План «А»

Сколько времени сэкономила алматинцам новая выделенка

9 01111

На проспекте Толе би с 24 октября большинству алматинцев стало доступно быстрое передвижение по еще одной полосе для общественного транспорта. «Вечерка» проверяла, как работают новые правила движения.

Восемь часов утра, час пик. Остановка на углу улиц Саина и Толе би сейчас проблемное место: почти весь транспортный поток из-за разрытия дороги движется в восточном направлении по встречной полосе по Момышулы и после развязки «переползает» через трамвайные рельсы на свою, южную сторону.
Автобусы вынуждены проезжать дальше остановки, к заправке «КазМунайГаз». А потому посадка и высадка пассажиров автобусных маршрутов № 16, 126, 100, 65, 50, 7, 85 производится в не оборудованном для этого месте. Люди в ожидании стоят на обочине и балансируют на бордюре, рискуя свалиться в арык. Все усугубляется давкой. Целых полчаса мы не могли сесть ни в один автобус: пассажиров внутрь салона буквально утрамбовывали, а выходящих выдергивали, как редиску с грядки.
Наконец в 8.30 удается сесть в автобус маршрута № 126 с бортовым номером 7126. В автобусе, как говорится, яблоку негде упасть.
– Тесно, зато быстро, – констатирует улыбчивая попутчица по имени Жанна. – Теперь я еду до работы гораздо быстрее. От улицы Момыш­улы до Розыбакиева всего за полчаса. Раньше у меня уходило на это не меньше часа.
Пробки перед проспектом Алтынсарина, улицами Утеген батыра и Тлендиева автобусникам удается проехать гораздо веселее остальных участников движения.
Даже мимо вечно проблемного участка – рынка «Тастак» автобус движется достаточно быстро. Можно было бы и побыстрее, но… приходится объезжать припаркованные на обочине авто.
Осложняют движение нашего 126-го то и дело беспардонно тормозящие перед ним «бомбилы».
– С введением выделенной полосы стало, конечно, лучше, – делится водитель автобуса Ишинхан. – Вот только бы частники не мешались под колесами да перестали парковаться на обочине.
В 8.40 подъезжаем к микрорайону Тастак. Тут парковка на обочине, особенно на южной стороне улицы Толе би, процветает. Перед гостиничным комплексом «Картал» раскинулась целая стоянка. Но здесь уже вовсю работают дорожные патрульные экипажи, что проводят отработку от улицы Тлендиева до улицы Фурманова. Здесь же и представитель «Алматыпаркинг». Некоторых владельцев припаркованных авто удается найти достаточно быстро: это либо работающие здесь торговцы, либо постояльцы гостиницы. Патрульные понимают – идет сложный период привыкания к выделенной полосе, а потому нарушителей пока не штрафуют. Им выносится последнее строгое предупреждение. Авто, хозяев которых найти не удастся, ожидает принудительная эвакуация на спецстоянку.
В 10.00 патрульным экипажем № 058 для этого вызваны два портала.
И поделом…
А мы движемся дальше.
Прямо под запретным знаком на остановке перед улицей Туркебаева припарковалось праворульное авто. Водитель как ни в чем не бывало вышел, захлопнул дверь и отправился в сторону рынка.
На остановке «Улица Тургута Озала» с трудом пересаживаемся в автобус № 120. Перегруженный транспорт движется медленно. Зато на проспекте Абая мы, можно сказать, с ветерком мимо стоящих в очереди перед светофорами авто за 15 минут добрались до улицы Масанчи. И это в час пик. Вот что значит привычная всем выделенная полоса на проспекте Абая, которой горожане пользуются уже более года.
Водитель автобуса с бортовым номером 775 Бек доволен, что специально для общественного транспорта отвели целую полосу.
– На проспекте Абая уже все к этому привыкли, – улыбается водитель. – Ничего, постепенно привыкнут и на других улицах.
На следующий день так же в восемь утра выезжаем с остановки «Проспект Достык» в западном направлении.
Можно было воскликнуть: «Какая красота эта полоса общественного транспорта!», если бы не угораздило нас сесть в автобус маршрута № 128 с госномером А 822 НА. Пожалуй, за последние три года более грязного салона мы не видели. Зато водитель с кондуктором чуть не в обнимку в уютно огороженной от общего салона и дороги скатертью с бахромой шоферской кабинке вели задушевную беседу всю дорогу. И как только умудрялся этот ас, останавливаясь во втором ряду для высадки пассажиров, обгоняя коллег с выездом из полосы для движения общественного транспорта, не совершить ДТП?!
После очередного выверта с нарушением ПДД мы покинули салон 128-го и благополучно пересели в автобус муниципального автопарка. Здесь и чище, да и культура вождения имеется.
Ровно 25 минут потребовалось нам, чтобы добраться до остановки «Улица Тургута Озала». Красота, почти никаких нарушений на «выделенке» не заметили. За исключением…
Самым большим препятствием на пути автобусов и троллейбусов по-прежнему остаются частники-таксисты.
Едва не задев очередного нарушителя, водитель автобуса процедил сквозь зубы:
– Ну где наши инспекторы?!
А работники Бостандыкского РУВД сержанты полиции Нурсултан Смагулов и Айбек Раманкулов стояли с жезлами на противоположной стороне проспекта.
Отрезок дороги от улицы Тургута Озала до проспекта Гагарина просматривается хорошо. За 15 минут сержанты составили по пять протоколов на любителей проскочить по автобусной полосе. То есть с каждого по пять МРП – 10 605 тенге!
Обратный путь, то есть на восток, по проспекту Абая тоже не занял много времени. По крайней мере, наш коллега, предлагавший подвезти нас с остановки «Проспект Гагарина», приехал в редакцию на десять минут позже, чем мы в переполненном автобусе № 92.
И вот это последнее обстоятельство – сверхзагруженные салоны, пожалуй, становится главным препятствием на пути отдания народом предпочтения автобусу.
Надо бы заметно увеличить количество единиц подвижного состава! Остается поделиться мнением горожан. Оно, как вы сами понимаете, не могло не разделиться: имеющие личных шоферов и свой транспорт категорически против «выделенок». Другие, которых большинство, говорят:

01Гульмира До Наурызбай батыра доезжаю за 15 минут. Раньше тратила около 40 минут

Гульмира, служащая:
– До улицы Наурызбай батыра доезжаю за 15 минут. Раньше тратила около 40 минут. Как же я буду против? Только за.

01Еркежан студентка Быстро приезжаю это хорошо но хотелось бы ехать сидя чтобы конспекты успеть почитать

Еркежан, студентка:
– Быстро приезжаю, это хорошо, но хотелось бы ехать сидя, чтобы конспекты успеть почитать…

01Сапаргали гость города из Астаны У нас тоже такое есть но давки в автобусах меньше

Сапаргали, гость города из Астаны:
– У нас тоже такое есть, но давки в автобусах меньше. Наверное, в Алматы людей больше проживает…

01Жанат Коныратова работаю вахтером. И на работу и с работы добираюсь в час пик. Очень рада что теперь это происходит в два раза быстрее

Жанат Коныратова:
– Работаю вахтером. И на работу, и с работы добираюсь в час пик. Очень рада, что теперь это происходит в два раза быстрее.

9 003

Толганай, офис-менеджер:
– Работа моя на пересечении проспекта Абылай хана и улицы Маметовой. Раньше приходилось на час раньше из дома выходить. Отдельная полоса для автобуса – это прекрасно!

Ахмет Ажиев, преподаватель высшей школы:
– Пока не наведут на Толе би такой же порядок, как на проспекте Абая, гаишники с этой улицы уходить не должны!

9 002

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Фото Сергея ХОДАНОВА,
Юрия ВЫБЛОВА