«Ласточка» отмечает юбилей

50 лет назад, осенью 1967 года, первый казахский мультипликатор Амен Хайдаров презентовал первый казахский анимационный фильм «Почему у ласточки хвост рожками»


В честь этого светлого юбилея АО «Казахфильм» имени Ш. Айманова проводит конкурс под названием «Мой любимый мультфильм» среди юных художников.
…Все явления в искусстве связаны с именами конкретных личностей. Казахской мультипликации в этом смысле повезло: у нас нашелся человек, который был одержим этой идеей. Алматинский художник-фронтовик Амен Хайдаров поступил на очное отделение мультипликации ВГИКа в возрасте 35 лет. После его окончания в 1965 году получил направление на киностудию «Казахфильм». Известный советский режиссер, постановщик фильма «Мать» Всеволод Пудовкин сказал о своем учителе Льве Кулешове: «Если мы делаем кино, то Кулешов сделал кинематографию». Перефразируя эти слова, об Амене Хайдарове можно сказать то же самое: он сделал казахскую мультипликацию.
Практически все казахстанские мультипликаторы являются учениками Амена Абжановича Хайдарова. Он ходил на все экзамены в Алма-Атинском художественном училище и лучших выпускников переманивал в мультипликацию, добиваясь в дальнейшем, чтобы они продолжили учебу во ВГИКе.
Мэтр почти до последнего своего часа (его не стало в феврале 2015 года) продолжал готовить аниматоров в Казахской национальной академии искусств имени Жургенова. Ему было уже 86, когда он вместе с учениками создал картину «Куйыршык». Самая же первая картина не только Амена Хайдарова, но и вообще казахской мультипликации «Почему у ласточки хвост рожками?», созданная в 1966 году, произвела фурор. На всесоюзном кинофестивале она получила второй приз, на фестивале мультфильмов в Нью-Йорке – «Бронзовый праксиноскоп». Фильм был куплен 48 странами, имел хороший прокат.
Секрет огромного успеха нашего первого мультфильма «Почему у ласточки хвост рожками?» заключается не только в захватывающем сюжете, но еще и в его народности, связи с национальными фольклором, изобразительным искусством и музыкой. Так, музыкальная тема Ласточки, носительницы добра, исполняется в картине на домбре – любимом инструменте казахов, а изобразительная пластика фильма – через казахский ковровый орнамент. Второй рисованный казахский мульт-
фильм «Аксак-кулан», сюжетом для которого послужила эпическая легенда «Хромой кулан и Джучи-хан», также основывается на фольклорных мотивах. Никто не осмеливался известить грозного Чингис-хана о трагической гибели его любимого сына Джучи. И только прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду. Разгневанный Чингиз, помня о своей угрозе – влить свинец в горло черного вестника, велел казнить домбру. Говорят, с тех пор на верхней деке домбры и осталось отверстие – след расплавленного свинца…
Первый международный симпозиум мультипликаторов стран Азии, Африки и Латинской Америки, который состоялся в Алма-Ате в 1976 году, явился знаком общественного признания казахской мультипликации, поэтому кинематографистам, работающим в других жанрах кино, тоже было интересно проявить себя в этом виде искусства. Тем более что для многих из них мультипликация стала и отдушиной, и своего рода оазисом для творческих исканий и экспериментов.
В 1978 году группа мультипликаторов была удостоена премии Ленинского комсомола Казахстана. Отец же веселой и оптимистичной казахской мультипликации – внешне медлительный, меланхоличный и даже скучноватый Амен Хайдаров за серию замечательных картин, сценарии к большинству которых он написал сам, – «Аксак кулан», «Хвостик», «Ходжа Насреддин – строитель»,
«40 небылиц», был удостоен в 1980 году Госпремии Казахской ССР.


Разия ЮСУПОВА