Не забывайте о детях

Близится Новый год, это значит, наступило время праздничных утренников.


Такие представления были, есть и будут неотъемлемой частью всех театров. Есть множество анекдотов, театральных баек о том, как первого января на «автопилоте» актеры играли спектакли, мужественно выстаивая на сцене один час – именно столько по времени в среднем длится детский утренник.
Например, в актерской среде ходит байка о случае, который произошел в одном из театров. В первый день Нового года актеры играли спектакль «Пчелка». Состояние эльфов, гномов и других персонажей, присутствующих на сцене, было представить совсем несложно… В этом спектакле есть эпизод, где эльфы окружают умирающую пчелку, чтобы ее согреть и оживить. Один эльф говорит: «Друзья, давайте на нее скорее подышим!». Все дружно подышали… После этого пчелка несколько минут лежала без движения, возникла неловкая пауза, даже дети в зале, которые часто ведут себя шумно, притихли в тревожном ожидании. Но вот пчелка открыла глаза и произнесла: «Спасибо, друзья, давайте теперь я на вас подышу». Все эльфы и гномы бросились от пчелки врассыпную.
Таких баек было много в шестидесятые-восьмидесятые годы, но не потому, что актеры тогда праздновали Новый год «ярче», чем сейчас, – отмечали обычно, как и все граждане. Просто в тот период советский театр, в том числе и наш, алма-атинский, достиг наивысшего расцвета. Утренникам уделялось не меньшее внимание, чем спектаклям для взрослого зрителя, детский репертуар регулярно обновлялся, ставились спектакли для юного зрителя по произведениям классиков литературы, а в ролях были заняты именитые актеры.
Сегодня ситуация изменилась, причем прямо в противоположную сторону. Утренников стало на порядок меньше, в академических театрах, ориентированных на взрослого зрителя, детский репертуар «терпят» и годами не обновляют. А на вопрос: «Когда же в афише появится название нового детского спектакля» – руководство театров отвечает, мол, это не к нам, это – в ТЮЗ.
И такая ситуация наблюдается не только у нас, но и в Москве. У академических театров в российской столице стало модным нанимать независимые коллективы для постановки утренников, то есть сдавать им сцену в аренду на время зимних каникул. И качество таких спектаклей не всегда приемлемое.
Но, позвольте спросить, как же мы тогда будем воспитывать наших детей, если культурный уровень постановок, ориентированных на подрастающее поколение, резко снижается?
Получается, что в том возрасте, когда у человека формируется культурная база, он лишен возможности познавать подлинное искусство. Актеры старой мхатовской школы серьезно относились к таким вещам, помня слова корифея театрального искусства Станиславского: «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры».
Поэтому и пчелок, и эльфов они играли со стопроцентной отдачей, даже если накануне бурно отметили Новый год.
Сейчас регулярно обновляют детский репертуар только ТЮЗы, но им это, как говорится, сам бог велел.
Хочется пожелать театрам, чтобы они не забывали про юных зрителей.

 

Юрий КАШТЕЛЮК