Потребители второго сорта

БИЗНЕС АЛМАТЫ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Один из главных сегодня внутренних скандалов Евросоюза – продовольственная дискриминация которая разделила рынки Евросоюза и самих потребителей на первый и второй сорт. Двойные стандарты качества, вкуса и внешнего вида товаров в разной географической широте под одной маркой доказаны даже экспертами, но ситуация только ухудшается. «Вечерка» выясняла, экономят ли мировые производители на экспорте и для алматинцев.

Восточная Европа продолжает обвинять Запад в открытом ущемлении своих потребительских прав и не собирается с этим мириться. Целый ряд продуктов питания, бытовой химии и прочих товаров на прилавках разных стран, но одного бренда могут кардинально отличаться не только в цене. Существенная разница в составе идентичной продукции становится для потребителей, называющих себя второсортными, все более очевидной. Дискриминация по региональному признаку усиливается вопреки существованию единых для Евросоюза стандартов техрегламента. Коснулась она и СНГ вместе с российским и казахстанским рынками.

Вкусы экономкласса?
Продовольственную несправедливость наиболее остро испытывают на себе жители Чехии, Словакии, Венгрии и Польши. Министерства сельского хозяйства этих государств требуют от Еврокомиссии принять законодательные нормы, которые запретили бы компаниям поставлять на общий европейский рынок товары двойного качества. Эксперты убеждены: в местные супермаркеты одноименные бренды поставляют продукты куда более низкого качества, нежели западным соседям. Венгерская служба контроля за безопасностью продуктов питания NEBIH протестировала 24 идентичных продукта, реализуемых в Германии и Австрии. Экспертиза доказала: немцев и австрийцев снабжают шоколадной пастой высшего качества, в то время как на венграх мировой бренд предпочитает экономить – вкус и консистенция уже не те.
Высшая школа химической технологии Праги в этих же целях провела свой эксперимент. Специалисты доказали: в газированную воду для местных магазинов в отличие от немецких добавляют не сахар, а фруктозу и искусственные подсластители. Чехи сравнили качество продуктов и проверили поставщиков на добросовестность еще два года назад. Университет химии и технологии исследовал 24 категории товаров, включая кофе, сыр, маргарин и шоколад – ничем внешне не отличающиеся на прилавках Германии и Чехии. Выяснилось, что на жителях последней бренды экономят в компонентах до 35%. Анализ западных и восточных образцов мясной и рыбной продукции, хлебобулочных изделий, стирального порошка известных марок также привел к однозначным выводам. И даже несмотря на то, что вопрос поднимается на уровне Еврокомиссии, производители отказываются признавать проблему. Мол, прямая угроза здоровью не доказана. А разницу в рецептуре владельцы марок не отрицают, но якобы ориентирована она как раз на вкусовые пристрастия жителей разных регионов. Впрочем, упасть в качестве продукт способен и без ведома производителя. Под оригинальные ингредиенты удачно маскируются дешевые заменители.

Фильтр на импорт
Ко второму сорту с рыночной точки зрения начала причислять себя и Россия. Проблему здесь заметили не только в пищепроме, но и во всем спектре товаров массового спроса. Алматинскому потребителю тоже есть о чем задуматься. Городским Департаментом охраны общественного здоровья с начала года было снято с реализации более полутонны продукции – 526,82 кг, не соответствующей стандартам качества и безопасности. Больше половины объема пришлось на долю импорта.
– В целях предупреждения и пресечения обращения на рынке продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, в рамках мониторинга безопасности проводится контрольный закуп продукции, реализуемой на городских объектах торговли. За восемь месяцев этого года было закуплено и направлено на санитарно-эпидемиологическую экспертизу 1558 проб продукции. Анализ показал, что 119 из них, а это 7,6%, не соответствуют требованиям действующего законодательства, – прокомментировала руководитель отдела контроля за соблюдением требований технических регламентов ДООЗ Наталья Дягилева. – Наибольший показатель несоответствия приходится на долю товаров для детей и подростков – 19,7%, игрушек – 13%, продукции легкой промышленности и средств гигиены – 9%, пищевой продукции – 7,6%. В сравнении с прошлым годом существенно снизился показатель несоответствия товаров бытовой химии и составил 2,7%, в течение года не установлены несоответствующие пробы по товарам парфюмерно-косметической промышленности. Из общего объема образцов 68% составила импортная продукция.
Показатели несоответствия, сообщает статистика, распределились следующим образом: товары для детей и подростков – 20,6%, игрушки – 11,7%, продукция легкой промышленности и средств гигиены – 13,5%, пищевая продукция – 7%, товары бытовой химии – 1,5%. Следует отметить, что 9% проб не отвечали требованиям технических регламентов по микробиологическим показателям, 89% – по маркировке.
Однако этих и других применяемых на сегодняшний день мер контроля, убежден президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков, недостаточно. Негласную градацию рынков сбыта бизнесмен испытал на себе и с тех пор старается для себя лично замещать европейский импорт отечественными и российскими товарами. Остальным советует по возможности поступать так же.
– Существенную разницу в товарах на нашем рынке и европейских я заметил еще в 90-е годы. На упаковке шоколада так и было написано: «для реализации в Западной Европе», «для реализации в СНГ». Конечно, сейчас так маркировать не будут, иначе это будет откровенной дискриминацией, но я думаю, что и сегодня в погоне за прибылью подспудно такая политика осталась. Более того, никакого секрета в этом нет: есть товары для Восточной и Западной Европы, для Азии и СНГ, – рассказал Бекнур Кисиков. – Напитки одной марки разливаются по единой технологии, но в разных странах они все равно отличаются. Даже в таре. Если Европа практически отказалась от пластика в пользу стекла, мы к этому не пришли. Я сам работал на рынке FMCG, реализуя иностранную продукцию повседневного спроса, поэтому знаю, что стандарты действительно разные. Определенную часть товаров более низкого качества в 90-е годы сбрасывали на нас. Может, ситуация немного изменилась, но скандалы ведь происходят не на пустом месте. Взять тот же резонанс с меламиновым молоком в Китае.
Защитить себя при столкновении с второсортным товаром, добавил спикер, сложно – правда нужна не всем. Потребительская грамотность – единственное, что поможет обезопасить себя и своих близких. Куда больше, по его словам, потребитель может доверять франшизе, где требования к соблюдению техстандартов намного выше.
– Юридически доказать, что качество поставляемой к нам продукции хуже, невозможно. Но вы можете перестраховаться знаниями. На маркировке должны быть специальные коды, обозначающие Евросоюз или СНГ. Достаточно изучить товар. По факту же простой потребитель ничего сделать не сможет. Есть только выбор – покупать или не покупать, – считает глава ассоциации. – По конкретным рынкам сбыта распределяется не только пищепром, но и определенного качества автомобили, бытовая химия и техника, и особенно медикаменты. Фармация вообще в Европе устроена по-другому. Однако дело не в том, что иностранцы нас дискриминируют, а в том, как они относятся к своей безопасности и как мы. Если там государством это мощно контролируется, то мы не дорабатываем. Те же стандарты ХАССП в пищевой промышленности соблюдаются очень строго. Стандарты ЕАЭС должны нам помочь. Отечественным сертификационным органам сегодня очень важно поднять этот вопрос на более высокий уровень и неукоснительно следовать нормативам. Но, с другой стороны, это может привести к удорожанию продукции. Пока ситуация будет такой, какая она есть сегодня.
В казахстанской и российской продукции, не отрицает господин Кисиков, тоже немало иностранных компонентов. В большинстве случаев производить на 100% собственный продукт, говорит он, нереально.
– Все зависит от импортеров. Мы наработали соблюдающих нормы поставщиков. Поэтому я считаю, что это зависит от импортеров. Казахстану, к слову, больше, чем Европе, повезло с натурпродуктами. Европейцы понимают: практически все имеющиеся на прилавках товары могут быть потенциально опасными, – подчеркнул спикер. – Нужны жесткие условия. Если мы будем пропускать на свой рынок кого угодно, то, естественно, к нам придет мусор.

Молочный суррогат
В том, что на первый и второй сорт условно можно разделить и молочную продукцию, убедился из личной и профессиональной практики глава компании Food Tech Pack Михаил Гринштейн. С полок казахстанских и российских магазинов, говорит эксперт, потребители приносят домой совершенно разные по своему качеству продукты одного и того же бренда. Около 80% представленной на нашем рынке молочной продукции производят из восстановленного молока.
– Мороженое, к примеру, таким образом производить и дешевле, и быстрее, – прокомментировал Михаил Гринштейн. – Согласно техрегламенту, если содержание сухих веществ превышает 5%, значит, товар должен называться молочным продуктом – творожным, сметанным, сырным. Производителей заставляют это прописывать, но, как показывает маркировка, соблюдается это далеко не всегда. Индикаторов «натуральности» может быть несколько. Как разобраться? Если килограмм сыра стоит меньше 4000 тенге, то знайте, – это уже сырный продукт. Все, что лежит без холодильника, – это восстановленное молоко. Подсказать может и упаковка. Полиэтилен гарантирует, что вы выбрали цельное молоко, поскольку срок реализации минимальный. Можно сказать, что восстановленное молоко – дважды «мертвое». Сначала молоко сублимируют, делая порошок, а затем оно проходит ульрапастеризацию.
Как бы то ни было, говорят эксперты, насколько честны производители и поставщики – разве что вопрос чести торговой марки. Экономия в производстве позволяет экономить и потребителю, а потому последнему чаще всего выбирать не приходится.
Марина ПЕСТРЯКОВА