Право на здоровье

Чем семейная амбулатория отличается от обычной поликлиники?

Казахстан является одной из немногих стран мира, где право на здоровье гарантировано Конституцией. Обеспечиваться это право может самыми различными способами. О некоторых из них и о проблемах в целом «Вечёрке» рассказала президент общественного фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова.

7 01

-Наша организация появилась в 2007 году. Ее цель – защита прав граждан нашей страны в области здравоохранения. То есть, по сути, мы – правозащитники. К сожалению, большинство людей здравоохранение воспринимает как медицинскую помощь, как услугу, и редкий человек относится к нему как праву. Человек имеет право быть здоровым и получать все необходимые для этого услуги. В том числе и те, которые по закону должны оказываться бесплатно. Это право декларировано в 29-й статье Основного закона республики. Существует Европейская хартия прав пациента. В казахстанском Кодексе о здоровье все эти права описаны. Но далеко не во всякой стране такие права является конституционными.
– Например?
– В США в отдельных штатах есть, а в некоторых нет. То есть оно там не является федеральным. А ведь там 15% ВВП идет на здравоохранение. И в то же время – огромное количество людей не имеет медицинских страховок. Вообще, право на здоровье часто используют всевозможные политики в своих спекулятивных целях.
Как известно, нет такой страны, где бы люди были полностью довольны действующей системой здравоохранения. Чем лучше люди живут, тем дольше они хотят жить, тем все более качественные и современные услуги их интересуют.
– А есть такая страна, которая могла бы стать неким эталоном в этом отношении для Казахстана?
– Британия, безусловно. Там вся медицинская помощь полностью оказывается за счет налогов – как это было у нас во времена СССР. Очень высокого уровня там достигла первичная медико-санитарная помощь. Большинство проблем со здоровьем людей можно решать профилактическим путем. Тогда лечение людей государству обойдется значительно дешевле.
Еще в 1978 году в нашем городе прошло заседание Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на котором была принята знаменитая Алма-атинская декларация о необходимости развития первичной медико-санитарной помощи. И многие страны взяли ее на вооружение. Особенно Великобритания. Но только не мы сами. Потом был развал СССР, потом мы безуспешно пытались ввести систему обязательного медстрахования, еще позже перешли на нынешнюю форму гарантированного объема медуслуг, но до эффективной модели мы так и не доросли. Только недавно была принята программа о необходимости развития первичной помощи. Суть ее заключается в создании семейных амбулаторий. Вообще, таковые у нас появились еще на заре нашей независимости в 90-х. Я была одной из тех, кто занимался их созданием. Они появились в Семипалатинске, Жезказгане, Павлодаре. К 2000 году их было 1600 с лишним в Казахстане, а через 5–6 лет их осталось 30.
– Чем семейная амбулатория отличается от обычной поликлиники?
– У нас есть участковые терапевты и педиатры. В семейной амбулатории должен быть врач общей практики, который обслуживает всю семью, всех ее членов – от самого рождения и независимо от возраста. Амбулатория должна находиться не дальше, чем в десяти минутах ходьбы пациента от его дома. Вы же не всегда ходите по гипермаркетам. Чаще вы посещаете те магазины, что недалеко от вашего дома. Англичане применили именно такую систему. Придумана она была у нас, а сливки с нее сняли другие. Теперь такую систему пытаемся внедрить и мы.
– Как будут финансироваться такие амбулатории?
– Они должны стать основными деньгодержателями. С населением должна быть проведена кампания свободной записи, в результате которой каждый гражданин осуществит свободный выбор врача. И пропорционально тому, сколько человек прикрепится к той или иной амбулатории, должны выделяться деньги. Если приписанные к амбулатории люди не болели в течение отчетного года, то средства остаются в распоряжении амбулатории на ее развитие, фонд заработной платы и на премии специалистам. Но если у кого-то из пациентов случится осложнение и будет, например, необходимо стационарное лечение, то оно должно быть сделано за счет средств амбулатории, к которой больной приписан. То есть при такой системе семейному врачу выгодно, чтобы его пациенты оставались здоровыми. Ведь при нынешней системе в вашем здоровье заинтересованы только вы сами, но не ваш врач. У семейного врача будет мощная мотивация охранять ваше здоровье, и отпадет необходимость постоянного контроля деятельности врача.
– Какова роль в этом процессе вашей организации?
– У нас масса пациентно-защитных организаций: Общество диабетиков, Общество больных гемофилией и так далее. Но они сформированы самими больными – теми, кто знает проблему изнутри. То есть, как у Ильфа и Петрова: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Есть такое общество, как Ассоциация врачей – чисто профессиональное. Мы – организация врачей, которые защищают права пациентов. Я, например, по профессии детский врач-инфекционист, то есть мы хорошо знаем, что происходит по другую сторону баррикад – в медицинской среде, и нам не так-то легко вешать лапшу на уши, как говорит молодежь. Поэтому одной из наших задач стала пропаганда и внедрение семейных амбулаторий. Разумеется, мы еще и многим другим занимаемся.
– Например?
– У нас есть телефоны доверия, по которым любой человек может позвонить и получить консультацию, как ему действовать в тех случаях, когда ему не оказывается необходимая помощь из пакета гарантированных услуг, когда его не удовлетворяет качество обслуживания в поликлиниках и больницах, когда ему отказывают в своевременном обеспечении лекарствами, которые он должен получать за счет государства на безвозмездной основе. В отдельных случаях, когда наша консультация оказывается малоэффективной, мы сами вступаем в дело – звоним главврачам тех учреждений, где нарушены права пациента. Как правило, после наших звонков все встает на свои места.
– По каким номерам к вам можно дозвониться?
– 292-65-66 и +7-707-137-61-84. Мы принимаем любые звонки, которые касаются нарушения прав человека на здоровье, кроме анонимных. Надо еще понять, что право на здоровье у человека появляется еще до его рождения – существуют проблемы бесплодия, антенатальной защиты плода, проблемы возникают даже после смерти пациента – допустим, человек сам должен решить, будут использоваться или нет его внутренние органы для пересадки. Еще в самом начале нашей работы мы опросили 600 человек, и все они ответили, что качеством медицинских услуг недовольны. Мы тогда провели общественные слушания, но данным нашего опроса никто не поверил. Тогда мы запустили эту горячую телефонную линию. И теперь, помимо того, что мы оказываем реальную помощь людям, в нашем распоряжении еще есть и реальная статистика, которую трудно оспорить. За прошедшие восемь лет нашей работы к нам поступило свыше 27 тысяч обращений, включая наш сайт medpravo.kz и электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Но в основном нам звонят: пожилые люди редко дружат с Интернетом.
– Какого характера звонки?
– Очень много жалоб – особенно на первых порах. И всевозможные просьбы о помощи.
– Можете привести конкретные случаи?
– О них вам лучше расскажет врач-консультант нашей горячей линии Гаухар Ткаченко.
– Гаухар, вы одна здесь консультируете?
– К сожалению, да. Работа очень объемная, и, конечно, нам нужен еще один консультант как минимум. Звонят же со всех концов страны. Но пока нет такой возможности.
– А какие рычаги имеются в вашем распоряжении, чтобы отстаивать права пациентов?
– А нас был такой случай: прямо в офис пришли представители городского сообщества людей с одной пересаженной почкой – всего 21 человек. Они пожаловались на то, что им не выдают то лекарство, которое в таких случаях необходимо, – иначе организм отторгнет пересаженный орган. Это лекарство они должны принимать всю жизнь ежедневно. А совсем недавно нам прислали список 27 детей, которые больны муковисцидозом. Это ферментативное заболевание – на генном уровне. У человека в организме отсутствует фермент, который расщепляет белки, из-за чего у него в легких или кишечнике накапливается слизь. Такие дети живут недолго. Их родители пожаловались на то, что их детям не выделяется необходимое для них новое лекарство. Мы написали письмо в министерство, и нам ответили, что в 2016 году постараются решить эту проблему. Это групповые обращения.
– А частные?
– Масса звонков от пенсионеров и инвалидов. Жалуются на недополучение гарантированного объема услуг, на невыдачу бесплатных лекарств. Звонит человек, жалуется. Я тут же звоню в поликлинику или больницу главврачу или его заместителю. Они, как правило, разыгрывают удивление: мол, как не дали? Как не сделали? И тут же решают проблему. К примеру, недавно мне позвонил 80-летний мужчина, инсулинозависимый, ему не выдали иглы. Объяснили это тем, что иглы кончились. Буду звонить им. Если запасы остались (а они, скорее всего, остались), то его ими обеспечат.
Владимир ЧИСЛЕНСКИЙ
Коллаж Нурбола ОРЫСУЛЫ