Потребительские настроения

Вчера в Казахстане отметили Всемирный день потребителей

15 001Накануне этой даты председатель правления РОО «Нацио­нальная лига потребителей» Светлана Романовская рассказала, как сегодня защищаются права казахстанцев.
– В этом году Всемирный день прав потребителей призывают провести под девизом Consumer Rights in theDigitalAge – «Потребительские права в цифровую эпоху», – говорит Романовская. – Несмотря на экономические кризисы и другие негативные явления, сфера электронной торговли в мире активно развивается. Невозможно представить современного потребителя без доступа в Интернет, без гаджетов, которые призваны облегчить жизнь каждого из нас. Совершая покупки через Интернет, потребители экономят не только время, но и денежные средства. Ведь онлайн-магазины предлагают свои товары по более выгодным ценам и условиям, в том числе распродажи, во время которых скидки могут доходить до 80 процентов. В Казахстане электронная торговля – только развивающаяся отрасль, именно поэтому бизнесу в Интернете необходимо особое внимание в связи со становлением информационного общества и его непосредственным вкладом в экономику. Задача Всемирного дня защиты прав потребителей – в ближайшем будущем обратить внимание общественности на проблему неурегулированных законодательством отношений онлайн-ретейла.
Не менее важным вопросом является конфиденциальность и безопасность предоставляемой пользователями Интернета личной информации. Личные данные потребителя являются незащищенными, что приводит к утере либо краже таких данных.
Доступ к получению безопасных, стабильных услуг имеет важное потребительское значение во всем мире. Освещение данной тематики в нашей стране призвано определить ее приоритеты и меры, реализация которых позволит обеспечить решение проблем в данной сфере.
Нами составлена анкета, вопросы которой выявляют абсолютного лидера среди интернет-провайдеров, потребителями оценивается качество оказываемых провайдерами услуг. К анкетированию привлечены студенты различных учебных заведений РК. В результате сформируется общая картина доступности интернет-услуг.

15 002

– Приняты ли в последнее время в Казахстане законы, которые помогают отстаивать потребителям их интересы?
– С 2000 года Национальная лига потребителей Казахстана является членом Consumers International – единственной независимой потребительской организации, объединяющей более 220 членов-организаций из 115 стран. Сегодня мы лидируем в сфере защиты прав потребителей в странах СНГ и постоянно стремимся совершенствовать методы и способы защиты прав потребителей. Защищать права потребителей стало легче благодаря ряду законодательных мер. Так, в прошлом году приняли новые поправки в Закон «О защите прав потребителей»: запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю) ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки в торговых залах. Исключения составляют лишь случаи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Так что теперь служба безопасности продавца не вправе запрещать потребителям фото- и видеосъемку в торговых залах. Также вступили в силу некоторые изменения в Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности Республики Казахстан». Изменения затрагивают ряд важных факторов для заемщиков и нацелены на защиту прав потребителей финансовых услуг.
– Насколько активно наши граждане обращаются в вашу организацию?
– Казахстанцы часто сталкиваются с нарушениями своих потребительских прав, которые причиняют ущерб их здоровью, влекут материальные убытки, наносят моральный вред. Это происходит из-за низкого уровня знаний, отсутствия потребительского образования. Мы стараемся эти пробелы исправить. Национальная лига потребителей осуществляет программу «Юридическая защита и предоставление интересов в суде», которая помогает потребителям восстановить нарушенные права, возместить материальный и моральный вред, причиненный в связи с нарушением их прав. В прошлом году возвращенный потребителям в порядке медиации, претензионном и судебном порядке материальный ущерб составил 57 938 870 тенге, моральный – 25 676 340 тенге, в претензионном порядке – около
20 167 200 тенге.
Национальная лига потребителей продолжает свою работу по внедрению альтернативного способа разрешения конфликтов – медиации. Сегодня в Казахстане действует «Национальная палата медиаторов», которая имеет семнадцатилетний опыт работы.
– Куда могут обращаться люди, которые нуждаются в ваших консультациях?
– В каждом регионе Казахстана открыты представительства «Национальной лиги потребителей», где работает «горячая линия» по предоставлению бесплатных юридических консультаций. Это касается не только для потребителей Алматы. Консультацию можно получить по коротким номерам (Kcell – 2040, Beeline – 2518) на всей территории Казахстана. По результатам работы «горячей линии», в том числе коротких номеров 2518, 2040, всего поступило более 200 000 звонков. Больше всего жалоб по деятельности КСК (58 400) и коммунальных услуг (газ, электроэнергия, отопление, вода) – 36 659. На некачественные продовольственные товары сетовало 18 526 граждан. Чуть меньше нареканий (16 100) на промышленные товары (одежда, обувь, мебель и т. д.). Услугами туризма и авиации недовольство выразили 7945 казахстанцев.

Наталья ВЕРЖБИЦКАЯ