Приёмный покой

Больной вопрос

Не осложнится ли процесс цифровизации в области медицины на фоне угроз информационной безопасности? Вопрос пока что без ответа, поскольку пациентам еще не предоставили гарантий конфиденциальности их персональных данных при вхождении в медицинскую информационную систему.

24 001

В совете по защите прав пациентов и противодействию коррупции Управления здравоохранения при акимате города Алматы проанализировали проблему. И считают, что возможность использования цифровых технологий ограничена из-за отсутствия у некоторых слоев населения надлежащих гаджетов, в большей части – у лиц с инвалидностью и пожилых людей. При этом не понятно, каковы действия организаций первичной медико-санитарной помощи при отказе пациентов дать согласие на регистрацию и оказание медуслуг посредством медицинской информационной системы. А что будет с теми, у кого нет сотового телефона?
По закону обработка и сбор персональных данных проводится только с письменного согласия пациента на использование в информационных системах сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Кроме того, в законе «О защите прав потребителей» сказано, что «потребители имеют право на свободное заключение договоров и оказание услуг» (ст. 7), «не допускается принуждение потребителя на заключение договоров» (ст. 8).
Актуальной остается проблема интеграции МИС частного сегмента в сфере здравоохранения – у большинства из них нет веб-ресурсов.
И вновь вопрос: насколько частный сектор готов к внедрению МИС?
Существует и проблема оцифровки амбулаторных карт из-за отсутствия нормативных актов. Какой объем информации анамнеза и за какой период надо внести в МИС? Сканирование медицинской документации займет длительное время. Не секрет, что записи в медкартах неразборчивы, у многих пять и более карточек, некоторые пациенты не желают их предоставлять, ссылаясь на неоднократные утери.
Пока не понятно, готовы ли МИС к интеграции с Минтруда, а именно – с МСЭК, будет ли доступ к данным у этого ведомства? Здесь необходима максимальная полнота заполнения сведений, так как присуждение инвалидности – серьезный вопрос.
И самый больной вопрос – наличие уязвимости в обеспечении конфиденциальности. Предусмотрен ли функционал, ограничивающий доступ к персональным данным? Ведь в распоряжении МО будет вся медицинская информация о пациентах, в том числе деликатная.
Каковы гарантии неразглашения персональных данных? («Вечерка» уже поднимала эту тему, читайте № 83 от 3.07.2018 года «Цифровой консилиум»).
Вместе с тем утечка информации конфиденциальных данных по сей день имеет место, что подтверждается фактами незаконного прикрепления, когда паспортные данные оказались в свободном доступе. При этом никакого наказания медицинские работники не понесли, несмотря на обращения в правоохранительные и надзорные органы.
Например, будучи членом СМГ АГДГСПК, Галия Тобатаева принимала участие в акции «Тайный покупатель», когда были выявлены факты незаконного прикрепления граждан к медучреждению, а также несоблюдения стандартов государственных услуг, где у пациентов в рамках анонимного обследования требовали предоставления ИИН (читайте № 91 «Вечерки» от 26.07.2018 года «Тайный пациент»).
Более того, сам глава Минздрава РК стал жертвой, мягко говоря, некорректности чиновников от медицины. «Даже я сам обнаружил спустя пять лет жизни в Астане, что прикреплен к другой области», – недоумевает Елжан Биртанов.
Что предпринял по этому поводу Республиканский центр электронного здравоохранения (РЦЭЗ), были ли подключены правоохранительные органы? Ведь с введением цифровизации впоследствии заболевания и прочие конфиденциальные данные профильного министра могут оказаться достоянием гласности, в том числе и его личный номер мобильного телефона.
Несмотря на это, вице-министр Олжас Абишев отметил, что многие граждане готовы делиться своими персональными данными.
Но откуда такая статистика? Проводились ли системные исследования? Привлекались ли к социологическим исследованиям профессионалы?
Пока же представитель РЦЭЗ Г. Искакова обратилась к главным врачам МУ Алматы с просьбой изучить ситуацию изнутри, выявить уязвимость и найти пути решения.
Как видите, пока вопросов больше, чем ответов.

 

Рабочий консилиум

Мы неоднократно писали о нареканиях горожан в адрес частных медицинских организаций.

Длительное время представители ЧМО не шли на контакт с общественностью и СМИ.
На прошлой неделе в городском акимате прошло рабочее заседание, в котором приняли участие руководители 30 частных медорганизаций города.
Были подняты самые актуальные вопросы: повышение качества оказания медицинских услуг, популяризация и разъяснительная работа по реализации государственных услуг посредством е-gov, различного рода мобильных приложений и информационных систем, в том числе социальных сетей. Заместитель Управления здравоохранения города Алматы Каракоз Кожахметова сообщила о финансовой поддержке информационной работы. Для координации действий по исполнению программы «Цифровой Казахстан» было предложено заключить соглашение между НПП, УЗ, ДООЗ, акиматом города Алматы, РЦЭЗ и ФСМС.
В рамках встречи рассматривались самые болевые проблемы здравоохранения и пути их решения. Со стороны представителей бизнеса, участвующего в предоставлении медицинских услуг в рамках ГОБМП, прозвучали нарекания по проведению проверок, а также недостаточной интеграции информационных систем в уже существующие. Они попросили дать время для выполнения поставленных задач, так как не каждый частник имеет достаточные финансовые возможности и человеческие ресурсы.
Руководство ДООЗ в лице Айзат Молдагасимовой предоставило сведения о дефектах оказания медицинской помощи, в том числе о случаях детской и материнской смертности, расследование которых еще не завершено. По данным ДООЗ, больше всего нареканий поступило в адрес МЦ «Хак», института хирургии, ЧМО «Сункар», «Рахат», Medical, «Достар Мед».
НПП «Атамекен» со своей стороны предложила частных медорганизаций всевозможную помощь. Руководитель отдела лицензирования хозяйственной деятельности Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Руслан Арзиев отметил, что порядок лицензирования для частного бизнеса теперь значительно упрощен.
Участникам совещания напомнили о неукоснительном соблюдении безбарьерной среды для лиц с инвалидностью, необходимости включения условий лицензиатам – обеспечение доступности людям с особыми потребностями.
Глава отдела контроля государственных услуг Бахытгуль Закирова посетовала на отсутствие полномочий плановых проверок по внутреннему контролю представителей бизнеса. Но в ходе рабочей встречи выяснилось, что нормативными актами предусмотрен мониторинг качества оказания государственных услуг уполномоченным органом. Это отметила Әлiмхан Шынар, заместитель руководителя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции по городу Алматы, и уточнила:
– В том числе это касается оказания услуг, предоставляемых частными медицинскими организациями.
Остается надеяться, что стороны договорятся и разработают единую программу разрешения проблемных вопросов.

 

Контроль онлайн

Работу call-центра по доступности лекарственных средств требуют перевести в проактивный формат оказания услуг.

И это на сегодняшний день стало возможно благодаря цифровизации. Так считают представители Национальной палаты предпринимателей.
– В случае отсутствия необходимого лекарства в прикрепленной к поликлинике аптеке необходимо предусмотреть возможность получения пациентом данного лекарства также бесплатно в любой другой аптеке, в которой данный препарат имеется в наличии, – отметила заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева.
– Такая возможность будет служить повышению доступности получения лекарственных средств. А при помощи программного обеспечения появится возможность отслеживать финансовые потоки и потоки отпущенных лекарств.
Вместе с тем представители бизнес-сообщества отметили долгий и неудобный для врача процесс выписки электронных рецептов.
Разработчики информационной системы согласились с высказанными предложениями и пообещали их учесть при доработке программного обеспечения.

 

Книга благодарностей

«…Хочу с вами поделиться впечатлениями о работе ГКП на ПХВ «Центр перинатологии и детской кардиохирургии» и рассказать о потрясающих детских кардиохирургах, которые подарили моей любимой принцессе – девятилетней Ярославе здоровое сердечко! – пишет благодарная алматинка Евгения Штефанова. – Они провели сложнейшую операцию на сердце и обеспечили ей долгую и прекрасную жизнь! У меня нет слов, чтобы описать свои чувства! Таких внимательных и заботливых врачей я никогда не встречала! Спасибо огромное Кайрату Ниеталиевичу Куатбекову, Абаю Кабылбековичу Суртаю за их золотые руки, которые сотворили чудо. Это не просто врачи, это еще и очень замечательные люди. Также большое спасибо всем медсестрам и санитарочкам за помощь. Желаю процветания вашему центру! Крепкого здоровья вам и вашим близким!»

 

Актуально

Если у алматинцев есть вопросы, связанные с проблемами здравоохранения, они могут обратиться по телефону горячей линии, которая создана при Республиканском центре электронного здравоохранения. Позвонить можно с 9.00 до 18.00 в рабочие дни по номеру 8 (727) 275-45-00.
Кроме получения необходимой информации по телефону горячей линии принимаются претензии, а также предложения о том, как улучшить работу городских медучреждений.
Все звонки горожан будут зафиксированы в журнале учета обращений, обработаны и направлены руководителю Управления здравоохранения города Алматы.

Материалы подготовили Василий ШУПЕЙКИН, Ирина ВАСИЛЬЕВА