Не наКЛИКай беды

Приёмный покой

Тему подсказал Интернет и личное в нем присутствие.

Вы заметили, что бы мы ни искали, чем бы ни интересовались на поле великого и могучего сетевого пространства, в обязательном порядке на это самое поле выскочит реклама медицинской направленности? Чуть ли не панацею от всех болезней предложат вам. И не кто-то неведомый, а «…доктор медицинских наук, заслуженный врач, профессор, а то и академик имярек» с фотографией… Ну и как же тут не заинтересоваться рекламируемым препаратом? Ведь не нами-то замечено: читать медицинскую литературу весьма вредно – вмиг находишь у себя все симптомы описываемой болезни. Вот и наводим мышку на рекламу. Кликаем, естественно, с благой мыслью: «я только посмотрю и выйду с этой страницы», читаем и… попадаемся.
– Конечно же, прочитав статью о чудодейственном препарате, я нашел у себя все признаки начинающегося простатита! – рассказывает «Приемному покою» свою историю читатель по имени Ярослав. – Поверил всему, что написано, и в первую очередь потому, что о пользе Predstanol, так называлось предлагаемое лекарство, рассказывалось устами нашей землячки врача Жазиры Айтбаевны Нурлыкаимовой. На сайте ее представили как члена Ассоциации врачей урологов и андрологов Казахстана. Под фотографией симпатичной женщины в белом халате значилось: профессор, заслуженный врач Казахстана, доктор медицинских наук, оказавшая помощь в лечении простатита тысячам людей. Рекламодатели ссылались на то, что «в НМУ урологии Казахстана были проведены исследования свойства препарата «Предстанол» на группе добровольцев и получены отличные результаты». Ну как тут не откликнуться на призыв, тем более что одну упаковку лекарства мне вышлют бесплатно! Кликнул. И уже через пару минут мне позвонили. Естественно, наслышанный о мошенничестве сразу же обратил внимание на определитель номера. Совершенно точно знаю, если номер скрыт – будь бдителен втройне! Но, к моей радости, номер звонящего определился четко – 8-747-925-20-30. Значит, честные люди звонят мне, решил я, и вступил в диалог.
С величайшей заботой о моем здоровье мадам в телефоне убедила меня не ограничиваться одной упаковкой, а прикупить еще две, так как курс лечения должен быть не менее месяца. Тут бы мне остановиться и отказаться, но, каюсь, не устоял... Оформил заказ. Сумма оказалась такой, что бесплатная упаковка лекарства стала более походить на сыр в мышеловке. Отказался выкупать. Стали грозить мне судом и неустойкой… Короче говоря, решил я найти врача Нурлыкаимову и повиниться перед ней.

…К розыску подключились журналисты
Для начала мы обратили внимание на то, что указано в реквизитах сайта, и выяснили, что ни в Алматы, ни вообще в Казахстане не существует Ассоциации врачей урологов и андрологов; нет у нас и НМУ урологии Казахстана; все ученые звания и заслуги врачу на фото приписаны. Но врач, причем уважаемый, кандидат меднаук Жазира Нурлыкаимова в Алматы живет и до недавнего времени работала – внимание! – детским эндокринологом в Институте эндокринологии. И в этом заведении о ней добрая память как от пациентов, так и от коллег. Найти ее, к сожалению, даже через управление здравоохранения города нам не удалось, как говорится, след затерян. А жаль. Возможно, этот человек и не подозревает, что его перекрестили в уролога и под этой маркой навязывают пациентам препарат, о котором настоящие урологи и слышать не желают.
Как оказалось, номер, отпечатанный в памяти телефона нашего читателя, оказался фейком, передаваемым через коммутатор. Последний же находится не на территории Казахстана.
Эту информацию мы получили в управлении ДВД города, специализирующемся на разоблачении преступников, пользующихся современными технологиями. И дело это во всем мире поставлено на такой высокий уровень конспирации, что ни спецы в области IT-технологий, ни полицейская собака след обнаружить не могут.
– Более того, подобные мошеннические схемы продуманы до мелочей юристами и подкопаться к ним представляет огромный труд и сложность, – комментирует эту и подобные ситуации официальный представитель ДВД Салтанат Азирбек. – Не только врач, о котором идет речь в вашем случае, используется для продажи лекарств, кстати, совершенно не являющихся лечебными препаратами – мы проверяли, но и некоторые другие наши земляки возмущаются, увидев свои фото в Интернете в качестве рекламы. Не стану раскрывать вам тонкостей следственной практики, скажу так: в настоящее время мы ищем способы избавить наших сограждан от мошенников в интернет-пространстве. Пока же совет один: не верьте ни одному предложению чудодейственных лекарств, если их продают не в аптеках, а путем доставки.
Препарат Predstanol, что впаривали нашему читателю Ярославу, – из Словении. Но звонили ему из России! Так и запутывают свои следы интернет-врачеватели.
Много рекламы о «таблетках от всего» вещается на нашу страну из Индии, государства, занимающего первое место по изготовлению так называемых пустышек – препаратов, что пользы не принесут, но и вреда не наделают. Если, конечно, не относить к вреду материальные затраты. Потраченное время и нервы – истерика от обмана неминуема, но это с нашей- то ментальностью – не в счет.
Короче говоря, схемы дельцы продумывают так, что ни одна собака след не возьмет.

Самые обаятельные и превлекательные
Напомним въедливому читателю: речь идет не о сайтах стационарных аптек, известных брендов, зарекомендовавших себя на рынке Казахстана, а об однодневных сайтах и аккаунтах – сегодня они есть, а завтра нет. Сегодня они расписывают, как вы хорошо будете себя чувствовать после приема их лекарства, а завтра вы их днем с огнем не сыщете: трубку, узнавая ваш номер, поднимать никто не будет.
К примеру, в настоящее время на сайтах под фотографиями людей в белых халатах рекламируется заманчивый препарат для омоложения «Новитал» – как заявляется, «наиболее эффективное средство «высвобождения» собственного гормона роста для восстановления жизненной силы, молодости и привлекательности». Не правда ли, заманчиво стать вновь молодым и привлекательным! Наверняка многие клюнут на такую приманку…
Список средств для излечения и оздоровления постоянно меняется и дополняется. Можно напороться на обман не только в Интернете.

15 002

Заходите к нам на «Оберон»…

В ходе расследования мы вышли на предложения исцеления практически от всех недугов с помощью компьютерного обследования.
«Знаете, как проходит обследование на «Обероне»? – рассказывает в Facebook о своем опыте Маруся Панфилова. – На вас надевают наушники и убеждают, что через них происходит сканирование всего организма – от макушки до пят. Попутно оператор выспрашивает про ваши болячки и проблемы. По окончании «обследования» выдаются цветные картинки с обозначением пораженных зон. Как правило, абсолютно весь организм оказывается зараженным паразитами, и, как следствие, выявляется еще множество скрытых попутных опасных болезней… Оглушенному диагнозами остается только одно – или на кладбище, или, как предлагают здесь же, лечиться БАДами одной известной фирмы, созвучной с названием горной системы. Лечение, конечно же, длительное и вследствие этого дорогостоящее. Никаких гарантий никто не дает, но обнадеживают весьма оптимистично, успокаивая, что еще не все потеряно, раз болящий вовремя попал в руки «специалистов», полностью продиагностировался и согласился пролечиться натуральными средствами долго и недешево, зато эффективно. В общем, сложилось стойкое ощущение, что «Оберон» от слова обирать».
Что тут скажешь? Обмануть жаждущего исцеления легко. Хорошо еще если болезни окажутся из разряда мнимых. А если что-то серьезное и при «лечении» БАДами будет упущено драгоценное время?

Что делать?
– Совет короткий, – говорит настоящий врач, действительный кандидат медицинских наук Гульнар Кусаинова. – При любом ухудшении здоровья идите в поликлинику или вызывайте врача на дом, обследуйтесь в медучреждении. А уже после с рецептом – в аптеку. Принимать лекарства следует только по назначению! По крайней мере, в этом случае есть с кого спрос учинить…
Интернет – вещь неплохая и во многом полезная. Мы не отговариваем вас от вхождения в его пространство. Но повторимся: не наКЛИКайте себе беду, извините за тавтологию, кликая мышкой на призыв купить или получить «бесплатно» чудо-препарат.

Для информации. По действующему законодательству рекламой является информация, распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств, содержащая отдельные сведения о ЛС, ИМН, МТ и способствующая их продвижению и реализации.
Запрещается ненадлежащая реклама. К ней относится недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама, а также реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения. В Законе РК «О рекламе» поясняется, что недобросовестной является реклама, которая: содержит сравнение рекламируемых товаров с товарами других лиц; вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемой продукции; содержит сведения, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, применения; содержит не соответствующие действительности сведения в отношении природы, состава, способа и даты изготовления, назначения, потребительских свойств, условий использования, происхождения, стоимости, дополнительных условий оплаты на момент распространения и размещения; предполагаемых результатов применения; результатов исследований и испытаний; исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; результатов исследований и испытаний, цитат из технических, научных и иных публикаций; статуса или уровня компетентности производителя или лиц, их рекламирующих.
Заведомо ложной является реклама, с помощью которой потребитель умышленно вводится в заблуждение, а скрытой – реклама, оказывающая неосознаваемое воздействие на восприятие потребителя.
В рекламе запрещается: ссылаться на рекомендации ученых, специалистов здравоохранения, а также должностных лиц госорганов, которые вследствие собственной известности могут поощрять применение ЛС, ИМН и МТ, высказывать предположения, что эффективность лечения рекламируемым ЛС является гарантированной.
В Кодексе РК «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за распространение рекламы, не соответствующей законодательству, в том числе за участие медицинских работников в рекламе лекарственных средств (ст. 424).

Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА