Надомная работа

Алматы: инструкция по применению

Маховик решения накопившихся проблем в коммуналке вращается, но медленно, не набирая достаточных оборотов. Оно и понятно – те, кому народ доверил решать свои проблемы, как правило, в МЖД не проживают, так что им еще вникать и вникать в такие моменты, как «управление общедомовым хозяйством».
Тем не менее рабочая группа время от времени собирается и предлагает свое видение реформы – очередной, затянувшейся, впрочем, как и предыдущие. И видится она стратегам как панацея от всех ЖКХовских бед.
Итак, констатируем: рабочая группа депутатов Парламента РК совместно с представителями общественности продолжает кропотливую работу по внесению изменений в ряд законов РК о реформировании ЖКХ. В результате многочисленных обсуждений большая часть изменений и дополнений в законы РК согласована. Оставшиеся проекты статей будут также доработаны в ближайшее время, и проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ЖКХ» будет наконец-то направлен в Парламент РК.
О том, что и в каких объемах нас ждет, мы поговорили с юристом Владимиром Титоренко.
– Какие конкретно изменения планируется внести в жилищное законодательство?
– Некоторые изменения уже приняты рабочей группой, так что заинтересованные жильцы многоэтажек уже могут себя настраивать на принятие законных решений по более эффективному управлению своих домов и улучшению качества среды обитания.
Так, в Законе РК ОЖО узакониваются формы управления МЖД, где для управления своим домом собственники обязаны выбрать одну из форм управления – объединение собственников имущества или простое товарищество. Собственники МЖД с принятием решения по управлению своим домом в форме ОСИ избирают из своего числа исполнительный орган ОСИ.
– Такой формы управления, как КСК и ему подобных, теперь не будет?
– Общеизвестно, что в настоящее время сложилась порочная практика управления МЖД субъектами предпринимательской деятельности с помощью различных организационно-правовых форм – это КСК, ПКСК, ПК, ТОО, ИП и другие. Вносимое в Закон РК «О некоммерческих организациях» изменение теперь исключает такую организационно-правовую форму, как «кооперативы собственников квартир», и вносит новую форму – «объединение собственников квартир».
– Но каков механизм перехода от одной формы управления к другой?
– Законодательно запретить этим субъектам осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере ЖКХ в одночасье, конечно, невозможно, на практике такой процесс будет проходить постепенно и, надеюсь, мирно. Но при любых мнениях, в том числе и против реформирования в сфере ЖКХ, что выражается в основном в актах саботажа руководителями КСК, ПК и так далее после принятия изменений в законодательство по ЖКХ, для проведения реформы в жизнь необходимо будет прямое вмешательство всего административного ресурса и надзорных государственных органов при активной поддержке населения. Возможно, возникнет необходимость применения административной и уголовной ответственности за невыполнение должностными лицами принятого законодательства РК.
– Чем ОСИ отличается от КСК?
– Высший орган управления ОСИ, так же как и в КСК, – собрание, на котором рассматриваются и принимаются решения по вопросам, связанным с управлением и содержанием общего имущества объекта кондоминиума. Принятые собранием решения являются обязательными для всех собственников квартир. К компетенции собрания относятся примерно 17 вопросов, в том числе определение общего имущества объекта кондоминиума, принятие решения о сборе целевых взносов и их размере, согласование размера оплаты труда наемного физического лица – управляющего МЖД. При проведении такого собрания необходимо активное участие каждого жильца МЖД – залог нормального проживания людей и благоустройства своего МЖД. В целях финансового контроля ОСИ у собственников квартир есть право на основании решения собрания заключить договор с физическим или юридическим лицом на оказание услуг по проверке финансово-хозяйственной деятельности ОСИ. Законодатель также предлагает собранию избирать из числа собственников МЖД органы управления – правление, ревизионную комиссию, совет дома.
– Вроде ничего нового – вид с другого бока?
– Так, да не так. Какие полномочия у правления и ревизионной комиссии есть и чем они занимались примерно последних 20 лет? Об этом большинство собственников МЖД может выразиться только нецензурно. А вот новый орган контроля ОСИ – совет дома, как контролирующий орган, может контролировать деятельность исполнительного органа ОСИ: осуществлять контроль за качеством всех видов оказываемых услуг и выполняемых работ по содержанию объекта кондоминиума. Собрание ОСИ даже вправе принять решение о выплате вознаграждения участникам совета.
– Помогут ли эти изменения собственникам квартир наконец-то осуществить свое право на самоуправление в своем доме?
– Думается, законодатель недальновидно предлагает ввести в органы управления ОСИ вышеперечисленные органы управления. Во-первых, в практике КСК и других они уже показали себя абсолютно контрпродуктивными в управлении МЖД. Во-вторых, не секрет, что руководители КСК подбирали абсолютно лояльных для себя жильцов, которые подписывали любые протоколы иногда в корыстных целях домоуправа. Законодатель, узаконивая эти органы управления, как бы ставит членов этих органов управления формально значимее, чем любой такой же собственник квартиры. Вы помните, что на многочисленные жалобы жильцов в Управление жилищной инспекции города были отписки, чтобы жильцы обращались за разъяснениями в свое правление и ревизионную комиссию. Как говорится, комментарии излишни... Считаю, что эти органы управления ОСИ не нужны, так как законодательно у каждого собственника жилья закреплено столько прав, сколько необходимо ему для управления его МЖД. Приведу аналогию: люди идут на базар и покупают товар без каких-либо посредников. Так же и здесь: управлять своим МЖД должны все жильцы без «выдвиженцев». Ведь в случае каких-либо финансовых нарушений со стороны наемного управляющего при существовании органов управления ОСИ юридическая ответственность, образно говоря, будет размыта и собственникам жилья будет сложно кого-то привлечь за нарушения.
– Ну а как же старший по дому?
– В изменении законодательства такое лицо, как «старший по дому», не упоминается. В действующем законодательстве РК никогда не было такого должностного лица. Придумали такой институт управления те же руководители КСК, ПК и других по аналогии из криминальной субкультуры – типа «смотрящий». Старшие по дому, которые никогда не обладали никакими полномочиями. Сегодня это, имею в виду придумки председателей КСК, хороший материал для научных работ и исследований социологами или психиатрами.
– Но кто по новому закону будет иметь право управления МЖД?
– Здесь больше вопросов, чем ответов. Законопроект вроде бы дает исчерпывающее определение: управляющий МЖД – дееспособное совершеннолетнее физическое лицо, имеющее право на работу в РК, прошедшее обучение и обладающее документом, подтверждающим право на осуществление функций по управлению многоквартирным жилым домом, не являющееся собственником квартиры в управляемом МЖД. Но я считаю, что в данной норме есть лазейка для коррупционной составляющей. Ведь за что сейчас борются жильцы МЖД? Чтобы их домом управлял свой жилец, которого все знают и который сам знает проблемы своей многоэтажки. А законопроект это запрещает! Какой специальный документ надо иметь при управлении МЖД? Кто и на каких условиях будет проводить обучение? В голову приходят самые пессимистичные мысли…
– А что с пресловутой регистрацией кондоминиумов?
– Также вносятся дополнения в закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, где для государственной регистрации объекта кондоминиума предоставляются письменные заявления установленной формы и удостоверения жильцов. Государственная регистрация объекта кондоминиума производится по заявлению не менее двух третей собственников квартир МЖД. Такой решающей нормой законодатель узаконит и защитит права всех жильцов МЖД. Объект кондоминиума является юридически сильным инструментарием в управлении, чего, к сожалению, многие жители Алматы в свое время недопоняли. Поэтому в городе за все время зарегистрировано примерно 16% объектов кондоминиума от всего фонда МЖД.
Без сомнения, предстоящая реформа в сфере ЖКХ затронет каждого собственника жилья в многоэтажных жилых домах. Но ее успех будет зависеть также и от активного участия каждого владельца квартиры или нежилого помещения в МЖД хотя бы на начальном учредительном этапе.
Однако вернемся к началу материала.
Народная молва доносит: пользуясь тем, что принятие поправок в законодательство по теме ЖКХ чрезвычайно затягивается, ушлые домоуправы используют малейшие возможности и всевозможные уловки, чтобы «израсходовать» накопленные по статье «целевые расходы на содержание общедомового имущества» средства. И этот момент следует учесть при разделе имущества. Неплохо было бы уже сейчас инициативным группам и ревизионным комиссиям поинтересоваться разделительным балансом, чтобы потом не искать, как говорится, ветра в поле.
Подготовили Василий ШУПЕЙКИН и Ирина ВАСИЛЬЕВА