С рейдом в рейс

Городская транспортная реформа показывает результаты

Таково мнение депутатской комиссии по вопросам труда, занятости и развитию транспорта под председательством Розы Бадаевой. В автобусах и на метро прокатились Амиржан Набиев, Мухит Азирбаев, Вячеслав Банщиков, Ляззат Калтаева в компании специалистов городского Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог и корреспондентов СМИ. Народные избранники решили со всех сторон оценить работу общественного транспорта, при этом маршруты для поездки предложили выбрать именно журналистам, как говорится, для прозрачности эксперимента.

15 002

– Мы добиваемся того, чтобы выработать у горожан нулевую терпимость к нарушениям на транспорте, – говорит Роза Бадаева. – Если люди сталкиваются с хамством водителей, пассажирам не выдают билеты, то они должны сообщать об этом, это наша коллективная задача – помочь любимому городу в его развитии. Благодаря городской транспортной реформе изменился подвижной состав. За два года на линию выехали еще 511 новых автобусов, в том числе горные, следовательно, изменилась регулярность движения. Теперь люди не стоят подолгу на остановках в ожидании автобуса. Пассажирам легче стало передвигаться по городу, потому что к действующим маршрутам добавляются новые…
Тем временем участники рейда подошли на первую попавшуюся остановку. Вскоре подъехал автобус № 95, курсирующий по улице Сатпаева. Проливной дождь быстро загнал нас в салон, а вот мужчины замешкались у коляски Ляззат Калтаевой – помогали коллеге забраться в автобус.
– Здесь чисто, комфортно, водитель аккуратно остановился прямо на остановке. Интервал движения соблюдается, единственный минус – отсутствие пандуса, маломобильному пассажиру очень сложно попасть в салон автобуса без посторонней помощи, – отметила Роза Бадаева.
Мы побеседовали с пассажирами.
– Нас очень радует этот маршрут, спасибо за то, что постоянно улучшают работу общественного транспорта. Теперь самое главное, чтобы не запустили, а всегда поддерживали этот уровень. Карточки приложили к терминалу и без проблем едем с комфортом, – сказала Елена Тюменева. – Единственное, что сейчас мы все увидели – инвалидам войти в салон – целая проблема. Да и мамаше со спящим в коляске ребенком сложно попасть в салон, к тому же и коляску поставить нигде.
– Детские коляски надо провозить в собранном виде, таковы правила, – пояснила руководитель отдела маршрутной сети Сания Мурсалимбаева.
Окинул взглядом салон Амиржан Набиев:
– Мы наблюдаем, что этот автобус оснащен видеокамерами, записывающими ситуацию на протяжении всего процесса перевозки. В случае проявления криминальных моментов потом можно установить преступника, этим предусмотрены и антивандальные мероприятия. То есть безопасность людей в транспорте находится под постоянным контролем.
Члены комиссии обращали внимание на все, даже на то, насколько мягко водитель ведет автобус.

15 003

Затем участники рейда направились к станции метро «Байконур». И здесь на входе у Ляззат Калтаевой возникли сложности: когда она сняла трубку и попыталась позвонить, чтобы включили подъемник, ей никто не ответил. Однако по первому зову поспешили сотрудники метрополитена и помогли женщине.
– Я проехала на эскалаторе, считаю, с довольно большим риском. Со мной рядом много людей, а если человек один придет, то каким образом он спустится в метро, кнопка вызова не работает, никто не реагирует, – сетует Ляззат Калтаева.
Мы спросили дежурного по станции Ергали Айкен, как часто сотрудникам метро приходится помогать людям с особыми потребностями.
– В неделю два-три раза, – ответил он.
И всем стало ясно – само оборудование работает исправно, но заминка произошла из-за редкого его использования. Кстати, надо отдать должное отзывчивости Ергали и его коллегам, которые сопроводили Ляззат Калтаеву до станции «Райымбек батыр».
Отсюда мы отправились на остановку «Саяхат».
– Почему водитель 92-го маршрута подъехал в форме, фуражке, а 141-го – в свитере? – интересуемся мы.
– Все должны работать в форме. Мы выявляем нарушителей, применяем к ним меры вплоть до расторжения договоров, уведомления пишем. В прошлом году насчитывалось 19 перевозчиков, сегодня их осталось 14, то есть пять перевозчиков – злостные нарушители – вообще ушли с рынка, – ответила Сания Мурсалимбаева.
Еще мы спросили, почему вечером общественный транспорт приходится ожидать заметно дольше.
На что специалист сообщила:
– Ежедневно мы выпускаем на линию 1500 единиц пассажирского транспорта, чтобы весь этот подвижной состав курсировал вечером, например, в 22.00 – это нереально. Утром в 7.00 у нас один график, в 8.00 и 9.00 – другой, в дневные и вечерние часы количество машин уменьшаем, естественно, увеличивается интервал.
Какое-то время мы еще постояли на многолюдной остановке, оценили ситуацию и сели в автобус № 2. Замечаний и нареканий от пассажиров не услышали.
Чуть позже в салон зашла представитель Green Bus Company – контролер Жадыра Советханова. Мы познакомились, и она сообщила, что в среднем проверяющие выявляют до восьми безбилетников в день. К процессу «охоты на зайцев» присоединяется местная полицейская служба, высаживает нарушителей и применяет к ним административные меры.
– Общественный транспорт ходит хорошо. Пассажиры довольны, пользуются картами «Оңай», в салонах чисто. Вместе с тем нам надо еще много работать в этом направлении. На некоторых маршрутах нет низкопольных пандусов. Квалификацию водителей надо повышать: обучать культуре обслуживания, внешний вид их привести в порядок, не все работают в форме. В целом улучшение заметно, – подытожила результаты рейда председатель комиссии.
Также Роза Бадаева сообщила, что все замечания депутаты обсудят на ближайшем заседании комиссии в маслихате с участием автоперевозчиков. Выработанные предложения направят в городское Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
Виктория ИЗБИЦКАЯ
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА