Нужно вместе менять ситуацию!

Приёмный покой

25 002

После недавно высказанного главой Минздрава РК мнения о том, что ужесточение законодательства и наказания за так называемые медицинские ошибки не дает развивать механизмы защиты врачей. Страсти в социальных сетях не на шутку раскалились.

Нижеследующий пост показался нам интересным тем, что подтолкнул к размышлениям о взаимоотношениях пациента и врача, врачебных ошибках, ответственности за результаты лечения и многом другом.
«… В моей ленте мир раскололся на пациентов и врачей, – пишет в Facebook Ирина Пивоварова, аудитор столичного Центра гематологии. – Самое парадоксальное, что мы друг без друга не существуем. Не просто не можем, а не существуем… Читаю с болью комментарии. Ясно, самые близкие и понятные мнения врачей, коллег.
Но начну с пациентов. За каждым агрессивным постом – личная трагедия, потеря любимого близкого человека, собственная боль. Здесь есть все – и глубокие проблемы, и неграмотность, и низкая ответственность, и хамство, и системные пробелы. Это было всегда и сосуществовало рядом. Многих в комментариях узнаю, знаю об их судьбах, несвоевременной помощи, проволочках, отказах в госпитализации. Все помню, дорогие. И печалюсь…и не отрицаю…
Помню и одну историю. Молодую женщину, почти девочку, после родов привезли из региона поздно ночью. По санавиации. Полный набор осложнений, почечная недостаточность. Доктор наша, гинеколог, с синими мешками под глазами после суточного дежурства устало собирается домой. Дежурство давно закончилось, но она решает все же осмотреть пациентку. Командует: быстро оперируем, пригласите урологов, хирургов!.. В этом году эта «девочка» еще раз родила, фото присылала. А на врача этого раз в месяц жалобы пишут – грубовата, дескать…
И другой случай. Спасаем пациента. Лейкоз. Ремиссия. Ликование. Пациент пропадает месяца на два… Вновь поступает с рецидивом. Боль, досада и обида, ведь молодой. Дорого государству обошелся этот больной. На себя наплевал. Близкие страдают. Кому объяснишь свою досаду? А в ответ: плохо разговариваете, плохо объясняете… Да вроде нормально объяснили, даже написали. Где эта мера – плохо или нет?
Вспоминаю 2000 год, мой приход в гематологию. Не было лекарств – вообще, совсем не было. Помню, сидим в ординаторской, сульфат железа благотворительный на бумагу высыпали – считаем по таблеткам, делим на пациентов…
Помню вновь открывшуюся больницу и врачей, что с дежурства на дежурство. И приносят из более обеспеченных больниц шовные материалы, обезболивающее…
Помню пациента из региона, нуждающегося в компонентах крови, и медсестер, и врачей, которые без раздумий сдали для него кровь…
Таких историй написать – жизни не хватит!
К чему это все? Больно нам, врачам, ваше отсутствие понимания, и как это важно – не преступить грань во взаимоотношениях! Понимаю коллег, которые резко реагируют на высказывания пациентов. Но как объяснить маме, потерявшей ребенка, что ошибиться может даже самый опытный врач. Понимаю пациентов, которые рассказывают, как долго не могли получить квоту на лечение и упустили время, но как объяснить им, что врачи и квоты – вещи разные. Задача врача лечить и учиться, чтобы вновь лечить. А у него 24 часа дежурства, потом 10 часов поспать – и в другую больницу. И учится он на работе, на своем опыте. Ему бы в библиотеку, а дома дети и жена, и неплохо бы детей фруктами кормить, и болеют они также, и лекарства медикам за деньги достаются.
…Врачей в России арестовали за внутрибольничную инфекцию. Но с внутрибольничной инфекцией бороться надо. Из тюрьмы вряд ли можно победить инфекцию. Первая мысль, которая пришла в голову: а вдруг кто-то больницу попросту «отжать» решил? Поразмышляем…. Безысходность для врачей ничем хорошим не закончится. Молодежь испугается и послушает советы тех, кто рекомендует не выбирать медицину, раз в ней плохо живется. Старые кадры предпримут попытку уехать. Работы станет больше, а тех, кому ее выполнять, – меньше. И тяжелее…
Нужно вместе менять ситуацию. Мои предложения:
Врачей сажать нельзя. Нельзя угрожать им расправой. Испугаются и озлобятся. Сажать надо убийц. Если врач умышленно поступил так – надо сажать. Например, поступил пациент – крайне тяжелый, а врач сознательно отправил его в другую больницу. Знал, что умрет, но решил снять с себя ответственность. Таких надо судить. Даже если есть распоряжение руководства, даже если нет ресурсов, если врач так сознательно поступает – за это надо отвечать. По аналогии с вождением: если водитель в автокатастрофе убил человека, будучи пьяным, знал, что нельзя, но сел пьяным и влетел в толпу – сажать. Если не справился с управлением ненамеренно – нельзя.
За халатность и глупость надо лишать сертификата, отстранять от работы, штрафовать. Но не сажать.
Запущенные случаи разбирать на больших врачебных советах с привлечением внешних экспертов.
За системные нарушения по вине администрации больницы (деньги дали, а лекарства не закупили, услуги не закупили) – лишать гарантированного объема. Без исключения по статусу и форме собственности.
Надо разработать систему солидарной ответственности за здоровье – действующую систему, не на словах. При этом принимать во внимание мнение пациента и реализовать его право на второе мнение и свободный выбор клиники. Если пациент не согласен с мнением врача и не исполняет его рекомендации – получить экспертное мнение, второе, третье. Если, несмотря на это, есть осознанный выбор больного – уважать его право на отказ от лечения, но при этом фиксировать его в отдельной статистике и по данной патологии не предоставлять «насильно» в дальнейшем гарантированный объем. И не бить врача за ухудшение по данным причинам показателей. Тратить деньги на тех, кто хочет выбирать правильное лечение. Составлять с пациентом социальные контракты. Конечно, эксперты при составлении мнения должны апеллировать доказательной базой, а не своим 40-летним стажем.
Поднимать привлекательность профилактики и здорового образа жизни. Стимулировать население на достижение показателей своего здоровья. Всем нравится советская медицина. А как насчет зарядки? Рабочего советского графика труда? Санатории, профилактории, спартакиады и прочее?
Повышать образованность населения. Всех – и врачей, и пациентов, и будущих врачей, и будущих пациентов. В школе, в детском саду, вузе. Прививать культурные ценности, стимулировать тягу к образованию, чтению. Прививать со школьной скамьи, что списывать – плохо, стыдно. Это воровство. «Разводить» экзамены плохо. Учить готовые ответы на тесты – плохо. Грубить плохо. Быть спортивным и отличником – престижно.
Надо остановить агрессию. И на той, и на другой стороне – правда и боль. Мы все единое целое. Пока есть одни, будут нужны и другие.
Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА