Самолёт на высоте

Алматы и алматинцы

09 001

Как алматинцы летали на самолете Ил-18, выпуск которого начался 60 лет назад.

Вскоре после того, как дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки испытал в воздухе машину, производство самолета было поставлено на поток.
Честь начать регулярные дальномагистральные рейсы самолета выпала алма-атинскому авиаотряду.
Ветеран авиации, командир экипажа самолета Ил-18 Виктор Павлович Тремко говорит, что это было логично. На рейсах Москва – Алма-Ата часто тестировали лайнеры, так как маршрут был одним из самых протяженных в стране. Кроме того, московские чиновники знали, что, принимая решение о направлении первой партии самолетов в Алма-Ату, передают новую машину в надежные руки.
Управление гражданской авиации Казахской ССР и алма-атинский авиаотряд всегда считались передовыми.
– У нас работали настоящие профессионалы своего дела, в частности Николай Алексеевич Кузнецов. В семидесятые он дважды удостаивался звания Героя Социалистического Труда. Он и его коллеги выстроили грамотную систему обучения летного состава, наземных служб, – подчеркнул Виктор Павлович.

09 003

Самолет – необходимый как воздух
Турбовинтовой самолет Ил-18 имел четыре двигателя мощностью четыре тысячи лошадиных сил каждый, он был способен подниматься на высоту восемь тысяч метров. Максимальная скорость составляла 625 км в час.
Вместимость – от 80 до 100 пассажиров.
Такой самолет имел для республики стратегическое значение. Новая машина давала возможность за сравнительно небольшой промежуток времени добираться из тогдашней столицы республики Алма-Аты через областные центры в Москву.
– Маршрут перелетов из Алма-Аты в Москву и обратно охватывал все областные центры. В среднем, если не считать продолжительность стоянки, время в пути составляло пять-шесть часов, – рассказал ветеран авиации.
По международным стандартом той эпохи самолет был передовым.
– Тогда экипаж состоял из пяти человек, все они должны были уместиться в кабине пилотов. И об этом подумали в конструкторском бюро Ильюшина, в кабине не было тесноты, можно было комфортно расположиться в кресле, – поделился воспоминаниями летчик.
Что касается технических характеристик, то и здесь все было на высоте.
– Самолет обладал понятной, простой в управлении и надежной системой ручного управления, автопилотом, позволявшим держать высоту, – тогда это считалось прорывным инженерным решением, – отметил Виктор Павлович.

09 004

Манна небесная
Разработанный исключительно для нужд гражданской авиации самолет был создан с заботой о пассажирах. Специальный отдел занимался дизайном салона. Стены и потолок обшивали материалом павинол, бархатистая и сетчатая поверхность которого была приятна глазу и создавала уют.
Что касается времяпровождения в полете, то в те годы практиковались небольшие библиотеки на борту. Каждый мог попросить у стюардессы книгу и таким образом скоротать время в пути.
В СССР книга была товаром дефицитным, и в библиотеках на такие произведения, как «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» и «Маугли», была очередь. Здесь же желанный томик падал читателю буквально с неба. И это позволяло возвыситься над «очередью» в библиотеку.
Когда подавали обед, пассажир переключался с пищи духовной на пищу материальную.
– Бортовое питание всегда готовилось и сейчас готовится наземной службой, в самолетах оно только разогревается. В КБ Ильюшина спроектировали удобную бортовую кухню, мощности которой позволяли быстро разогреть еду для большого количества пассажиров. В Алма-Ате готовили вкусно, – вспоминает летчик.
Особенно славились блюда из курицы, благо вокруг Алма-Аты располагались крупные птицефабрики.
– Мясо было нежным, поджаристым, с румяной корочкой, – отметил Виктор Павлович.

Двигателем больше, двигателем меньше
Полеты проходили в штатном режиме, так было в большинстве случаев.
– Но однажды, – рассказал Тремко, – произошел отказ двигателя. Причину поломки в воздухе было определить практически невозможно. Мы пытались завести двигатель, но тщетно.
До пункта назначения оставалось довольно большое расстояние, экипаж во главе с Виктором Тремко стал думать, как выйти из нештатной ситуации.
– Ил-18 был четырехмоторным самолетом. Хотя один двигатель не подавал признаков жизни, остальные работали как часы, топлива было достаточно, и мы приняли решение лететь до пункта назначения, – рассказал ветеран гражданской авиации.
При этом пассажиры ни о чем так и не догадались. Полет и посадка при одном неработающем двигателе, по словам ветерана авиации, прошли в штатном режиме. После того как самолет отбуксировали в ремонтный блок, специалисты выяснили, что в полете развалилась турбина.
Но произошел случай, едва не омрачивший репутацию лайнера. И, к великому сожалению, связан он был с нашей воздушной гаванью. В ночь с воскресенья 3-го на понедельник 4 января 1965 года близ аэропорта Алма-Аты при посадке потерпел катастрофу Ил-18Б.
Самолет выполнял местный авиарейс рейс из Семипалатинска в Алма-Ату.
– А случилось следующее: начальник летно-штурманского отдела, возвращавшийся из командировки в Алма-Ату, был взят на борт. Он занял место одного из членов экипажа, – рассказал Тремко.
В сложных погодных условиях это сыграло роковую роль.
– Все экипажи работали слаженно, каждый знал свои обязанности и отвечал за них, это была команда. Но, поскольку один член экипажа уступил место проверяющему и остался в аэропорту вылета, команда лишилась одного звена. Проверяющий вмешался в работу экипажа, система дала сбой, при посадке самолет не вписался в полосу, – поведал пилот.

Самолет на все случаи
Летное ЧП, причиной которого стал человеческий фактор, а не сбой в работе техники, не отразилось на репутации самолета. Благодаря техническим характеристикам, позволяющим долго находиться в воздухе и летать на дальние расстояния, самолет стал настоящей палочкой-выручалочкой для гражданской авиации страны.
Бывало, что аэропорт не принимал, например во время чистки полосы, и тогда самолеты находились в зоне ожидания. Когда диспетчер запрашивал информацию о количестве топлива, первыми начинали бить тревогу и уходили на запасной аэродром реактивные самолеты, а командир Ил-18 спокойно отвечал, что пару часиков еще может подождать в воздухе.

Престижный самолет
Летчики, пилотировавшие Ил-18, ощущали свою причастность к большой авиации, быть в команде этой воздушной машины было делом престижным. Виктор Павлович Тремко показал вырезку из «Вечерки» за 31 декабря 1968 года. Тогда первополосным материалом стала заметка о том, как экипаж Ил-18, которым руководил Виктор Тремко, встречает Новый год над облаками.
«Часто ли приходится встречать праздник на высоте 8 тысяч метров? Экипажу, которым руководит В.П. Тремко, это не в новинку. Сегодня летчики отметят его над Актюбинском», – писала газета.

09 002

Кинотеатр с крыльями
В целях разнообразить развлечения в городских парках в СССР возникла идея сделать из списанных самолетов Ил-18 кинотеатры. Эта марка самолета подходила для воплощения проекта: салон был вместительным и комфортным.
На рубеже 1970–1980-х годов такой самолет появился в алма-атинском парке имени 50-летия Октября (ныне Family Park).
Наш читатель, представившийся Азизом, вспоминает те времена:
– Я жил в микрорайонах, и парк, который местные жители называли «полтинником», находился под боком, все дети округи обожали этот самолет, любили фотографироваться возле Ил-18.
Но вместе с тем не все алмаатинцы знали о самолете, который стоит в отдаленном микрорайоновском парке.
– Я учился в школе с английским уклоном, которая была в центре. В один из понедельников учительница спросила ребят, как они провели выходные. Я сказал, что провел их, играя в летчика у настоящего самолета. Мне не поверили, еще и пристыдили «вранье». Таким «врунишкой» я оставался до воскресенья, когда учительница и другие ребята съездили в парк и сами убедились в том, что самолет существует, – рассказал читатель.
Инженер, фотохудожник Владислав Елагин вспоминает, что самолет привлекал внимание гуляющих в парке, возле него фотографировались, родители, как правило папы, рассказывали детям о том, как работают двигатели.
– Я в ту пору часто летал, всегда предпочитал брать билет не на реактивный самолет, а именно на Ил-18: он был четырехмоторный, надежный, – подчеркнул Владислав Елагин.

Долгая летная жизнь
Надежные, имеющие отличные летные характеристики машины Ил-18 служили авиации вплоть до 2000-х годов. Некоторые модификации до сих пор в строю – они служат метеорологам и вооруженным силам стран, входящим в ОДКБ.
Но все же лайнер с фирменными знаками – синей гребенкой в передней части лайнера и полосами вдоль фюзеляжа – запомнился как пассажирский самолет.
Всего за время производства Ил-18 было выпущено 567 машин.
Ветераны авиации с теплотой вспоминают об этом самолете, отмечая, что трудно представить аэропорт без Ил-18, долго служившего верой и правдой гражданской авиации. Когда смотришь на летное поле, кажется, что он вот-вот вырулит на полосу, возьмет разбег и поднимется в небо.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото из семейного архива Виктора Тремко и Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК