Потребительские настроения

Дежурный по городу

В центре внимания «дежурного по городу» оказались не добросовестные магазины и квартировладельцы, ставшие профессиональными должниками.

Фокусы с картами
С таким названием опубликовал свой пост в Facebook алматинец Александр Мальчиков.
«…В магазине «Рамстор» в Mega на улице Розыбакиева столкнулся с таким фактом: являясь членом клуба «Рамстор», что подтверждает их клубная карточка, покупал товары, ориентируясь в том числе и на товары с желтыми ценниками, то есть – со скидкой для членов клуба. При оплате на кассе общей суммы 11 636 тенге получил скидку 649 тенге. Эта сумма показалась мне недостаточной, и я стал бегло просматривать чек. И тут выяснилось, что некоторые товары со «скидочными» ценами мне посчитали на кассе без скидки. В частности, сыр «Президент» (два вида) – вместо цены со скидкой 429 тенге продан по 525 тенге; творог «Президент» – вместо 289 тенге на кассе пробили 340. Зубная паста «Лакалют» – вместо 899 тенге с меня взяли полную стоимость – 1455 тенге. При предъявлении претензий мне без разговоров вернули переплаченную мной сумму – 710 тенге. При этом извинились и пояснили, что ошиблись на кассе. А на зубную пасту якобы скидка закончилась вот только что, поэтому, мол, ценник еще не успели поменять. То есть вся скидка должна была составить 1359 тенге, а не 649 по чеку. У меня вопрос: как это возможно? Не пересчитай я чек, так и подарил бы «Рамстору» 710 тенге. Но не все же такие бдительные, как я! Между тем деньги магазин таким дотошным покупателям, как я, возвращает без разговоров, как будто такие случаи здесь – обычное дело. Помнится, в приснопамятные советские времена обсчет покупателя всего на две копейки мог грозить продавцу возбуждением уголовного дела. А что же сейчас? Извинились, возвратили деньги, и все? Мне могут возразить, что это право магазина – давать или не давать скидку, но ведь «Рамстор» сам установил такие «правила игры», я их принял, но магазин решил, что называется, «передернуть карты». Несолидно, однако...»
При этом приложено фото самих товаров со «скидочными» ценниками и чека на эти товары с пробитой датой и временем магазина.
Пользователь Facebook Руслан Кульжаханов так прокомментировал этот пост: «В «Рамсторе» всегда так делают. Я неоднократно сталкивался с этим. И деньги возвращают всегда без проблем. Наверное, таких бдительных, как мы, очень мало. А вот тех, кто не проверяет чеки, наоборот, большинство. Вот и возвращают деньги без проблем».

А была ли скрепка?

5 002
«Кто может помочь в ситуации, которая касается здоровья ребенка? – взывает к «дежурному по городу» пользователь Facebook Светлана Постриган. – Мой сын завтракал булочкой, купленной в магазине «Беккер и К» на пересечении улиц Розыбакиева и Сатпаева. В булочке оказалась скоба от степлера. Обнаружил он ее во рту, уколов десну. Я даже представить боюсь, что могло произойти, если бы он ее проглотил. Почему такое происходит и кто это контролирует?» К посту прикреплено фото упаковки «Сдоба с творогом» с названием и адресом магазина, датой и ценой товара, а также фото надкусанной булочки и скрепки.
«Дежурный по городу» побывал в магазине «Беккер». Обслуживающий персонал пояснил, что с подобным фактом необходимо обратиться в администрацию магазина, имея на руках чек и сам товар с инородным предметом. Они и сами заинтересованы в том, чтобы разобраться в случившемся. Служба контроля качества в обязательном порядке займется инцидентом, если нужно, будут проведены все необходимые экспертизы, так как качество продаваемых в «Беккере» товаров контролируется очень жестко.
От себя добавим, чтобы досконально разобраться в произошедшем со всем указанным выше (с чеком, товаром в упаковке, со скрепкой) и с заявлением Светлана может обратиться в Департамент по защите прав потребителей.

5 001

Как в Водоканале сводят дебет с кредитом
– Интересно, кто-нибудь обращает внимание на то, что некоторые квартировладельцы живут, годами не оплачивая коммунальные услуги? – заинтересовалась алматинка Светлана. – Наши соседи, например, имеют миллионные долги за воду и тепло. И ничего! Живут припеваючи!
«Дежурный по городу» переадресовал этот вопрос специалистам ГКП «Бастау» и «Тоспа Су», снабжающим город питьевой водой.
Оказалось, что вся информация по должникам за услуги водоснабжения и водоотведения стекается в единое кредитное бюро.
– Дебиторская задолженность потребителей города за услуги холодного водоснабжения и водоотведения перед предприятием по состоянию на 1 января 2017 года составила более 568,54 миллиона тенге, – сообщила заместитель генерального директора по сбыту ГКП «Бастау» Эльмира Байчигасова. – Одними из основных дебиторов являются потребители группы «многоквартирный сектор», что составляет 20 процентов от общего долга всех абонентов предприятия. В многоквартирном секторе нам задолжали 125,42 миллиона тенге.
В настоящее время сотрудники службы сбыта ГКП «Бастау» и ГКП «Тоспа Су» используют все законные методы по взысканию просроченных долгов. Это и постоянные письменные и телефонные уведомления, судебные иски, и, как крайняя мера, отключение от услуг как водоснабжения, так и водоотведения.
Как выянилось, наиболее эффективным методом борьбы с недобросовестными потребителями остается отключение и ограничение предоставления услуг.
– За год вынесены решения суда по взысканию дебиторской задолженности в отношении более чем четырех тысяч потребителей, – рассказывают специалисты службы сбыта. – Было отключено за долги от систем водоснабжения более пяти тысяч частных домовладений и 6,6 тысячи объектов, принадлежащих юридическим лицам.
Примечательно, что раньше была возможность отключать от услуг только частные домовладения. В многоквартирном доме отключить неплательщика было очень сложно, и раньше логика абонента была простой, мол, не отключат же весь дом из-за меня одного. Теперь недобросовестным гражданам все же стоит призадуматься, ведь специалисты без особых усилий могут заблокировать канализацию отдельной квартиры.
Ноу хау в трубе
Как это происходит? Заходить в квартиру неплательщика необходимости нет. Специальный аппарат проникает в стояк сверху и, управляемый мини-камерой, подающей сигналы на специальный монитор, находит канализационный отвод нужной квартиры, который блокируется специальным приспособлением, все эти манипуляции длятся не более 20 минут. После этого пользоваться центральной канализацией неплательщик уже не сможет. Если жители после установки ограничивающего устройства продолжают пользоваться ванной или унитазом, то через некоторое время они просто переполняются. При этом, если кто-то захочет самостоятельно избавиться от этого устройства, он убедится, что сделать это невозможно. Примечательно, что при этом не отключается водоотведение всего дома и не причиняются неудобства остальным жильцам. Таким же методом перекрываются врезки в канализационный стояк и должников – коммерческих предприятий, находящихся на первых этажах многоквартирных домов.
Важно отметить, что вся эта процедура не происходит внезапно для должника: прежде чем заблокировать отвод в общую канализационную систему дома, недобросовестного потребителя в письменном порядке за месяц до назначенного срок извещают о данной процедуре.
– В настоящее время бригады, оснащенные мобильными устройствами по блокированию канализации, в день перекрывают водоотвод в 12–15 квартирах должников, – информируют специалисты службы сбыта.
За прошедший год жители 3155 квартир города были отключены от услуг. И, как показала практика, применение такого оборудования – это наиболее действенный метод борьбы с недобросовестными потребителями: годами накапливаемые долги погашаются в течение буквально трех-пяти дней. Попробуй поживи без канализации в многоквартирном доме! А долги каждой такой квартиры немалые – средняя сумма задолженности за холодную воду и канализацию составляет 20 тысяч тенге. С учетом того, что кубометр холодной воды стоит 55,56 тенге, а один кубометр отвода канализации – 28,8 тенге, такие долги, понятно, образовывались не один год.
– Заглушка после оплаты долгов вынимается тем же способом, что и ставилась, – успокаивают специалисты. – Но в случае если в будущем такой потребитель снова перестанет платить по коммунальным счетам, за услугу разблокировки канализационного стояка ему придется платить дополнительно, при этом сумма повторного подключения составляет около 20 тысяч тенге.
«Холдинг Алматы Су» также продолжает борьбу с неучтенными потерями воды. В 2016 году было выявлено 480 потребителей, которые пользовались городским водоснабжением без заключения договора, то есть подключились к водопроводу незаконно. В прошлом году было проведено 2704 отключения.
Конечно, не все должники являются злостными неплательщиками. У кого-то сложились непростые жизненные обстоятельства. Таким потребителям, у которых нет возможности оплатить долги одномоментно, предприятие идет на уступки и дает рассрочку по платежам.
«Дежурный по городу» напоминает, что работа с должниками по водоснабжению и водоотведению ведется ежедневно, невзирая на время года или праздники. А потому, чтобы внезапно не остаться, к примеру, в новогоднюю ночь без воды или доступа к городской канализации, лучше оплачивать счета за предоставленные коммунальные услуги вовремя.

Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА