Открытый приём

Приёмный покой

Не только Президент РК считает, что в системе здравоохранения слишком много бюрократии

Сенаторы тоже наконец узрели очевидное – на положение в области здравоохранения влияет непрерывная смена приоритетов: большое количество документов, стратегий, норм и предписаний. Часто врачи вынуждены заниматься больше оформлением бумаг и заполнением формуляров, чем самими пациентами. Здравоохранение «забюрокрачивается».
Между тем Президент РК Касым-Жомарт Токаев призвал: «В каждом ЦГО и МИО должны функционировать постоянно действующие площадки для обратной связи с населением. Особое внимание надо уделить работе с социальными сетями. Каждый государственный служащий должен быть активным в социальных сетях по курируемым вопросам. В век интернета это уже обязанность. Соцсети, а не традиционные СМИ, сегодня стали основным источником информации для людей. Люди остаются в неведении и довольствуются домыслами или откровенной дезинформацией. То есть к чему приводит дефицит достоверной информации. Заявления или обращения казахстанцев нужно рассматривать оперативно. По ним должны приниматься без лишней бюрократии конкретные решения».
Однако далеко не все чиновники от медицины следуют провозглашенному Главой государства принципу слышащего государства. И вот результат:
Член Совета по защите прав пациентов при акимате города Алматы Галия Тобатаева сделала анализ обращений алматинцев и небольшой срез деятельности Управления здравоохранения и ФОМС Алматы по реализации ОСМС по состоянию на январь 2020 года:
– Имеют место нарекания по отсутствию интерактивной и оперативной связи с выше­у­казанными ведомствами.
Вот какие основные вызовы в области медобслуживания отмечает правозащитница: качество медицинского обслуживания; информированность; несовершенство нормативных актов, несоблюдение НПА, в том числе в части наблюдательного совета, прикрепления; оплата медуслуг, гарантированных в системе ГОБМП и ОСМС; игнорирование запросов пациентов в адрес руководителей уполномоченных органов; сложность соединения с операторами ОСМС (контакт-центр) при наличии некорректных ответов; отсутствие гарантированных медикаментов и пр.
Но ведь меморандум, заключенный между главой антикоррупционного ведомства и Министерством здравоохранения РК, рекомендует: расширение политики транспарентности государственных органов и организаций, в том числе путем размещения в открытых источниках информации о распределении и освоении бюджетных средств, государственных закупках, а также доходах и имуществе руководителей здравоохранения; проведение мониторинга публикаций в СМИ, социальных сетях о негативных материалах на специалистов МЗ и ведомств, в том числе о фактах проявления нарушений антикоррупционного законодательства РК; организация обратной связи с населением по фактам коррупционных проявлений среди медицинских работников через общественные организации; обеспечение оперативного реагирования и передача материалов в органы по противодействию коррупции при жалобах и подозрении на факты коррупционных проявлений. И что же получается, эти рекомендации – пустой звук?
– Необходимо провести аудит вышеизложенных дефектов в рамках их превенции, – делает вывод Галия Тобатаева и обращается к городским властям с просьбой взять под контроль данную информацию с целью ее исключения в последующем.
Электронный паспорт здоровья – еще в работе
Алматинка Инесса Рассохина обратилась через Facebook за разъяснениями к порталу Egov.kz, Министерству здравоохранения Республики Казахстан и лично министру Елжану Биртанову:
– Все мы слышали и знаем, для чего нужен паспорт здоровья (электронный).
Наступил 2020 год. Паспорта уже давно появились в мобильном приложении Е-Mobile. Но они пустые! Какой смысл в них? Если ни вещества, на которое у меня аллергия, ни банально группы крови в них нет?
Я уж молчу об общем анализе крови и других пустых ячейках в нем! Существуют люди, у которых там что-то заполнено?
Ни одного отзыва о том, что ЭПЗ заполнен, равно как и комментариев от уполномоченных лиц и органов пока не поступило.
Неужели верно мнение активного общественника в области медицины Каиргали Конеева: «Электронный паспорт здоровья – это «потемкинские деревни» Минздрава. А ведь на этот паспорт выделены миллиарды тенге!»?
Свое компетентное мнение по поводу этого проекта высказал Вит Ермоленко – специалист IT-технологий в области разработки медицинских программ:
– К сожалению, то, что вы видите в этом мобильном приложении, совершенно не является «электронным паспортом здоровья» (в том виде, в котором он давно должен был запуститься). Электронный паспорт здоровья (ЭПЗ) – это элемент единого национального сервиса, разработка которого идет с 2016 года компаний «Эриксон», и то, что обошлось стране в 18 миллионов у. е. Пока то, что они разрабатывают, не введено в эксплуатацию, только проходит испытания на информационную безо­пасность. А то, что есть в этом приложении, это имитация ЭПЗ. На самом деле эти данные – то, что Egov.kz получает не с ЭПЗ, а с давно работающих статистических систем Министерства здравоохранения (очень древних притом). Так что появления подлинных паспортов здоровья ждем в лучшем случае во второй половине этого года…

5 003
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА