Личный доктор в режиме онлайн

Лечиться, не ходя по врачам. Теперь это возможно и в нашей стране

Дистанционная медицинская помощь оказывается в формате текстового чата, аудио- и видеосвязи с врачом.

О том, как работает новая для жителей нашей страны и города система оказания медицинской помощи и каковы перспективы ее развития, рассказали директор компании Mobile Vision Service Асия Кусаинова, директор департамента маркетинга и управления продуктами АО «Казахинстрах» Тимур Дильмухамбетов и директор ТОО «Рахат» Зарина Жуматаева.
– Чем обусловлен запуск проекта Doctor 24/7?
Асия Кусаинова: Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного нашей компанией, в Казахстане растет заболеваемость различными недугами. В то же время доступность медслуг, увы, снижается. Это, с одной стороны, обусловлено ростом их стоимости, а с другой – банальной нехваткой медицинских кадров. Особенно это касается профильных врачей в регионах.
В среднем по Казахстану 41 врач на 10 тысяч человек. Это по мировым меркам весьма внушительная цифра. Для сравнения: в США приходится 27 специалистов на 10 тысяч населения, во Франции – 37, в Германии – 35. В Астане и Алматы эта цифра значительно превышает среднее значение по республике (в Астане 80 специалистов на 10 тысяч человек, в Алматы – 93). Но в других регионах этот показатель значительно ниже. Меньше всего врачей в Алматинской, Костанайской и Жамбылской областях (24, 25 и 28 соответственно).
Сделать медуслуги более доступными, особенно для жителей регионов, – в этом как раз и состоит задача онлайн-медицины формата «врач – пациент». С начала нынешнего года в Казахстане начали активно развиваться сервисы дистанционных медицинских консультаций. В основном инициаторами подобных проектов пока выступают IT и страховые компании.
Сегодня эта услуга развивается во многих странах. Это веление современности, когда люди испытывают постоянный дефицит времени.
В США онлайн-медицину, к примеру, продвигают компании мобильной связи. Поэтому она доступна. С этого года в России эта услуга вошла в обязательное социальное медстрахование. Там четко прописаны все правила оказания услуг, регламент заболеваний, по каким врач может консультировать пациента, а по каким этого делать не вправе. Есть случаи, когда специалист обязан вызвать скорую помощь и в видеорежиме дождаться, чтобы она приехала к пациенту.
Наша страна, как и в Россия, обладает огромной территорией. У нас также большая концентрация хороших специалистов в крупных городах, разброс населения и отсутствие возможности обеспечить качественной медициной жителей глубинки. Поэтому, создавая сервис, мы, конечно, полагались на опыт российских разработчиков. Doctor 24/7, по сути, первый полноценный казахстанский продукт. Мы обеспечили не только техническую, но и информационно-обучающую составляющую проекта.
Для популяризации проекта мы провели акцию, по которой можно бесплатно получить разовую консультацию. Думаю, в ближайшее время мы ее повторим.
Зарина Жуматаева: Сегодня, в век цифровизации, онлайн-медицина актуальна как никогда. Как явление она зарождалась в нашей стране еще в 60-х годах прошлого века на телевидении. Сегодня к этому присоединились Интернет и телефонная связь. С 2011 года в Казахстане был развит формат «врач – врач», когда специалист из глубинки в присутствии пациента или без него связывался со своим коллегой из центральной клиники, чтобы получить нужную консультацию. Мы же работаем в формате «врач – пациент», когда пациент сам может позвонить дежурному врачу или записаться к профильному специалисту. Как только человек зарегистрируется на портале, он сразу вправе звонить и общаться с любым нашим специалистом. Это можно делать круглосуточно хоть по нескольку раз в день.
Мы запустили проект 16 января этого года и сегодня уже проводим по две консультации в день. Если сначала пациенты больше обращались к дежурным врачам, то сейчас – к профильным. Если связь с дежурным врачом происходит моментально, то с узким специалистом можно проконсультироваться в указанное на сайте время в течение 20 минут. Такое ограничение связано с тем, что врачи также ведут очные приемы и могут быть задействованы на операции. Поэтому, если пациенту отведенного времени недостаточно, он снова вправе обратиться к этому специалисту. Консультации у нас полноценные, с расшифровкой данных анализов, кроме того, врач дает предписание, как пациенту лечиться и куда дальше обратиться. У каждого пациента и врача есть личный кабинет, куда можно загрузить свои медицинские документы. А специалист может в течение длительного времени «мониторить» больного, корректировать его лечение. Это очень удобная форма обслуживания для хронических больных.
– Но пациент привык контактировать с врачом, ведь его нужно посмотреть и так далее...
З. Ж.: Совершенно верно. Конечно, мы привыкли к тому, что врач должен нас послушать, посмотреть, померить давление. Здесь же речь идет не столько о постановке окончательного диагноза, сколько о правильной координации данного пациента. Полученная посредством аудио- или видеосвязи консультация носит в большей степени рекомендательный характер. Онлайн-медицина – дополнение к основному лечению и первичный прием, на который человеку не нужно тратить уйму времени и к тому же денег. Как известно, прием хорошего специалиста сегодня стоит от пяти тысяч тенге и более.
Активнее всего нашими услугами пользуются мамы с маленькими детьми, а также работающие мужчины. Среди последних достаточно много молодых ребят, которые не хотят тратить время на походы в поликлинику.
Рекордное количество обращений, особенно к дежурным врачам, было зарегистрировано на сервис Doctor 24/7 зимой, когда у нас свирепствовал ОРВИ и грипп. Ранней весной часто консультировались по поводу энтеровируса. Сегодня у нас больше других востребованы педиатры. В летний сезон ждем обращений к аллергологам. Люди также просят нас включить в пакет консультации диетологов, психологов и детских логопедов. Сейчас мы рассматриваем этот вопрос.
– Каковы гарантии качества услуг онлайн-медицины?
Тимур Дильмухамбетов: Сегодня эту услугу приобрели 350 клиентов. По нашим подсчетам, услугами телемедицины к концу этого года воспользуется порядка 80 тысяч казахстанцев.
Страховку можно купить в любом отделении Народного банка или в офисе «Казахинстрах». Конечно, страховка защищает интересы пациентов. Прием врача длится 15–20 минут. За это время врач должен уметь четко задать вопросы и суметь поставить правильный диагноз. Медик в обязательном порядке несет ответственность за свои слова, и в случае если диагноз им поставлен не правильно, пациенту возвращаются деньги, которые он заплатил за неквалифицированную консультацию. Предусмотрены и случаи полного возврата стоимости страховки, если человеку назначенное лечение не помогло. У нас есть обратная связь, где пациенты могут оставить свои отзывы, пожелания и претензии.
Нелли СТАСОВА