Ремонт с вытекающими последствиями

Дежурный по городу

5 001

В редакцию пришло письмо за подписью десяти человек, проживающих в одном доме. Кроме того что мы взялись оказать людям посильную помощь в решении их проблем, мы неожиданно наткнулись на волнующую многих тему.

5 002

«…Из-за обильных снегопадов и редких оттепелей вся влага стекает с крыши и скапливается в нашей квартире, – пишут нам жильцы верхнего этажа пятиэтажного дома № 46, что в 6-м микрорайоне Ауэзовского района, Татьяна Переходова, Ольга Череднякова и другие. – Вода затекает под обои, струится по проводам, дверные косяки разбухли. Неоднократно в подъезде происходили короткие замыкания в электрощите, мы боимся пожара. В общем, живем как на пороховой бочке…»
Люди поведали, что в их подъезде ремонта не было более 12 лет, а последний капитальный ремонт мягкой кровли был восемь лет назад. Многократные обращения в КСК «Токаш» результатов не возымели, дальше обещаний дело не идет.
– Куда и кому идут деньги, собираемые КСК по статье «Расходы на содержание жилья»? – захотели узнать собственники квартир.
Правда, спросили они об этом не у своего органа управления – КСК, а у нас. Мы подхватили тему и решили разобраться: как отчитываются перед квартировладельцами руководители КСК.
Однако начнем с того, что должно быть известно всем и каждому: домоуправы обязаны отчитываться перед своими работодателями в соответствии с Законом «О жилищных отношениях» ежеквартально, и получать такой отчет имеет право, каждый квартировладелец.
Добросовестные председатели КСК так и делают – раз в три месяца направляют в каждую квартиру отчет на бумажном носителе и дают пояснения, если кому-то из жильцов что-то не понятно. Другие же пользуются предоставленной городскими властями возможностью и ежеквартально отчитываются в электронном формате на интернет-ресурсах Управления жилья и районных акиматов. Некоторые делают это как положено – отдельно по каждому дому. Но…
Соответствуют ли эти отчеты действительности? Каково реальное положение дел во вверенном конкретному КСК жилом фонде?
Именно эти положения мы и решили проверить пока что в отдельно взятом КСК «Токаш». Однако, прежде чем ехать на место, посетили сайт Управления жилья, увидели, что отчеты КСК «Токаш» здесь имеются.
Пристальное изучение документа разочаровало – уж больно формально и размыто заполнены его графы.
– Форма отчета разработана министерством. Она не предусматривает расшифровки, – просветила нас председатель ассоциации КСК «Туран» Бибигуль Жуниспаева. – Но квартировладелец имеет право потребовать раскрыть ему суть, допустим, такой графы, как «Приобретение материалов». То есть должностное лицо КСК обязано дать расклад: для чего и сколько куплено, где, как и кем уложено, подтвердить это чеками, но главное – показом места исполненных работ.
В том, что увидели мы, понять что-либо неспециалисту сложно. Тем не менее мы распечатали отчет за IV квартал прошлого года по дому № 46 и отправились туда, чтобы своими глазами увидеть что к чему.
На месте выяснилось, что написанное в письме – только малая часть проблем этого дома. Пройдя по нескольким этажам, мы убедились, что потеки талой воды достигли третьего этажа. В некоторых квартирах стоят тазики, обои свисают со стен, стоит запах сырости. В подъезде нет дежурного освещения – проводка замкнута, фрамуги разваливаются, стены и потолки грязные, облупленные, из подвала просачивается застарелый запах канализации. Для полноты картины мы спустились в подвал. А там, как говорится, картина маслом: канализация сифонит, на стене следы недавнего затопления, трубы ржавые, элеватор не заперт на замок, да еще повсюду хлам, который натащили сюда жильцы.
На свежий воздух вместе с возмущенными жильцами мы вышли с удовольствием. Между людьми и руководством КСК «Токаш» в лице его председателя Бибигуль Жаканбаевой и аварийщика немедленно завязалась перепалка. Примечательно, что некоторые жильцы, не зная в лицо своего домоуправа, интересовались: кто эта дама? А когда узнавали, сильно удивлялись, мол, мы не выбирали этого человека на должность председателя КСК. Позже мы увидели протокол от 26.02.2016 года, согласно которому 85 процентов собственников квартир проголосовали за Жаканбаеву. Но опросных листов нам представлено не было. Титанический труд провели люди, «избравшие» председателя, – только представьте себе, что в этом КСК 47 многоквартирных многоэтажных домов!
У нас, естественно, тоже возникли вопросы к председателю КСК. Ведь, судя по отчету, расходы в этом доме в четвертом квартале превысили доходы на 11 тысяч тенге, да еще проводились какие-то работы. Например, в графе «Расходы на материалы» указана сумма 32 400 тенге.
На наш вопрос: «Что за материалы и в каких местах они израсходованы?» – ответ в тот день получить не удалось. А потому вместе с прибывшими на место работниками районного отдела ЖКХ мы решили перенести встречу на следующий день в Ауэзовский акимат.
Проблемой дома № 46 решил заняться глава района. На встречу с жильцами, коммунальщиками и домоуправленцами он выделил часа полтора своего рабочего времени. Разговор состоялся предметный и взыскательный.
Бибигуль Жаканбаева, ранее работавшая паспортисткой, на вопрос акима, почему сложилась столь неблагоприятная обстановка в ее хозяйстве, стала говорить все то, что говорят обычно председатели КСК в таких случаях: мол, должники, денег на ремонт не хватает, домов много, потому и не все знают ее в лицо.
– Домов действительно очень много, – констатировал Алтай Рахимбетов. – Сейчас городскими властями взят курс на разукрупнение КСК. Четыре-шесть домов в одном дворообразующем КСК – это более разумное решение проблем кооперативов, чем такие монстры, в которых у работников до всего не доходят руки. В результате мы имеем то, что имеем, – люди начинают жаловаться в акимат. И это правильно: мы в ответе за порядок на территории района.
В то же время выяснилось, что жильцы не знают элементарных вещей. В частности, что общее собрание – высший орган в КСК, что подавать заявления и жалобы в КСК нужно не по телефону, а лично и письменно, причем желательно в двух экземплярах, что перед ними обязаны отчитываться ежеквартально. Многие собственники квартир здесь не знают, каков размер оплаты по статье «РСЖ» с одного квадратного метра жилья (как выяснилось, 12 тенге. – Прим. авт.). Интересно, что не только жильцы в этом КСК не знают законов, но и председатель «плавает» в них – даже то, что отчетные собрания должны проводиться каждый год, для нее стало откровением. Просветили даму и в том, что при невозможности собрания с положенным количеством участников для переизбрания председателя проводится поквартирный письменный опрос, а также что в правлении должно быть нечетное количество членов.
Зато в кабинете акима нам и жильцам удалось наконец выяснить, какие именно материалы и сколько было израсходовано на содержание дома № 46 в IV квартале прошлого года. После скрупулезного подсчета сумма совпала и даже слегка (на пять тенге) превысила указанную в отчете. Однако сметы расходов почему-то на эти «закупленные материалы» представлено не было – бесплатно, что ли, проводились работы по текущему ремонту текущей кровли?
По словам председателя КСК, злополучную крышу все же ремонтировали, хоть и точечно, перед наступлением холодов – в октябре прошлого года. И акт приемки работ подписала жилец пятого этажа… Татьяна Переходова – та, которая написала жалобу. Правда, по ее словам, на крышу она не поднималась, а подпись поставила, поверив на слово работникам КСК. У всех сразу возник резонный вопрос: а чего же вы тогда ждете, если ставите подписи не глядя?
– Пассивность и равнодушие жильцов – это еще одна проблема в КСК, – констатировал глава района. – Без инициативы владельцев квартир нам не решить проблему достойного содержания жилого фонда. Надо быть активнее, спрашивать за свои деньги, которые вы отдаете в КСК.
Выяснилась и еще одна проблема: отдельных накопительных счетов на каждый дом для капитального ремонта здесь пока нет. Во всяком случае, в квитанции по оплате коммунальных платежей мы такой графы не увидели, хотя председатель КСК заверила, что они только что открыты.
Понятно, что денег на ремонт кровли в КСК нет и не предвидится. Поэтому Алтай Рахимбетов предложил два реальных выхода: либо вступить в Государственную программу модернизации жилья, либо решить эту проблему с помощью разового сбора денежных средств с жильцов.
– В любом случае это прерогатива общего собрания. Поэтому в срочном порядке вам нужно подготовить и провести общее собрание собственников квартир, где и решить все насущные проблемы, – сказал он, обращаясь к председателю КСК и жильцам, пообещал прийти на собрание, чтобы встретиться и поговорить с людьми.
Что ж, дождемся общего собрания собственников квартир КСК «Токаш». Какие вопросы были на повестке дня, как отчитались ревизионная комиссия и председатель правления, какие пути решения проблем предложили, что решили люди – об этом мы расскажем в наших следующих публикациях. Равно как и продолжим изучение отчетов КСК и реального положения дел во вверенном им жилом фонде.
А пока обратимся к алматинцам: сверьте интернет-отчеты по вашему КСК и конкретно по вашему дому с реальным положением вещей. И если увидите в графах ссылку на закуп материалов и проведение ремонтных работ – идите на места и смотрите. Ждем ваших писем и звонков с рассказами о том, какие несоответствия удалось обнаружить, сравнивая данные о доходах и расходах. И если председатель КСК отказывается дать вам расшифровку расходов, значит, ему есть что скрывать.
Также обращаем ваше внимание на то, что интернет-ресурсы являются средствами массовой информации и несут ответственность вплоть до уголовной о размещении недостоверной информации.

5 003
Василий ШУПЕЙКИН
Ирина ВАСИЛЬЕВА
Фото Юрия ВЫБЛОВА