Новый формат для молодой элиты

Оценивать успех государственной власти можно по безопасной и комфортной жизни, высокой рождаемости и стремлению молодых людей управлять страной. Так считает вице-президент Ассоциации корейцев Казахстана, в недавнем прошлом лидер молодежного движения этой организации Денис КИМ, с которым мы обсуждаем программу «100 конкретных шагов для реализации пяти институциональных реформ».

4 0024 001

– Эта программа разработана в поддержку стратегии развития страны до 2050 года. Поэтому она, скорее, ориентирована на новое поколение. Как вам представляется будущее государства?
– Это государство, способное защитить своих граждан. Модернизация судебной системы, одно из направлений Плана нации – большой шаг на пути к всеобщей справедливости, законности и безопасности среды, в которой мы будем жить. Но по большому счету на достижение этих ценностей ориентирована вся программа институциональных реформ. Никто уже не скрывает, что существовавшая десятилетиями практика управления страной, ее экономикой, социальной сферой имеет серьезные пороки и слабости, как и то, что изжить эти традиции будет непросто. Но даже само признание ошибок и просчетов говорит о готовности менять формат всей этой системы. И, естественно, управлять молодым государством должна новая политическая элита.
– Пятая институциональная реформа, где речь идет о создании условий для подотчетного государства, в нескольких своих положениях делает ставку на гражданское общество. В частности, это намерение передать некоторые государственные функции саморегулируемым организациям, таким, какой является ваша. Как вы думаете, о чем конкретном здесь может идти речь?
– В широком смысле это воспитательные функции. Мы сейчас много говорим о новом национальном патриотизме, что в меньшей мере относится к задачам государственного влияния. Формирование патриотичности происходит вместе с тем, как закладывается нравственность, гражданская позиция, само понимание о мироустройстве, значит, в семье, детском саду, школе. Было время, когда место «воспитателя» заняли западные СМИ с их богатым контентом. Теперь, я думаю, эту миссию должны разделить общественные организации. Этнокультурные объединения транслируют не только национальные традиции, культуру, нормы, но и наднациональные ценности, такие, как толерантность, дружба, веротерпимость и, конечно, созвучные современной ситуации запросы. Например, стоит задача создания общества всеобщего труда. И это сигнал о том, что актуализируются новые смысловые ориентиры: хочешь хорошо жить, начти действовать. Как у Махатмы Ганди: «Если желаешь, чтобы мир изменился, – сам стань этим изменением».
– В то же время «100 конкретных шагов» предполагают расширение участия общественности в местном самоуправлении. Каким может быть, на ваш взгляд, такое участие и насколько заинтересованы в нем молодые люди?
– Конечно, такие возможности должны быть использованы, особенно в решении молодежных проблем. А их тематика со временем не сильно меняется. Это профориентация, трудоустройство выпускников, поддержка молодых семей. Молодежь больше информирована о современных механизмах и технологиях решения тех или иных проблем, она смелее в подходах, поэтому практично и разумно привлекать ее к обсуждению и принятию властных решений. Скажем, у государства есть программы обеспечения молодых семей жильем, но их недостаточно – как говорится, одним одеялом всех не обогреешь. Значит, следует активнее привлекать негосударственный коммерческий сектор, в том числе банки, которые могли бы предложить, например, специальные жилищные депозиты. Что касается активности молодых людей, готовности к участию в самоуправлении, то я могу сказать, что ближе к возрасту ровесников независимости Казахстана мы имеем дело с людьми, у которых серьезные политические амбиции. Проблемой можно считать разве что недостаток информированности. Молодежь живет в интернет-пространстве, там и нужно было бы размещать дискуссионные площадки по любым общественно значимым проблемам.
– Как вы думаете, почему тема профессионализации государственной службы стала едва ли не приоритетом Плана нации?
– Любое правильное и своевременное административное решение само по себе мало чего стоит, если оно некорректно выполняется. Для этого требуется высокопрофессиональная исполнительная власть. Кому не известна шутка про то, что в Казахстане не бывает служебных романов? Но, хочется верить, традиция семейственности, кумовства уходит в прошлое. Мы свидетели того, как последовательно на протяжении последних лет реформируется государственная служба и как она становится привлекательной для политиков, которые проходят во власть не по протекции, а благодаря личным качествам. Далеко ходить не надо – в алматинском акимате новая молодая команда. Прошло не так много времени, а она уже успела заявить о своих смелых и амбициозных планах, которые раньше в принципе не ставились. Та же система «Оңай». Сейчас не ругает ее только ленивый, но скоро мы убедимся, как благодаря «Оңай» сфера пассажирского транспорта станет управляемой и не такой коррумпированной.
– Но для высокоэффективного государственного менеджмента требуются новые кадры – с иной профессиональной подготовкой, может быть, даже с иным мировоззрением. Готовы ли к этому запросу образование, социальные институты?
– Думаю, вполне. Во-первых, профессиональной подготовкой кадров для госслужбы занимается специализированное учреждение – Академия государственного управления при Президенте страны. Во-вторых, в управленческих структурах разных уровней появляется все больше стипендиатов программы «Болашак», получивших отличное образование и лучший зарубежный опыт. Как раз они заявляют о необходимости системных перемен в стране, они инициаторы переустройства государства. В-третьих, госслужба становится действительно привлекательной для молодых людей, которые еще вчера считали ее рутинной и малооплачиваемой, и государство поощряет этот интерес, создавая так называемые социальные лифты для карьерного продвижения способных и целеустремленных. Я общаюсь со своими бывшими однокурсниками, которые работают в различных структурах власти, в том числе в акимате. Могу точно сказать, они продвигались без какого-либо блата, только благодаря собственным способностям и желанию. А раз посты не раздаются по родственным связям, то важно, на мой взгляд, направить профориентационную работу на профессии управленческого аппарата, чтобы на политическую арену приходили сознательно, и действительно те, кто в состоянии оценить всю ее ответственность.
– А как вам кажется, ваши ровесники готовы нести госслужбу по новым канонам, ведь отношение к власти как к личной кормушке, наверное, испортило не одно поколение?
– Думаю, сложнее всего будет изменить как раз это. Вероятно, мы слишком толерантный народ, чтобы разрушить то, что построено до нас, и из уважения к старшим не попросим их освободить место, на котором соберемся устанавливать свои порядки. Да и нам еще учиться и учиться у старшего поколения, чтобы взять лучший опыт, это ведь они с нуля создавали независимое государство. От нас требуется воспитать устойчивость к коррупции и другим порочным явлениям – то, что называется новым казахстанским патриотизмом. Уже на этой идеологической платформе выстроится вся система социальных отношений. И хочется верить, что наше поколение успеет завершить эту работу.
– В тексте «100 шагов» возникает понятие «целевые индикаторы», проще говоря, конечные результаты, призванные определять эффективность власти. А как вы считаете, по каким главным показателям можно будет судить об успешности государственного управления?
– Таким индикатором я бы назвал самочувствие народа, его самоощущение. Ведь Казахстан стремится в тридцатку высокоразвитых стран не из соображений престижности или ради национальных амбиций, это станет показателем высокого уровня жизни казахстанцев – и в этом самоцель. В самом начале я говорил о жизненной среде и повторюсь: она должна быть безопасной и комфортной как для бабушки-пенсионерки, так и для бизнесмена. Поэтому еще один признак успешной политики – постоянно растущее число предпринимателей и инвесторов, готовых направлять свои капиталы в казахстанскую экономику. Локомотивом же этой экономики, вероятно, станет сельское хозяйство – для страны с таким объемом плодородной земли и опытом ее использования отрасль стратегическая и перспективная. Ее успех может стать еще одним целевым индикатором. И, конечно, особый показатель состояния и экономики, и социальной политики, и межнациональных отношений – это рождаемость. Много детей там, где родители не боятся за их будущее.
Людмила ГОРДЕЕВА