, нет маленьких, есть люди с разным опытом жизни и знания. Поэтому мы должны относиться к этим людям на равных: не сюсюкаться, не унижать, не приказывать, не принуждать, как собачонкам: сидеть, стоять и т. д. Отсюда и появляется инфантилизм как обыкновенная внутренняя реакция. Она может иметь вполне далеко идущие последствия – наркоманию, суициды и прочее. Эти дети новые, а реальность старая – здесь всем правят материальные ценности. Конечно, есть и светлые стороны. И когда дети попадают на благодатную почву, их качества расцветают пышным цветом. А бывает наоборот: таланты детей задушены из-за того, к примеру, что им внушалась мысль исключительно о материальном благополучии, при этом родителей совершенно не интересует, чем хотят заниматься их чада. Детей, таким образом, превращают в обывателей. Постепенно этот маленький ребенок, находящийся в этой атмосфере, не выдерживает такого давления. Но, к счастью, не все родители – диктаторы, и со временем эти дети совершат новую революцию в жизни. Они утвердят верховенство культуры: в первую очередь культуру отношений и духа. И новые учителя должны стать первыми, кто поможет нашим детям и внукам в будущем это осуществить.
Беседовал
Юрий АРСАЛАНОВ