План «А»

Кто и как сделает Алматы комфортным для жизни и бизнеса

Двадцать «умных городов» мира до конца года помогут Алматы обрести четкий план движения к статусу Smart City. Апробированные технологии обещают привнести комфорт и экономию в сферы транспорта, ЖКХ, общественной безопасности, здравоохранения, образования и услуг. Разработать концепцию доверили экспертам с мировым именем – международной консалтинговой компании IDC, рассказавшей «Вечерке» о подробностях проекта.

Глобальной исследовательской компании удалось превзойти серьезных конкурентов в конкурсе на разработку инновационной концепции Smart City. Полувековой опыт организации в изучении рынков информационно-коммуникационных технологий и самая обширная программа по исследованию «умных городов» позволит Алматы вдохновиться лучшими примерами и избежать повторения чужих ошибок. Траекторию движения компания IDC, первые аналитики которой пришли в Казахстан еще 20 лет назад, задаст совместно с АО «Центр развития города Алматы» и Казахстанско-Британским техническим университетом. О том, какими темпами уже сегодня Алматы приближается к статусу передового города и что только предстоит сделать, рассказал региональный директор IDC в Центральной Азии, Азербайджане и Монголии Андрей Беклемишев.

8 888 02
– Андрей, почву для создания имиджа «умного Алматы» вы готовите сообща с локальными экспертами. Какая роль отведена вашей компании и какие функции возложены на партнеров?
– Мы представляем единственную в мире компанию, осуществляющую мониторинг практически всех проектов в направлении «умный город». IDC – глобальная исследовательская организация, осуществляющая мониторинг рынков информационно-коммуникационных технологий на протяжении вот уже более 50 лет. Это огромная база знаний, которую мы хотим применить в Алматы. По мере роста рынков ИКТ у нас появились отдельные направления исследований, одно из которых – IT для государственного сектора. Внутри него и зародилась практика «умного города», и теперь мы занимаемся исследованиями практически всех основных проектов этого направления в мире. Официальное представительство компании открылось в Алматы почти десять лет назад, но по факту местный рынок ИКТ наши эксперты начинали исследовать с 1996–1997 годов.
Суть нашей работы заключается именно в исследовании – мы не занимаемся непосредственно созданием проектов и их реализацией. На понимании развития рынков ИКТ выстроилось направление консалтинга. Мы считаем, что более чем полувековым багажом знаний можно и нужно делиться. Благодаря этому появляются широчайшие возможности сравнивать. Если Алматы только встал на путь построения стратегии «умного города», мы можем посмотреть на более чем 100 других городов мира, которые уже через все это прошли. Как создавались их инновационные концепции, с какими препонами и проблемами они столкнулись, что так и не удалось реализовать – знаниями обо всех извлеченных ими уроках сегодня мы делимся с Алматы. Это и есть консалтинг – использовать накопленные знания для достижения результата с наименьшими проблемами. Наша задача – сделать так, чтобы город не проходил все это заново, а опирался на накопленный другими опыт.
Работаем мы в консорциуме с КБТУ, причем они главенствуют в этом партнерстве и выполняют основную массу задач. Проект состоит из нескольких частей, и университет сейчас занимается как раз техническим аудитом текущей ситуации в инфраструктуре. У них очень большой опыт в этом направлении, в том числе на республиканском уровне. Самостоятельно мы бы с этой задачей не справились. Мы считаем важным, чтобы в такого рода проектах принимала участие компания – резидент города, понимающая проблемы изнутри.
– Задействованы ли в команде иностранные урбанисты?
– Международные эксперты как раз и составляют ее костяк. Причем мы сформировали команду по географическому принципу, постаравшись привлечь весомых экспертов из разных регионов – из США, Канады, Западной Европы, Ближнего Востока, Азии. Если говорить о персоналиях, то в числе наших коллег значатся участники «умных проектов» в крупнейших прогрессирующих городах.
Вообще, для подобных проектов нужен огромный штат, поэтому акимат города и обратился за помощью внешних экспертов. Создание стратегии требует десятков высококлассных специалистов, но держать их постоянно нет смысла, тем более что они достаточно дорогие. Работа эта проводится обычно раз в пять лет, так что логичнее отдать ее на аутсорсинг. Почему обращаются к внешним консультантам? Когда работаешь с внутренней спецификой ежедневно и не получаешь мнения со стороны, глаз замыливается и можно не заметить очевидного. В нашем случае трое участников – Центр развития Алматы, КБТУ и IDC – обеспечивают взгляд с трех разных стороны, от чего мы получаем хороший синергетический эффект.
– Какие сферы жизни охватит проект «умного Алматы»? На какие направления будет сделан упор в первую очередь, если уже заявлен дедлайн сдачи концепта – до конца этого года?
– Концепция включает шесть основных направлений: «умный транспорт», «умное ЖКХ», «безопасный город», «умные услуги», «здоровье» и «образование». Эти сферы, в свою очередь, подразделяются на отдельные ветви. В транспорте, к примеру, мы учитываем и общественный и частный. Туда же добавляются вопросы дорог и всей инфраструктуры, сообщение Алматы с другими городами и странами, а это уже аэропорты, ж/д вокзалы.
Мы делаем все возможное, чтобы уложиться в сроки. Временные рамки говорят о том, что мы должны изучать все шесть направлений параллельно. И именно наше исследование покажет, проекты в каких сферах являются для города приоритетными.
– Что из мировой практики станет лекалом для алматинской концепции? Какие параметры предшественников будут взяты за основу, учитывая, что сравнивать некоторые из них может быть не совсем корректно?
– Мы обсуждали это с акиматом и Центром развития: идеального города в мире не существует. Нет такого примера, о котором можно сказать, что Алматы хочет его полностью скопировать. Существует множество различных измерений. Для одного города может быть приоритетным то, что далеко не главное для другого. В мире может встретиться практически второй Алматы, но там, скажем, не стоит проблема сейсмологии, тогда это уже совсем другой город. А если представить, что Алматы не окружен горами, а полностью продуваем, это опять же будет совсем другой город с другими проблемами. Проблема выбросов уже не встанет в приоритете. Словом, есть очень много факторов, делающих город индивидуальным, и их нужно учесть. Примеры для подражания нужно выбирать тщательно. Именно поэтому для Алматы ориентиром послужит не один мегаполис, а 20 самых разных городов. Пока список этот не утвержден, мы формируем его с акиматом и Центром развития.

8 888 01
– Алматы будет учиться на ошибках только изученных вами городов?
– Консалтинговые компании, как правило, исходят из собственного опыта, однако мы отличаемся от коллег. Имея глобальный охват, мы не только открываем для примера те города, где лично участвовали в разработке стратегий или оценке проектов, но и предоставляем доступ ко многим другим. Мы изучаем все – у нас есть детальная информация вплоть до того, сколько может стоить реализация той или иной системы, потому что знаем, во сколько обошлось это другим городам.
– Из каких этапов построен рабочий процесс и чем занимается штат Smart City сегодня?
– В данный момент мы находимся на стартовой стадии – это технический аудит текущей cитуации. Вторым шагом станет сравнительный анализ с другими городами, который мы называем оценкой зрелости «умного города». Эта модель специально разработана нашей компанией для изучения текущего состояния в той или иной сфере. Она дает понять степень готовности города к реализации тех или иных высокотехнологичных, или «умных», проектов. Конечный этап – разработка мастер-плана, то есть стратегия уже будет расписана по шагам.
Сравнительный анализ с другими городами мы проведем по приоритетным для города направлениям. Здесь мы будем отталкиваться от стратегических документов, которые уже есть, в том числе от программы «Алматы-2020», где эти направления уже заданы. Задача стратегии «умного города» – помочь в реализации этого плана, где-то технологически его дополнить, помочь претворить в жизнь быстрее и эффективнее, привлечь дополнительные инвестиции. При внесении в какой-то проект элементов «умных технологий» мы сможем сделать его интересным для широкого круга инвесторов.
– Но выбирать эти проекты, как уже писала «Вечерка», будут прежде всего сами алматинцы. Как будет выстроена обратная связь?
– Именно. Мы хотим понять, как выглядит ситуация сегодня и чего бы хотели сами граждане. Далее мы смотрим, какова лучшая практика в этой области, и предлагаем возможные варианты. Но конечный выбор, разумеется, за самим городом.
Мегаполис для нас – это несколько заинтересованных сторон, чьи мнения не всегда совпадают. Суть концепции в том, чтобы достичь баланса интересов четырех сторон – местной власти, бизнеса, граждан и гостей города, составляющих отдельную страту. Должно быть равновесие, и да, именно обратная связь поможет нам минимизировать дисбаланс. Первые опросы уже проведены, и они показали, что пока приоритеты у всех четырех важных для наc сторон разнятся. Тем не менее мы заметили проявление пересечений на перспективу. Важно еще учесть, что не все решения могут приниматься исключительно на городском уровне. Нужно понимать взаимосвязь между департаментами, профильными ведомствами, учитывать нормативы республиканского уровня. Например, если речь идет о построении единой интеллектуальной транспортной системы по республике, мы не можем заниматься развитием города в отрыве от этого фактора.
Что касается обратной связи, то в ходе работы мы проведем опрос всех заинтересованных сторон. Со всеми поговорить не удастся, но у отдельных групп мы все же выясним, что для них важно, чтобы учесть это в проекте. Задача в том, чтобы сбалансировать эти интересы. «Умный город» должен постараться угодить всем.
– Это будет интернет-голосование за конкретные предложения разработчиков?
– Нет, вести опрос мы будем не только в онлайн-режиме. Как правило, в электронном формате число вопросов ограничено, и чаще всего они закрытого типа. Мы же идем шире и включаем индивидуальные фокусные интервью. Представители некоторых компаний не всегда могут поделиться реальными проблемами, но вполне возможно, что не на диктофон они это сделают. Если мы не будем понимать истинную картину, все наши стратегические направления могут оказаться ошибочными.
– Одним из векторов Алматы определил для себя статус «Город не для машин, а для людей». Как это практикуется за рубежом?
– У меня был интересный разговор с бывшим вице-мэром Барселоны Энтони Вивесом. И он сказал следующее: город делает умным не реализация конкретного проекта, а использование технологий с целью понять, что нужно городу. В случае с Барселоной это пример использования технологии mapping для совершенствования городской логистики. По цифровой карте города они отслеживали маршруты передвижения жителей по улицам. Данные собирались изо дня в день, обрабатывались и визуализировались. В итоге власти увидели, что горожанам мешает свободно передвигаться транспортная развязка – ее жители вынуждены всячески обходить. В итоге узел, который несколько лет назад специально был построен для оживленного квартала, снесли и создали на его месте парк. Теперь машин там нет вообще, а люди добираются до нужных мест быстрее. Люди, по его словам, чувствуют, что живут теперь в более комфортной и здоровой среде. Никто не говорит, что теперь надо всюду сносить развязки, просто необходимо грамотно подходить к планированию мест.
– Теоретически у нас возможен такой поворот?
– Теоретически – да, но только если будет стопроцентное обоснование. Это просто пример использования «умных технологий» с целью понять, что нужно горожанам, как сделать их жизнь более комфортной. Возможно, мы, наоборот, увидим, что нужны новые развязки, и технологии помогут понять, где наиболее оптимально их строить.
Марина ПЕСТРЯКОВА