О путях преодоления коррупционных рисков в образовании

                 В современном мире доступность качественного образования становится все более важным компонентом общего социально-экономического и культурного развития государства.
Важнейшей проблемой, стоящей сегодня перед системой образования, является проблема повышения качества подготовки специалистов. Выпускник вуза должен обладать не только соответствующими знаниями, умениями и навыками, как это было раньше, но и огромным количеством как профессиональных, так и общекультурных компетенций.
Принцип академической честности должен занять центральное место в системе ценностей любо¬го учебного заведения, так как без него ни одно академическое сообщество ученых, преподавателей и студентов не способно достичь своей главной цели – давать полно¬ценное образование.
Учитывая масштабы использования нечестных практик в учебных заведениях, предлагается обратить внимание на то, какие характеристики вуза могут способствовать, а какие – препятствовать их распространению.
Анализ деятельности высших учебных заведений показал, что имеются определенные пробелы, которые возможно устранить в целях недопущения коррупционных рисков.
Так, не все высшие учебные заведения в полной мере используют возможности цифровизации.
Основой, которую должны использовать вузы для этого, должны быть цифровые технологии в таких видах, как сайт и социальные сети.
Именно сайт вуза может дать нам представление о высшем учебном заведении, рассказать о цели и стратегии вуза, какие у него есть образовательные программы, результаты научной и образовательной деятельности, показать роль в международном образовательном интернет-пространстве. В современном маркетинге образовательных услуг высших учебных заведений сайт является одним из основных маркетинговых инструментов продвижения.
Кроме того, не во всех высших учебных заведениях внедрена открытая и прозрачная процедура рейтинговой оценки деятельности преподавателей и сотрудников. А между тем ее внедрение повысило бы эффективность антикоррупционных механизмов в управленческой и организационно-кадровой деятельности.
Не во всех вузах Республики, особенно в частных, есть кодексы чести преподавателей и студентов, которые должны содержать в себе помимо характеристики профессиональных и деловых качеств раздел, посвященный антикоррупционной культуре и антикоррупционному сознанию профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов и докторантов, раскрывать пути его укрепления.
Внедрение важных этических норм, закрепленных в данных документах, нацелено на укрепление в коллективе приверженности высоким профессиональным и моральным нормам, способствует созданию среды нетерпимости к любым социально порочным практикам.
В отдельных вузах отсутствует системная обратная связь посредством блога ректора и регулярных социологических опросов, позволяющих определять уровень качества образовательного процесса, социальное самочувствие студента и т.д.
Хотелось бы отметить, что институт кураторов – эдвайзеров в отдельных вузах носит формальный характер. Как правило, открытое и доверительное отношение между студентами и кураторами способствует оздоровлению социально-психологического климата, создает атмосферу морально-нравственного комфорта.


Гульнар Усеинова, зав. кафедрой теории и истории государства и права, конституционного и административного права КазНУ имени аль-Фараби, д.ю.н., член общественной приемной «Гражданский контроль»