Приёмный покой

Нездоровая обстановка

Ситуация с обеспечением лекарствами в рамках ГОМБП оставляет желать лучшего… Казахстанские врачи вынуждают пациентов покупать лекарства...

Именно об этом шел разговор на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения РК:
– Вопросы обеспечения лекарствами вызывают недовольство населения, – констатировал заместитель премьер-министра Ерболат Досаев. – Ко мне постоянно поступают запросы депутатов Парламента и обращения от различных ассоциаций по поводу лекарственного обеспечения на всех уровнях. Есть факты необеспечения лекарствами больных, приписок о выдаче лекарств, использования бесплатных лекарств для оказания платных услуг. Есть факты, когда врачи вынуждают пациентов покупать лекарства. Местным исполнительным органам нужно обратить на это внимание. Многие исполнительные органы жаловались на то, что у них нет средств, чтобы обеспечить до конца года необходимыми лекарствами.
По словам Ерболата Досаева, к руководителям медицинских организаций должны быть приняты самые строгие меры.
– Я дал соответствующие поручения, чтобы провели ревизию во всех регионах до конца апреля, – отметил чиновник. – После этого мы до конца разберемся, где, чего и почему не хватает.
А пока чиновники от медицины разбираются, в адрес «Приемного покоя» продолжают поступать обращения пациентов.
«…12 февраля пришел ответ на мое обращение от 15.01.2018 года о том, что поступили лекарственные препараты в нашу поликлинику № 12 города Алматы, – пишет алматинка Галина Крюк. – Но на текущую дату (20.02.2018 года – Прим. ред.) мне отказывают в получении препаратов «Селлсепт» № 250 и «Метипред» № 4, ссылаясь на то, что препаратов нет в поликлинике. Как решить вопрос, если даже ваша помощь не действенна? Примите меры, пожалуйста, чтобы выдали медикаменты! Звонила уже и писала везде, куда только возможно, но, к сожалению, безрезультатно…»
Чиновники хранят молчание… Пока.
«Поликлиника № 18 состоит из трех отделений, – жалуется алматинка Дариха Кубашева. – Наш участковый врач сидит в одном отделении, а эндокринолог – в другом. Эндокринолог дал мне направление на платные анализы, их пять штук, каждый стоит около 2000 тенге. Спросила у заведующей своего отделения, нельзя ли мне эти анализы сдать бесплатно как пенсионеру. Заведующая отделением возмущается: «Почему эндокринолог не вытащила вам эти направления из своего компьютера?! Ведь она такой же врач, у нее есть такая же медсестра, которая получает такую же зарплату?!» И... поручает нашему участковому врачу внести запись в мою медкарту, а дальше медсестра выдает мне направление на бесплатные анализы. Правда, не на пять, а только на два. Почему? Существует ли порядок, при котором пенсионерам должны давать направления на бесплатные анализы, но эндокринолог по своему усмотрению направляет на платные? Где этот порядок прописан? Почему он так вольно выполняется?»
– Пенсионерам практически все обследования по показаниям оказываются бесплатно, – комментирует ситуацию член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева. – Учитывая тот факт, что это был прием эндокринолога, предполагаю, что были назначены анализы на гормоны щитовидной железы, которые обязаны были оказать в рамках ГОБМП на основании заключенных договоров.
О следующем случае мы уже писали («Групповая терапия» № 20 «Вечерки» от 15.02.2018 года). Тем не менее он заслуживает того, чтобы напомнить обстоятельства дела.
«Вот уже конец января, – писала в «Приемный покой» алматинка Меруерт Кабдирашова. – Узнавала насчет препарата «Конвулекс» – его как не было, так и нет по сей день. Препарат жизненно необходим! Есть в перечне ГОМБП! Прошу Минздрав обратить внимание!»
В тот же день активисты передали обращение пациентки через сайт Almatymed на рассмотрение специалистам Управления здравоохранения города. И…
«Наконец получила препараты! – спустя несколько дней сообщила Меруерт. – Спасибо за быстрое реагирование! Здорово, что есть эта группа!»
Но по какой причине тех самых жизненно необходимых лекарств не было? Оказалось, причина проста – их забыли заказать. И об этом свидетельствует письмо, направленное пациентке. Приводим его текст полностью:
«Уважаемая Меруерт! В ответ на ваше обращение о препарате «Конвулекс» сообщаем, что лекарственное обеспечение населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее ГОБМП) осуществляется в соответствии с приказом «Об утверждении Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения для граждан в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского, в том числе отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями) бесплатными и (или) льготными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными лечебными продуктами на амбулаторном уровне», утвержденный министром здравоохранения Республики Казахстан от 29.08.2017 г., № 666.
Медицинский центр Open clinic не подал заявку на данный препарат в начале года.
В связи с недостаточностью финансирования заявка будет подана в марте 2018 года.
Заместитель руководителя Н. А. Исабеков, исп. М. Салипбаева, тел. 274-86-29».
– И опять проблемы с частными медучреждениями по части отсутствия лекарственных препаратов, – констатирует член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева. – Они, оказывается, не подавали заявки! Но при чем тут пациенты? Почему они оказались заложниками этой ситуации?
Что тут скажешь? Воистину, правая рука иной раз не ведает, что творит левая…

27 002

 

«Это фармацевтический бизнес...»

«…Мне вот интересно, до каких пор и почему врачи будут навязывать нам лекарства, аналоги которых можно купить гораздо дешевле? – пишет в группе «приемный покой» в Facebook алматинка Маруся Панфилова. – Неужели врачи так мало получают, что идут на сговор с фармпроизводителями? Участковый врач выписал мне препарат «Изокет» от гипертонии (подъязычный спрей). Рецепт был выписан на бланке с названием немецкой фармкомпании – производителя лекарства, который она оторвала от целого блокнота таких же бланков. Причем врач направила меня в определенную аптеку, якобы именно там этот препарат можно купить дешевле. Другие пациенты-гипертоники мне подсказали, что «Изокет» можно заменить другим, более дешевым аэрозолем другого производителя. Но в указанной врачом аптеке мне отказались продавать по рецепту аналог, убеждая, что то, что выписал врач, лучше. Как выяснилось, причина проста: «Изокет», аэрозоль немецкого производства, стоит 3955 тенге, а его украинский аналог «Изо-Мик» – 2300 тенге. В итоге я купила то, что хотела, в другой аптеке вовсе без всякого рецепта. Да еще для собственного спокойствия уточнила про действие лекарства: провизор подтвердил, что действие одно и то же – понижающее давление. Это что, такой дикий рынок, что нас так грубо вынуждают приобретать дорогущий препарат? Значит, и врач и провизор заинтересованы продать именно указанный в фирменном бланке препарат, а не какой-то другой, пусть и такого же действия? И все это якобы под благовидным предлогом заботы о нашем здоровье! Ну и ну…»
– Это фармацевтический бизнес, – прокомментировала ситуацию директор филиала Ассоциации семейных врачей Казахстана Татьяна Острецова. – Каждое лекарство, как правило, имеет ряд дешевых аналогов. Их выпускают другие производители под разными именами. При этом недорогие препараты не значит «плохие», уверяют эксперты, действующее вещество у всех одинаковое. Но только не всегда об этом знают пациенты.
– При выявлении подобных фактов на физлицо накладывается административный штраф в размере от 50 до 100 МРП с лишением сертификата специалиста, – добавляет Айгуль Нугманова, эксперт Управления контроля медицинской деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РК. – На должностных лиц накладывается штраф от 100 до 300 МРП.
Чтобы заработать штраф, говорят в Минздраве, врач должен как минимум навязывать лекарство какой-то фирмы, направляя при этом пациента в определенную аптеку. Наличие атрибутики с логотипами фармкомпаний в кабинете врача к нарушениям не относится.

 

На что жалуемся?

На многочисленные жалобы в соцсетях и в частности жалобы в группе «Приемный покой», Управление здравоохранения города Алматы попросту не отвечает.
– Не было предоставлено ни одного ответа со стороны этого ведомства, оперативная обратная связь в социальной сети отсутствует, – констатирует Галия Тобатаева. – Вместе с тем в рамках реализации проекта «100 проблем – 100 решений» главой МЗ РК Е. Биртановым поручено: «Всем медицинским организациям установить постоянную обратную связь с населением через собственный сайт, электронную почту и социальные сети».
«Прошу регионы в обязательном порядке до конца года эти аккаунты создать в соцсетях и отчитаться, – дал поручение министр. – Обратная связь важна в любой сфере, особенно в медицине. Пациенты имеют право на информацию, качество и безопасность медицинских услуг».
Кроме того, одним из барометров деятельности УЗ является и количество нареканий и жалоб в адрес уполномоченного органа и оперативное реагирование, однако на примере деятельности этого ведомства этот показатель крайне низкий.
Вместе с тем в приказе МЗ РК от 27 апреля 2017 года (Стандарт – план мероприятий МЗ по противодействию коррупции) прописано:
«Проведение мониторинга публикаций в средствах массовой информации, социальных сетях о негативных материалах на специалистов М3 и ведомств, в том числе о фактах проявления нарушений антикоррупционного законодательства РК».
– О каком мониторинге в СМИ идет речь? – возмущается правозащитница. – Далеко не надо ходить, в «Вечерке» предостаточно информации о негативных материалах в области здравоохранения города Алматы! Интересно, их включили в отчет вышестоящим органам? Исполнение этого стандарта по факту отсутствует, Управление здравоохранения города даже не реагирует…»

Василий ШУПЕЙКИН, Ирина ВАСИЛЬЕВА