Право потребителя

Вопрос качества продуктов питания, их безопасности сегодня крайне актуален для горожан

К размышлениям на эту тему «дежурного по городу» подтолкнуло письмо нашего постоянного корреспондента члена городского Совета ветеранов Аблимита Джаппарова.
– Считаю, что в современных условиях исключительно важно наладить контроль государства за процессом производства, хранения и реализации продуктов питания, – считает ветеран. – Особенно это важно для детских учреждений, которые должны постоянно находиться под усиленным контролем санэпидорганов. Речь отнюдь не идет об ущемлении хозяйственной деятельности предприятий, производящих продукты питания, – не для того государство предоставляет все возможности развития малого и среднего бизнеса в стране. Речь о безопасности продуктов питания, об их качестве.
Чтобы не быть голословным, ветеран провел собственное расследование.

Хлеб – всему голова
Общественника заинтересовало качество хлеба, производимого алматинскими хлебопеками.
– Возьмем, к примеру, хлеб «Президентский», – сообщает Аблимит Джаппаров. – Его выпускают комбинаты «Аксай нан», «Алматы нан», ТОО «Скиф Трейд» и многие другие производители. Все они выпекают этот вид хлеба по ГОСТу 28807-90 (по крайней мере, так они утверждают), которым предусматривается следующий состав: мука ржаная, мука пшеничная первого сорта, солод, дрожжи, кунжут, соль, сахар; энергетическая ценность на 100 граммов продукции: углеводов – 48–50 граммов, белков – 8,1 грамма, жиров – до 2,4 грамма. Вроде бы, если следовать указанному ГОСТу, хлеб должен быть у всех одинаков, но у каждого производителя он разнится и по вкусу, и по запаху, и по плотности, и даже по внешнему виду.
Тут мы согласимся с дотошным потребителем – хлеб под одним и тем же названием действительно отличается в разных торговых точках. Но, как нам пояснили технологи, в этом как раз нет ничего удивительного. Хлеб под одним названием может отличаться и по вкусу, и по виду не только у различных производителей, но даже у разных смен на одном и том же хлебопекарном производстве. Тут уж ничего не поделаешь – вступает в силу пресловутый человеческий фактор. А потому горожанам можно посоветовать покупать хлеб в проверенных магазинах, которые не берут продукцию у кого попало. Благо сейчас в каждом дворе есть этакий мини-маркет, где продавец знает своих постоянных покупателей в лицо, часто дает им продукты в долг и старается не продавать некачественный товар.
Кстати, по поводу качества хлеба – иной раз производители и продавцы идут и на такие уловки, о которых с юмором сообщил в Facebook Бака Жолтай:
«Обгоняя будущее!»

5 001
«7 апреля с. г. купил наисвежайший хлеб от «Аксай нан», на ценнике которого значилось, что он испечен 8 апреля 2017 года. «Аксай нан», прекрати слать нам багеты из будущего!»
«Дежурный по городу», продолжая шутить вслед за покупателем багета, предположил, что это, видимо, «революционный» прорыв алматинских хлебопеков: во-первых, этот хлеб на сутки дольше сохранит свою покупательскую привлекательность; во-вторых, сухари из него можно считать всегда свежим продуктом. А может быть, купившему его попался багет из стратегических запасов, предназначенных для космических полетов и изготовленный по нанотехнологиям?
Догадок может быть много. Но если серьезно, то всякому понятно, что это свое­образный и не совсем честный маркетинговый ход – на следующий день багет будут продавать как свежевыпеченный, причем совершенно на законных основаниях – так указано на этикетке.
Мы решили выяснить, каким образом можно оградить себя от обмана при покупке продуктов питания.

Из-под прилавка
«Дежурный по городу» отправился на любимый алматинцами Зеленый базар. Выбор продуктов здесь выше всяких похвал. Цены – на любой кошелек. Но…
– Взвесьте, пожалуйста, пару килограммов вот этих огурчиков, – соблазнившись свежестью и ценой продукта, просит «дежурный по городу».
Продавец быстро взвешивает огурцы где-то за прилавком и называет сумму.
– А сколько вы взвесили? – интересуемся мы.
– Как просили – ровно два килограмма, можете посмотреть вот сюда, – и продавец предлагает заглянуть за прилавок с овощами, где на коробке стоят электронные весы.
– Почему вы прячете весы? – не соглашается заглядывать под прилавок «дежурный».
Такие «прятки» продавец овощей объясняет отсутствием места на прилавке.
С тем же вопросом «дежурный по городу» отправился к администратору рынка, предварительно взвесив купленные огурцы на контрольных весах и обнаружив недовес 40 граммов.
Администратор отнесся к претензиям очень внимательно и отправился вместе с «дежурным» к продавцу, которого немедленно заставили найти место для весов на прилавке и возвратить деньги за недовес.
Тем не менее в ближайшие дни «дежурный по городу» вновь наведался на Зеленый базар. И что? А то, что 19 мая только один продавец «не успел» поднять весы на уровень глаз покупателя. А это можно считать победой администрации. Но и вы, дорогие наши читатели, не стесняйтесь отстаивать свои права, требуйте все и всегда по полной программе.
А еще в очередной раз напомним о способах обмана покупателей в крупных супермаркетах, о чем «дежурный по городу» не раз писал в своей рубрике. Это так называемые акции, когда вместо заявленной на ценнике акционной стоимости товара на кассе с вас берут намного больше. Когда бдительный покупатель пересчитывает сумму на чеке и обнаруживает обман, в большинстве случаев ему без проблем возвращают переплаченные деньги. Мол, извините, акция закончилась только что, просто не успели поменять ценник на стеллаже. Но много ли таких дотошных покупателей? Всегда ли вы пересчитываете сумму в выданном на кассе супермаркета чеке?

Фермерское – значит, качественное?
В рубрику «дежурный по городу» на Facebook поступило обращение:

5 002

«В фермерском магазине на проспекте Желтоксан, выше улицы Курмангазы (вроде как специализированный магазин фермерского хозяйства из Табаксовхоза), в большинстве своем всегда несвежая молочка и гнилые яйца, – возмущается Elena Semyonova. – Это что, таков в новых экономических реалиях гимн фермерству? Написала жалобу в соответствующую книгу в данном магазине, и оказалось, что я далеко не первая и, очевидно, не последняя, наступившая на грабли «качественной фермерской продукции казахстанских производителей». Надеюсь, внимание обратят СЭС, Союз по защите прав потребителей и сами фермеры. Правда, чек уже утерян. Но некачественную продукцию магазин принял обратно, включая скорлупу от двух разбитых яиц. Деньги (500 тенге) продавец вернула сразу».

5 003
«Дежурный по городу» наведался в указанный магазин и в книге жалоб и предложений обнаружил ту самую жалобу Елены Семеновой. Кроме того, в этой же книге «дежурный» прочел и немало благодарностей от покупателей. Тем не менее, чтобы самому убедиться в качестве продуктов и быть максимально объективным, «дежурный по городу» прикупил в магазине некоторые фермерские продукты, оказавшиеся вкусными, свежими и неплохого качества. Выбор, как всегда, за покупателем.

Ирина ВАСИЛЬЕВА