Подводные течения

В № 156 «Вечёрки» от 22 декабря прошлого года в материале «Горячие вопросы» наш читатель поставил под сомнение правильность начисления платы за горячую воду.

В частности, Аблемит Джапаров от имени жильцов второго павильона дома № 245 по улице Муканова, где установлен прибор общедомового учета тепла (ОПУ), пишет, что начисление платы за горячую воду поставило в тупик потребителей тепловой энергии. К примеру, «…в апреле 2014 года горячая вода стоила 79,90 тенге за кубометр, а в апреле 2015 года – 346,3 тенге, или выросла на 432,9 процента. Возникает резонный вопрос: «Что послужило причиной такого резкого взлета тарифа на горячую воду в 2015 году?». Причем с этим вопросом люди уже обращались к тепловикам и даже получили ответ, что причина: неодновременное с ТОО «АлТС» снятие показаний с индивидуальных счетчиков. Было дано подробное разъяснение по начислению оплаты. Но так и осталось невыясненным, откуда в расчетах берется та самая «дополнительная стоимость», которая и создает видимость удорожания тарифа на горячую воду при наличии ОПУ.
Из ответа руководства ТОО «АлТС» становится понятно, что методика начисления платы за использование горячей воды взята не с потолка, а утверждена приказом министра энергетики. Приводится конкретный пример, в котором мы читаем про ту самую «дополнительную стоимость», что вызывает вопросы: «...Этот показатель применяется в случае отсутствия возможности сделать контрольные замеры на внутриквартирных приборах учета, – пишут в ответе специалисты. – Именно тогда и производится начисление по среднесуточному расходу за предыдущий период. Но как только теплоснабжающая организация получает достоверную информацию о фактическом расходе горячего водоснабжения, зафиксированного внутриквартирным счетчиком, немедленно производится перерасчет начислений за горячую воду, из которого и складывается дополнительная стоимость.
Например, в квартире № 3 в расчетном периоде с 3.04.2015 года по 2.05.2015 года не удалось снять показания счетчиков горячей воды. Имея зафиксированные в прошлом расчетном периоде с 4.03.2015 года по 2.04.2015 года показания счетчиков, равные 10 кубометрам горячей воды, будет предъявлено к оплате 10 кубометров горячей воды. И только после обращения потребителя либо при снятии нашим контролером показаний с его внутриквартирного счетчика, когда будет установлено, что потребитель в расчетном периоде использовал не 10 кубометров горячей воды, а только 1, разница в 9 кубометров будет распределена пропорционально потреблению по всем квартирам данного дома, чье потребление горячей воды попадает под учет общедомового прибора учета. При этом дополнительная стоимость может быть как со знаком плюс, так и минус».
Честно говоря, нам и, думается, читателям тоже, так и не стало понятнее, почему те самые 9 кубометров горячей воды, не использованной конкретным абонентом, будут распределены по всем квартирам дома. Может быть, несмотря на имеющуюся установку ОПУ, на потребителей хотят «повесить» скрытые утечки и порывы в системе теплоснабжения? Несколько успокаивает обещание тепловиков, что «...в целях прозрачности дополнительной стоимости при обращении органа управления КСК в ТОО «АлТС» будет предоставлена подробная расшифровка возникновения дополнительной стоимости». Возможно «подробная расшифровка» прояснит этот ребус?
Но это не единственный вопрос, возникающий у потребителей тепловой энергии. 
Так, в письме Аблемита Джапарова речь шла еще и о том, что на практике существует разница в требованиях к срокам и способу промывки отопительной системы (ОС) в домах с ОПУ и без них: «...когда ТОО «АлТС» несет ответственность за тепло до потребителя (где нет ОПУ), оно требует гидропневматическую промывку, а когда счетчик тепла (ОПУ) в подвале накручивает гигакалории, за которые выставляют счета на оплату, для «АлТС» все равно, какую промывку будет делать КСК?». Этот вывод А. Джапаров сделал не на пустом месте, а на примере требований инспекции ТОО «АлТС», предъявляемым к тому же дому на улице Муканова, к домам в КСК «Жанар», «Даулет» и другим.
Специалисты аварийно-технической службы ТОО «АлТС» так ответили на эту претензию: «…Промывка внутридомовых систем теплопотребления осуществляется на основании Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) исключительно в межотопительный сезон не реже одного раза в два года. Проведение такой промывки является обязательным и не зависит от наличия или отсутствия в жилом здании так называемого общедомового прибора учета тепловой энергии». 
Предельно четко и ясно: каждые два года в каждом доме должна быть проведена промывка ОС. Только после этого может быть выдан акт готовности к отопительному сезону. Причем на способе промывки тепловики акцент не делают: промывайте как хотите, лишь бы отопительная система была работоспособной.
А вот по поводу вынужденной замены квартировладельцем смесителя в целом из-за выхода из строя всего лишь резиновой прокладки представители сервисной службы дали такой ответ: «…Данный вопрос для его решения взят под контроль руководством профильного подразделения ТОО «АлТС».
Что ж, будем надеяться, что теперь работники аварийно-технической службы будут более внимательно и ответственно относиться к своим обязанностям, а после «решения вопроса» пенсионеру все же вернут потраченные напрасно и не по его вине пять тысяч тенге.
Полосу подготовил 
Василий ШУПЕЙКИН