Приёмный покой

Без меня меня лечили

Мы уже поднимали тему прикрепления граждан без их ведома к поликлиникам в качестве потенциальных пациентов. Читайте, пожалуйста, № 23 «Вечерки» от 22.02.2018 года («Больные вопросы», «В поликлинике довели») и № 34 от 21.03.2018 года («Нас прикрепили, а мы и не знали?»). В частности, в феврале в «Приемный покой» обратилась алматинка Камила Магзиева, которую передали из одного медучреждения в другое, а она, что называется, ни сном ни духом.

Так вот, мы выяснили, что Камилу прикрепили к поликлинике (ТОО «ДостарМед». – Прим. авт.) приказом руководителя Управления здравоохранения города Алматы от 24.04.2017 года № 141 «О распределении зоны территориального обслуживания по Бостандыкскому району». В соответствии с этим приказом все взрослое население, проживающее в квадрате улиц Жандосова – Ауэзова – Каблукова – ниже улицы Тимирязева, 7 июля прошлого года было передано в ТОО «ДостарМед» по адресу: микрорайон Алмагуль, улица Сеченова, 28, угол пр. Гагарина. Причем заявлено, что все это сделано с благой целью – обеспечение доступности медицинской помощи гражданам по месту их прикрепления.
Насчет доступности можно поспорить: если поликлиника № 17 находится на пересечении проспекта Гагарина и улицы Басенова, то «ДостарМед» – на целых два квартала выше или на одну автобусную остановку дальше. Тем, у кого раньше медпомощь была в шаговой доступности, теперь без транспорта в поликлинику не добраться. Особенно сложно стало пожилым пациентам.
Член Совета по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы Галия Тобатаева, изучив ситуацию, констатировала, что со стороны сотрудников DostarmedAlmaty имеются нарушения в части соблюдения стандартов в области здравоохранения.
«Посетила Управление здравоохранения города Алматы и выразила нарекания в части отсутствия правовых актов на их веб-ресурсе, в том числе и приказа, согласно которому пациентов из ГКП № 17 перевели в «ДостарМед», однако конструктивного диалога не получилось, мне дали понять, что это внутренний (служебный) документ, – сообщила в «Приемный покой» Галия Тобатаева. – Об этом факте я сообщила в Департамент Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции».
Ни на тот момент, ни на сегодняшний день внятных комментариев чиновников от медицины по этому инциденту пока не получено.
Между тем многие алматинцы на сегодняшний день внезапно обнаружили, что прикреплены к различным клиникам без их ведома, и обратились в «Приемный покой» с жалобами. Причем некоторые граждане по месту нового прикрепления даже обнаружили заявления со «своими» подписями. Мы уже писали о подобных фактах, но напомним:
Елена Дунас: «Я самостоятельно присоединилась на обслуживание к поликлинике № 1 в августе-сентябре прошлого года, а
1 марта 2018 года узнала, что неизвестным мне способом меня присоединили к ТОО «Клиника AMD».
Назерке Нуртаева: «Похожая ситуация: хотела получить направление в своей поликлинике № 35, а мне его не дали, так как я уже оказалась прикреплена к 36-й поликлинике. Связалась с менеджером 36-й поликлиники, она мне отправила по WhatsApp поддельное заявление от моего имени и копию моего удостоверения. Написала заявление в полицию. На следующий день мне отправили сообщение, что якобы я должна поехать куда-то и еще раз написать заявление».
Karlygash Makatova: «У меня то же самое было. В Минздраве сказали, что разберутся. Результатов не знаю».
AnKama: «16 апреля я тоже узнала, что меня перевели в поликлинику «Ар-Арабат» без моего ведома. Стала выяснять: оказывается, кто-то за меня написал заявление на прикрепление. В «Ар-Арабате» мне отказались показывать заявление, якобы написанное мной. Главврач послал меня куда подальше, заявление мое не принял, сказал писать на их сайт. Но сайт у них не работает! А 18 апреля я узнала по своему ИИН, что теперь уже нет сведений, что я была прикреплена к «Ар-Арабату», с
1 января по 16 апреля этого года я не числилась нигде! Есть только данные, что я выбыла в связи с переездом. Вот такие дела у нас со свободным прикреплением».
Валерий Стешенко: «Ха! Моего сына, проживающего в Астане, закрепили за какой-то поликлиникой в Атырау, где он ни разу в жизни не был! Мы отнеслись с пониманием, цифровизация ведь...»
Елена Дунас: «16 апреля Управление здравоохранения города признало факт фальсификации ТОО «Клиника AMD» «моего» заявления на присоединение. Заместитель руководителя Управления здравоохранения ответила, что дело было передано в ДВД. «…До 28 апреля изучить доводы заявителей (гр. Карпова А., Дунас Е., Нуртаевой Н.,
Адамбаева М.) с принятием мер по восстановлению нарушенных прав (из доклада АДГС по г. Алматы)».
Помощник руководителя медстрахования отреагировал на послания алматинских пациентов в Facebook: «…с учетом выявленных случаев ответственными государственными органами планируется внесение дополнений в правила прикрепления, которые будут описывать порядок взаимодействия с недобросовестными медицинскими организациями и вопросы защиты прав пациентов, прикрепившихся к ним для получения медицинских услуг».
Но алматинка Елена Дунас оказалась очень настойчивой. Она начала разбираться с вопросом незаконного прикрепления ее к медучреждению еще 2 марта. Елена побывала в ТОО «Клиника AMD», где обнаружила «свое» заявление, обращалась и в ДВД, и в прокуратуру, и в Управление здравоохранения через сайт Almatymed.
Помогающая Елене Галия Табатаева обратилась за помощью к Ирине Смирновой, депутату Мажилиса. Ирина Владимировна озаботилась проблемой сохранения конфиденциальности персональной информации каждого гражданина и направила запрос в адрес министра Е. Биртанова по факту прикрепления к поликлиникам граждан вне их желания и согласия. Дождемся ответа и обязательно проинформируем о нем наших читателей.
Но у всех возникает логичный вопрос: можем ли мы каким-либо образом выражать свое желание, где нам лечиться? Все-таки это касается здоровья наших граждан, а не каких-то иностранных.
«Управление здравоохранения города Алматы приняло решение за население, проживающее в районе, издав приказ № 141, размещения которого я многократно требовала на сайте Управления здравоохранения для открытого доступа, – ответила на вопросы граждан Галия Тобатаева. – Однако специалисты УЗ проигнорировали это обращение, равно как и другие…»
В этой темной истории с насильственным прикреплением остается надеяться, что кое-что прояснится 4 мая, когда будет заслушан отчет руководства УЗ на платформе Общественного совета города Алматы, где заявители, чьи права оказались нарушены, могут присутствовать и изложить свои доводы.
«По идее, мы сами восстановили свои права, когда переподключились к тем медучреждениям, к которым относились до насильственного прикрепления, – пишет в Facebook Елена Дунас. – Поэтому непонятно, как по этому пункту отчитается УЗ Алматы? УЗ сразу, еще по итогам нашего похода в ТОО «Клиника AMD», должно было отреагировать».
AnKama: «Я тоже переприкрепилась к своей поликлинике, и мне ответили, что мои права восстановлены. Один ответ для всех...»
Но Елена Дунас не собирается останавливаться. Нам тоже, как и, надеемся, нашим читателям, это интересно. Дождемся решения суда и продолжим тему.

Есть диагноз

Работой Управления здравоохранения недовольны свыше двух тысяч алматинцев. Именно столько жалоб поступило в адрес медиков.

В основном нарекания связаны с незаконным прикреплением к поликлиникам, возмущают также неправильные диагнозы и отказ в выдаче бесплатных лекарств. Кроме того, выявлены и коррупционные риски в сфере госзакупок. Все эти обращения изучили в Департаменте Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Алматы, где 16 апреля прошло заседание.
В мероприятии приняли участие в том числе руководство Управления здравоохранения, ФСМС, РЦЭЗ города. Были рассмотрены проблемные вопросы деятельности УЗ города и его ведомственных организаций.
Антикоррупционщиками был проведен анализ деятельности Управления здравоохранения, состояния работы в сфере оказания государственных услуг, рассмотрения обращений граждан, а также изучены итоги внешнего анализа коррупционных рисков. Были проинспектированы подведомственные медицинские учреждения. Изучено наличие условий для обслуживания населения, прикрепления к медицинским организациям, процедуры выдачи лекарственных средств.
Продолжают поступать жалобы на действия медработников, выразив­шиеся в некачественном оказании медицинских услуг, на неправомерное прикрепление к поликлиникам. Антикоррупционная служба Алматы совместно с УЗ по жалобам Е. Дунас и Н. Нуртаевой осуществлен совместный выезд в клиники, по итогам которых установлено, что подписи заявительниц в заявлениях не соответствуют действительности.
Кроме того, в рамках проекта «Тайный покупатель» представителями общественности проведено инспектирование городских и частных поликлиник на предмет создания необходимых условий для граждан.
Мониторинг сайтов Управления здравоохранения и его подведомственных организаций показал, что на некоторых сайтах поликлиник отсутствует информация о стандартах и регламентах госуслуг, а также не ведется надлежащий мониторинг по лицам, нуждающимся в бесплатных медикаментах с учетом прогнозного потребления. В этой связи пациенты вынуждены сами покупать препараты, в то время как государством на него запланированы бесплатные препараты, что свидетельствует о ненадлежащем взаимодействии управления с клиниками города.
По итогам заседания были выработаны конкретные предложения для устранения проблемных вопросов, в частности проведение анализа прикрепленного населения, обеспечение заявок с занесением сведений в базу данных, инспектирование поликлиник на наличие условий для обслуживания граждан, в том числе инвалидов, с размещением на доступном месте стандартов и регламентов госуслуг, порядка их оказания и получения лекарственных средств. На устранение недочетов управлению отвели месяц.
Со своей стороны мы направили запрос в Управление здравоохранения города Алматы с просьбой прояснить порядок прикрепления горожан для обслуживания в медучреждениях и ряд других вопросов. Надеемся, что чиновники ответят в срок и по существу. Тем более это актуально в свете приказа министра информации и коммуникаций от 23 февраля, где регламентируется взаимодействие со СМИ.
«…Уполномоченное лицо (подразделение) по взаимодействию со СМИ обязано: взаимодействовать с уполномоченным органом в области СМИ; своевременно отвечать на поступающие запросы пользователей информации; своевременно актуализировать информацию на интернет-ресурсе государственного органа и (или) его первого руководителя;
при обнаружении в медиапространстве информации, способной вызвать негативную реакцию у общества, свое­временно ставить в известность первого руководителя государственного органа».
Мы полны здорового оптимизма и надеемся, что после вступления в силу этого приказа уполномоченные органы в области здравоохранения станут более отзывчивы, внимательны к обращениям граждан и группа «Приемный покой» станет еще более действенной.
Василий ШУПЕЙКИН,
Ирина ВАСИЛЬЕВА