Миссия для комиссии

Время реформ и модернизации деятельности КСК пришло...

4 01

Время реформ и модернизации деятельности КСК пришло. Горожане и руководители Алматы долго ломали голову над созданием эффективного органа, способного провести мониторинг и анализ сферы ЖКХ, который найдет компромисс в отношениях между квартировладельцем и председателем КСК. И такой орган, способный отвечать вызовам времени, создан – комиссия Общественного совета города Алматы по предпринимательству и ЖКХ. «Вечерка» беседует с ее руководителем Казыбеком Шайх.

– Прежде всего выскажу настороженность: а достойные ли профессионалы, по-настоящему ли принципиальные и неподкупные люди пришли в рабочую группу, чтобы вырабатывать, как вы говорите, рекомендации по устранению системных ошибок деятельности КСК, приводящих к недовольству жителей.
– Чтобы понять роль рабочей группы при общественном совете, важно быть грамотным в правовом вопросе. У Общественного совета нет органов для проведения ревизий и проверок или тем более полномочий карать нерадивых. Но есть полномочия обнаружить проблему и далее передать на разбирательство в соответствующие органы, которые определят наказание виновным.
Члены Общественного совета проводят общественные слушания и консультации, и в этом злоупотребление, мягко говоря, видится мне сложным. Также нами в рамках работы нашей рабочей группы были проведены консультации со многими владельцами квартир, недовольными работой своих КСК; мы выслушали руководителей кооперативов и районных ассоциаций; свое мнение высказали депутаты, сотрудники управления жилья и жилищной инспекции акима города Алматы, руководители управлений акимата города, представители банковского сектора и сервисных компаний; с предложениями по улучшению работы КСК выходили на нас ученые. В результате на сегодня обозначился блок системных ошибок, приводящих к накоплению проблем, а порой и социального напряжения, к тому, о чем на расширенном совещании с руководителями КСК говорил аким города Алматы Бауыржан Байбек. Лично я считаю, что деятельность КСК при современных вызовах жизни общества уже недостаточно рассматривать в плоскости только коммунально-хозяйственных или жилищных отношений. Сегодня КСК осуществляет свою деятельность в сфере, наиболее чувствительной для укрепления политической лояльности или возбуждения протестных настроений населения, а значит, и политических интересов государственного управления.
– Тем не менее вы и ваша комиссия вместе с приданной ей рабочей группой пока что на начальном этапе деятельности. Говорить о решении стратегических задач, мне думается, пока еще рановато. Давайте опустимся на грешную землю, в подвалы многоквартирных домов, где систематически происходят порывы коммуникаций. А хотите, заберемся на протекающие кровли…
– Не буду втягиваться в дискуссию, но замечу, что без определения стратегических задач преобразования нашего общежития в сфере ЖКХ в целом не стоит и браться за решение общебытовых проблем. Исследуя организацию работы КСК, его отношения с жильцами и государственными органами, можно с полной уверенностью сказать, что КСК слабо задействованы государством в сохранении политической стабильности в стране и проведении курса организации населения в сторону укрепления авторитета государственной власти и ее представителей. Нет также никаких форм работы в сфере антитеррористической, миграционной, криминогенной безопасности и работы с населением в случае политических кризисов и других форм чрезвычайных ситуаций. Говоря о непосредственной стратегии системы КСК, замечу, в ее самостоятельном спонтанном развитии четко прослеживается тренд на укрупнение. С одной стороны, укрупнение, безусловно, позволяет увеличить возможности КСК, снизить затраты жильцов на содержание его аппарата и закуп расходного материала на ремонт и содержание домов. С другой стороны, на основе анализа публикаций в социальных сетях и встреч с собственниками квартир четко просматривается: крупные КСК теряют связь с жильцами домов и местной исполнительной властью. В крупных КСК процент жалоб жильцов на злоупотребление руководством КСК своим служебным положением и игнорирование потребностей жильцов самый высокий. Также в крупных КСК жильцы указывают на невозможность их переизбрания или справедливой оценки их деятельности, поскольку все свои ресурсы влияния на общество в рамках КСК руководители КСК направляют на усиление своей личной власти и извлечение выгод лично для себя. Объективным подтверждением этого может стать тот факт, что в последнее время нормой становятся не перевыборы руководителя КСК жильцами, а судебные тяжбы за пост председателя КСК. Это ненормальная ситуация, которая приводит к накоплению протестных настроений на самом низком бытовом уровне, которые горожане индуктивно переносят на государственную власть страны.
– Согласен с вами полностью, но попрошу доложить о результатах первых исследований предметно.
– Сейчас стало совершенно очевидным, что многие проблемы, которые приписывают руководителям КСК, являются следствием некачественной работы сервисных компаний и предприятий ЖКХ-отрасли, работающих на территории города Алматы. Не стану перечислять весь реестр недостатков, назову одно: холодные полотенцесушители в летний период и едва теплая вода из кранов горячего водоснабжения (ГВС). КСК здесь ни при чем – такова система ГВС, построенная с учетом бесконтрольного пролива. Долгие годы мы пользовались ГВС без счетчиков.
Идем далее. Большинство нарушений связаны с отсутствием в некоторых КСК эффективных и профессионально работающих ревизионных комиссий.
Особое недовольство, судя по жалобам жителей города, вызывает работа ассоциаций КСК, поскольку эти организации существуют за счет взносов КСК. А те оплачивают эти средства за счет жителей. Во время возникновения противоречия между жителями и председателями КСК ассоциации защищают интересы исключительно председателей КСК, которые иногда входят в полное противоречие с интересами жителей. Обозначился парадокс: ассоциации КСК представили в рабочую группу свои предложения. А в них все направлено на защиту интересов председателей КСК для ухода от подотчетности перед собственниками квартир. При этом, что важно, эти предложения входят в противоречие с положениями Гражданского кодекса и законодательства по жилищным отношениям РК.
Также жителями отмечается отсутствие или крайне некачественная отчетность перед собственниками квартир. В крайних случаях – полное отсутствие подтверждающих документов по статьям затрат. Далее: воровство или использование собранных от жителей средств не по назначению; присвоение председателями КСК средств, полученных от аренды подвалов и других источников финансовых ресурсов.
Ряд правонарушений, о которых говорят жители, можно продолжить. Это подделка председателями КСК подписей жителей и внесение без согласования с собственниками квартир путем подделки подписей жителей изменений и дополнений в следующие документы: устав КСК, протоколы собраний жителей.
И все это, по мнению жителей, происходит при попустительстве и бездействии управления жилья и жилищной инспекции. Особенно в вопросах, когда председатели крупных КСК с помощью различных махинаций не дают возможность переизбрать председателя КСК или перейти дому в другой КСК.
– Все ясно, при этом скажу, что никаких секретов вы горожанам не раскрыли. Что делать-то?
– С махинаторами пусть разбирается прокуратура, ДВД и другие компетентные органы. А мы по результатам месячной работы уже хотим рекомендовать Мажилису Парламента РК внести дополнения в статью 48 Закона «О жилищных отношениях», запрещающие председателям КСК в случае возникновения спорных отношений с собственниками квартир или участниками кондоминиума использовать для ведения судебных разбирательств средства КСК, в том числе пользоваться услугами ассоциаций КСК, членство КСК в которых оплачено жителями.
Правительству РК рекомендуем вывести жилищную инспекцию из состава управления жилья и передать в прямое подчинение акиму города в статусе самостоятельного управления.
Маслихату и Общественному совету города Алматы разработать и утвердить положение, согласно которому не допускать чрезмерного укрупнения КСК. Эффективным индикатором этого может быть способность КСК провести собрание жильцов: если КСК не способно собрать 80-процентный кворум квартировладельцев на собрание, то такое КСК подлежит разделению на необходимое количество КСК.
Создать в составе Общест­венного совета города Алматы с привлечением прокуратуры, политических партий, НПО, руководителей КСК, депутатов маслихата города Алматы, депутатов Парламента РК и СМИ, активных жителей города постоянно действующую комиссию по вопросам модернизации КСК.
Считаю важным также добавить, что под руководством руководителя аппарата акима города создана рабочая группа по выработке рекомендаций по решению проблемы КСК по городу Алматы.
В нее вошли представители управления жилья и жилищной инспекции, юристы от акимата, юрист Аркадий Рубцов, руководители ассоциаций КСК. От нас в эту рабочую группу вошли два представителя Общественного совета.
Меня радует, что есть еще одна рабочая группа, потому что проблем, связанных с деятельностью плохо работающих КСК, хватит на всех. Надеюсь, две рабочие группы смогут сделать больше, чем только одна при Общественном совете. Однако хочу особенно отметить, поскольку это самое важное и стоит больше, чем сотни рабочих групп, – призываю алматинцев быть более активными в отстаивании своих прав в КСК. Только при активности, принципиальности и нетерпимости к плохо работающим КСК самих горожан мы сможем справиться с этой проблемой!
Записал Василий Шупейкин