Помехи в приёме

Радует, что на поступающие в группу «Приемный покой» жалобы почти во всех случаях следует реакция чиновников от медицины. Но меняется ли медицинское обслуживание в лучшую сторону

23 001

Вот несколько характерных случаев на заданную тему.
Алматинка Наталья Мухомеджанова обратилась с жалобой на поликлинику № 20 в микрорайоне Жулдыз.
– Впервые за пять лет обратилась за помощью в дневной стационар – травматолог назначил мне пять капельниц, – написала Наталья. – Обратилась на свой участок №  9 к врачу общей практики, чтобы получить направление, но врач объяснила, что у них эта процедура по талонам. Я попросила талон, но она сказала, что в месяц на участок выдается всего два талона и их уже нет. Я пошла к заведующей и попросила помочь. Она посмотрела назначение от травматолога и ответила: «Придите завтра к 15.00, мы узнаем, смогут ли вас взять в дневной стационар». Как так может быть: два талона на участок? А остальное время, спрашивается, что они делают?
На обращение Натальи откликнулся главный врач поликлиники № 20, к которому было рекомендовано обратиться для решения вопроса.
– Пациентка пришла на осмотр, ей даны разъяснения по правилам и порядку оказания стационарозамещающей терапии, – сообщила Гульнур Кенжебекова. – В настоящее время она оформлена в дневной стационар.
Евгений Богачев пожаловался на поликлинику № 10, что в микрорайоне Аксай-4.
– Я в шоке! – возмутился Евгений, который решил помочь своему знакомому и сопроводил его в поликлинику. – В кабинет постоянно кто-то заходит толпой! Мы были у терапевта в 213-м кабинете. Сидит молодая девушка-врач, которая ничего не знает, постоянно что-то пишет, медсестра лезет не в свое дело, перебивает всех. Идешь в больницу – там совсем другое! Что это за врачи? Наведите порядок!
На обращение от имени службы поддержки пациентов и внутреннего аудита городской поликлиники № 10 оперативно откликнулась Гульнур Дутбаева. Она пригласила пациента прийти для решения проблемы в кабинет № 105. Далее по направлению поликлиники Евгений повез заболевшего друга в ГКБ № 7. Что же ему там сказали?
– Это уже вторая больница, которая отправляет моего друга для наблюдения и лечения обратно к участковому врачу, – отчитался Евгений Богачев. – Врачи удивлены, зачем поликлиника гоняет его туда-сюда, если сразу поставлен диагноз – у человека обезвоживание, надо поставить капельницы. В одних поликлиниках это бесплатно, в других требуют оплату. Вот это мне и непонятно! Чтобы помочь, я заплатил за друга, но почему такое разделение? Разве не одно положение для всех поликлиник? Зачем гоняли больного человека туда, куда не надо? Инфекционная больница, куда моего друга доставила «скорая помощь», возмутилась: зачем его привезли к ним! Начались разборки между врачами: те не хотят принимать, эти – лишь бы спихнуть! Поликлиника отправляет в больницу, больница возмущается поликлиникой. Какое-то странное разделение у них и никакой согласованности в действиях! Почему скорая помощь и больницы не дружат друг с другом? Зачем больным смотреть и слушать, когда они разберутся между собой? Они же все работают в системе здравоохранения!
После поднятого в группе «Приемный покой» шума ситуацию взяло на контроль Управление общественного здоровья Алматы. В поликлинике по поводу пациента Н. Алтынбекова, по словам Евгения Богачева, собрали целый консилиум.
– Много врачей смотрели анализы, результаты обследования, но диагноз поставить человеку или не могут, или не хотят!– возмущается Евгений. – То заплати за уколы, то еще за что-то, но, оказывается, есть стационар, где все бесплатно! Вчера говорили, что компьютерную томографию надо платно делать, сегодня, оказывается, что она бесплатная...
В настоящее время, по словам медиков, пациент Н. Алтынбеков находится на стадии обследования для уточнения диагноза.
Участники группы поддержали мнение Евгения о невнимательности участковых врачей и о кабинете ВОП в поликлинике как о проходном дворе:
– В 11-й поликлинике то же самое, – пожаловалась алматинка Татьяна Лысенко. – Приедешь на прием – ни давление не измерят, ни послушают, ни выслушают. Кабинет – проходной двор.
На сигнал отреагировала заместитель главного врача поликлиники № 11 по лечебной работе:
– Мы бы хотели более подробно разобраться в этой ситуации, исправить ее по возможности, – написала комментарий Айнаш Амурказинова.– В связи с этим прошу связаться со мной.
Татьяна Лысенко не ожидала, что вопрос так быстро урегулируется. С ней оперативно созвонился заведующей терапией, все вопросы решены.
– В 18-й поликлинике отделение «Дубок» – то же самое, – пожаловалась Елена Денисова. – Лекарства получить нереально – то база не работает, то света нет, то таблетки не завезли. Проходной двор в кабинете постоянно, сидишь на приеме – люди толпами идут. Им говорят выйти и подождать, зайти по очереди, но нет – будут стоять над душой.
На жалобу Елены последовала реакция службы поддержки пациентов поликлиники № 18 в лице врача-эксперта Айгуль Умерхановой и заместителя главного врача Гульнары Боранбаевой. Медики опубликовали свои контакты и попросили пациентку связаться с ними, чтобы принять меры по озвученным фактам.
Радует, когда на обращения пациентов реагируют конструктивно.
А вот здесь полной ясности нет
Алматинка Марина Раевская, прикрепленная к поликлинике № 9, хотела вызвать врача на дом, но, как выяснилось, это невозможно, так как территориально она относится к 13-й поликлинике.
– Прикрепляться к ней я принципиально не хочу, так как более убогого медицинского заведения не сыскать, – поделилась своим мнением с участниками группы Марина. – Я была прикреплена к ней порядка трех лет, и это был кошмар. На данный момент к 13-й поликлинике прикреплен мой двухмесячный ребенок (роддом его прикрепил), и невропатолог не глядя выписала ему лекарства, которые можно принимать только с шести лет, чем вынудила меня обратиться в платную клинику, так как ее компетенция для меня теперь под большим вопросом. Массаж буду делать платно, а вот найти, кто будет делать уколы на дому за разумные деньги, не смогла. Рассчитывала на поликлинику, но, если назначение было получено в другом учреждении, туда и отправляют. К сожалению, в 13-й поликлинике моему ребенку ничего не назначили, кроме массажа и сомнительных таблеток. Отсюда вопрос: почему нам говорят о свободе выбора поликлиники, а по факту всеми услугами я воспользоваться не могу, хотя теперь я реально плачу им процент с зарплаты. Поликлиника за меня получает от государства деньги, но проблема есть: я живу в 15 минутах езды на автобусе от поликлиники № 9, и мне нужна помощь: температура 38,5, гайморит, слабость, головная боль и на руках маленький ребенок.
На обращение откликнулся главный врач поликлиники № 9:
– Для решения вопроса и дачи разъяснений по оказанию медицинской помощи просьба обратиться в администрацию городской поликлиники № 9 или службу поддержки пациентов по телефонам: 385-52-05, 385-40-22, 385-05-43, каб. 406, 407, 413.
Марина Раевская позвонила по указанным номерам. По ее словам, ей предложили сбить температуру, а утром обратиться в поликлинику, где пообещали обслужить вне очереди.
– Спасибо, конечно, но вопрос в любом случае остается: зачем обещать, что я могу прикрепиться к любой поликлинике, а на практике помощь получу, если только смогу дойти до нее? – задает логичный вопрос Марина.
Между тем приказ министра здравоохранения № 281 от 15.04.2015 года гласит: «Пункт 5. Прикрепление граждан к организации ПМСП осуществляется по месту постоянного или временного проживания, работы, учебы, с учетом права свободного выбора врача, медицинской организации в пределах одной административно-территориальной единицы, за исключением граждан, проживающих на приграничных территориях, которые по праву свободного выбора медицинской организации прикрепляются в близлежащую организацию ПМСП, расположенную на другой административно-территориальной единице».
В приказе четко сказано, что прикрепление осуществляется по месту проживания, но с учетом права свободного выбора врача. Значит, прикрепиться можно к одному медучреждению, а пойти к врачу, который больше устраивает, в другом месте? Если это так, не лучше ли, чтобы каждый гражданин имел медкарту и выбор, у какого врача и где лечиться? Может, это не понравится медикам, но врачи будут ходить за пациентом, а не наоборот, как это происходит сейчас.

В тему
Информация НАО «Фонд социального медицинского страхования»
Работодатели Алматы в мае перечислили за обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС) около 2 млрд тенге. Кроме того, единый совокупный платеж за себя с начала года оплатили 1800 самозанятых на сумму чуть более 3 млн тенге.
При этом общая сумма поступлений на ОСМС от Алматы с июля 2017 по май 2019 года составила более 36,8 млрд тенге. Основная часть поступлений, или около 34,4 млрд тенге, – это отчисления работодателей.
ИП и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, освобождены от платежей за себя с 2018 до 2020 года, но оплачивали взносы за второе полугодие 2017 года по действующему на тот период законодательству. В случае, если у ИП есть наемные работники, они должны оплачивать отчисления за них как работодатели.
Алматы по-прежнему занимает лидирующую позицию по выплатам в разрезе регионов – пятая часть от всех средств. Все поступившие средства хранятся в Нацбанке и с 2020 года будут направлены на оплату услуг, оказываемых в рамках ОСМС. До этого момента ФСМС финансирует ГОМБП на средства из бюджета.

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА