Отчёт прошёл – вопросы остались

Тепловики возвратят алматинцам около 227 с половиной миллионов тенге

Эта цифра предварительная. По словам заместителя руководителя департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по городу Алматы Бауыржана Кайырбека, окончательно сумма будет определена после консультаций со специалистами Казгидромета. Возврат средств потребителям, не имеющим общедомовых приборов учета тепловой энергии, пообещали произвести не позднее 1 июля. Отопительный сезон 2016–2017 года завершен ранее середины апреля, так как среднесуточная температура воздуха достигла более восьми градусов выше нуля.
Представители Управления энергетики и коммунального хозяйства, Алматинских тепловых сетей и департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по городу Алматы отчитались за прошедший отопительный сезон и ответили на наиболее «горячие» вопросы.
Заместитель руководителя Управления энергетики и коммунального хозяйства подвел итоги прошедшей зимы:
– Число повреждений на тепловых сетях за прошедший отопительный сезон снизилось на семь процентов – 1924 случая против 2070 в 2015 году, – констатировал Ерболат Амангалиев. – Сократить время на устранение повреждений, которое по сравнению с 2015 годом сократилось на 12 процентов, стало возможным благодаря и обновлению трети всего АлТС. Так же есть тенденция к снижению технологических нарушений – на восемь процентов. За всю зиму серьезных аварий на теплосетях не было, зафиксировано лишь 112 краткосрочных остановок подачи тепла и горячей воды. Это результат внедрения более гибкой плавной системы изменения температуры теплоносителя.
В результате целенаправленной работы с населением значительно снизилась и дебиторская задолженность перед поставщиками тепла. Если на 1 апреля прошлого года она составляла 2,6 миллиарда тенге, то сегодня эта цифра уменьшилась на целый миллиард.
На вопрос, почему в некоторых многоэтажках, как, к примеру, в доме № 5в микрорайона № 12, установка общедомовых приборов учета тепла не приносит желаемого результата – экономии средств жильцов, ответил генеральный директор ТОО «АлТС» Жанат Нургазин:
– Дело в том, что после передачи ОПУ на баланс обслуживающей сервисной организации, например КСК, ответственность за поверку и обслуживание прибора специалисты АлТС уже не несут, – сказал он. – Сегодня в городе такими приборами оснащены 64 процента многоэтажек, и жители этих домов оплачивают тепло и горячую воду на 30 процентов дешевле общегородского тарифа. Но если прибор не исправен или не прошел вовремя поверку, то, естественно, жителям такого дома начинают выставлять обычный общегородской тариф до тех пор, пока неисправность не будет устранена или ОПУ не будет поверен надлежащим образом. Таков закон.
По информации АлТС, неисправных или не поверенных приборов в городе сейчас около 1200. В каждом конкретном случае тепловики начали разбираться уже сейчас – в межотопительный сезон.
В этот же период запланировано провести реконструкцию еще 32 километров изношенных коммуникаций. Сведения о местах перекладки трубопроводов и сроках запланированных работ будут предоставлены горожанам позже, после проведения испытаний на теплотрассах. В период модернизации городской теплосистемы подачу горячего водоснабжения потребителям тепловики пообещали по возможности сохранить.
В числе новшеств АлТС – новый ЦОП (центр обслуживания потребителей), расположенный по адресу: микрорайон Аксай-4, 51б, который открыт для обслуживания горожан из Алатауского, Ауэзовского и Наурызбайского районов.
Обнадежило и то, что ТОО «АлТС» создало собственный центр для повышения квалификации как своего персонала, так и специалистов предприятий сферы ЖКХ, КСК и сторонних организаций, имеющих схожие производственные процессы. Известно, что дефицит квалифицированных кадров – одна из причин проблем в теплоснабжении города. В этом году планируется повысить квалификацию 400 сотрудникам АлТС, 600 представителям сторонних организаций и обучить 465 человек основам промышленной безопасности. Скажется ли это положительно на снабжении потребителей теплом и горячей водой, покажет время. А пока что – вопросы, вопросы…
Отчего так много проблем в теплоснабжении города? Почему, к примеру, многоквартирные жилые дома не оборудуются наряду с ОПУ автоматизированными тепловыми пунктами, которые призваны помогать экономить тепло и, соответственно, деньги потребителей, чтобы не отапливать улицу, как это зачастую происходит? На этот вопрос заместитель руководителя Управления энергетики и коммунального хозяйства ответил, что сейчас ведется работа в этом направлении:
– Надо понимать, что автоматизированные тепловые пункты – это достаточно дорогое и сложное оборудование – более миллиона тенге, – отметил Ерболат Амангалиев. – Потому этот вопрос необходимо всесторонне изучить, подвести законодательную базу, обсудить с населением, и только после этого внедрять на практике.
Прозвучал вопрос и о выведенных по инициативе КСК из публичного договора с тепловиками потребителях тепла и горячей воды – жителях двух подъездов одной из алматинских многоэтажек. «Вечерка» писала об этой странной ситуации (№ 75 от 21.06.2016 года «Обойдемся без посредников» и № 5 от 14.01.2017 года «Нетеплые отношения»).
Заместитель генерального директора ТОО «АлТС» Алпамыс Джусупов пообещал разобраться с этим вопросом в самое ближайшее время, так как никаких посредников между поставщиками услуг – тепловиками – и потребителями быть не должно, о чем неоднократно заявлялось с самых высоких трибун.
Что ж, ждем решения этой и многих других непростых проблем в теплоснабжении города. Обязательно проинформируем наших читателей о развитии событий.
Василий Шупейкин
Ирина Васильева