Старт идей

Как цифровые технологии делают жизнь алматинцев комфортной

Умные мегаполисы мира признали своим главным капиталом прорывные идеи. Привнести технологиями в жизнь больше удобства и экономичности готовы и молодые алматинские новаторы. Выпускники программ акселерации Almaty Tech Garden рассказали «Вечерке», какие интернет-проекты заложили фундамент в умный Алматы.

Relog: экономная логистика

8 001
Возможность пройти путь от бизнес-плана до коммерческого запуска в стенах инновационного кластера Almaty Tech Garden ежегодно получают десятки перспективных стартап-идей. Одним из продуктов, способных обратить высокие технологии на пользу городу, эксперты посчитали и логистическое ноу-хау Relog от алматинца Бауыржана Рустемова. Всего за два месяца акселерации стартап, нацеленный упростить и сделать более эффективной работу логистических и транспортных организаций, интернет-магазинов и служб доставки, вырос в самостоятельную компанию. Умная электронная программа даже удостоилась звания лучшего стартапа в области автоматизации логистики на Евразийском конкурсе Skolkovo. А недавно Relog наряду с прорывными инновационными проектами в других сферах был презентован администрации нашего города. Молодые предприниматели не скрывают амбиций: в Алматы хороший спрос уже приносит доход, а значит, есть стимул расти географически.

Бауыржан Рустемов

– Relog – это облачная система по управлению логистикой. Программа оптимизирует процесс доставки, делает его прозрачным, сокращает транспортные расходы. Мы работаем в направлении business to business. Нашими услугами сегодня пользуются порядка 30 компаний, ранее испытывавших сложности в управлении логистикой, – рассказывает основатель проекта Relog Бауыржан Рустемов. – Известный интернет-гипермаркет Chocomart, к примеру, в сутки совершает около 200 доставок по городу. Понятно, что компания располагает собственным транспортом, но распределить заказы бывает сложно, и в любом случае эта процедура отнимает время. Маршруты ведь нужно выстроить таким образом, чтобы курьеры не накручивали лишних километров и минимизировали транспортные расходы. Всю эту работу в штате интернет-магазинов выполняют отдельные сотрудники – двое или больше логистов. С системой Relog необходимость в содержании этих работников пропадает. Сервис делает все то же самое, полностью автоматизируя процесс. Схема работы проста: все поступающие заказы система оперативно и самостоятельно распределяет между курьерами, прокладывая кратчайший маршрут. Готовое решение высылается через мобильное приложение. Алгоритм позволяет не только оптимизировать численность персонала и повысить скорость обслуживания клиентов. Благодаря контролю штатного транспорта и функции генерирования оптимального маршрута только транспортные расходы компания может сократить до 30 процентов.
Плюс ко всему, добавляет стартапер, умный диспетчер позволяет видеть всю историю передвижения своих курьеров, отслеживать в режиме реального времени изменения в статусах заказов. Оптимизированный путевой лист, связывающий адреса, позволяет поручать большее число заявок одному курьеру и одновременно минимизировать расход топлива и износ транспорта. Свою порцию удобства получают и клиенты через обратную связь – сервис способен оповещать о местонахождении курьера через SMS- или e-mail-уведомления.
Чтобы присоединиться к системе, компании достаточно создать свой аккаунт на существующем едином сайте, исключая необходимость в инсталляции программ. Но сегодня помимо облачного сервиса для большего удобства Relog предлагает еще один продукт – коробочную версию. Это тот же самый логистический помощник, но уже на отдельном сервере и с доработками, заточенными на конкретные бизнес-процессы организации. «Коробка» от Relog, говорят создатели, пользуется не меньшим спросом, чем стандартная версия, хотя стоимость установки первой стартует от миллиона тенге. Вхождение же в общее облако значительно сэкономит корпоративный бюджет: одна заявка, сгенерированная с системой, обойдется компании в среднем в 30 тенге. Чем больше заказов по итогам месяца, тем гибче тариф.
– В акселератор Almaty Tech Garden мы попали в декабре прошлого года, и уже в феврале запустили бета-версию, то есть пилотную модель. Среди наших сегодняшних клиентов есть и те, кто уже приносит доход, и те, кто пока пользуется услугой бесплатно на этапе адаптации. Кому-то мы предоставили бесплатное тестирование на месяц, а другим – на больший срок. Это зависит от перспективности компании-клиента и реализуемых объемов. Чем они выше, тем больше времени требуется для обкатки системы, – поясняет Бауыржан Рустемов.
Масштабирование компании, гордо заявляют разработчики, происходит очень быстро, благодаря чему уже в обозримом будущем инструмент будет продвигаться и на рынках СНГ.

LinguaChat: иностранный через WhatsАpp

8 002
Еще один успешный стартап, выросший не без участия инкубатора Tech Garden, – проект Lingua­Chat. Алматинец Владимир Ким нашел эффективный способ применить умные технологии в обучении иностранным языкам, задействовав популярные сетевые мессенджеры – WhatsАpp, Viber и Telegram. Уникальный сервис, запущенный еще в прошлом году, даже сумел привлечь инвестиции от российского бизнес-ангела в размере 300 тысяч долларов.

Владимир Ким ЛингвоЧАТ

– Идея проекта возникла во время посещения курсов казахского языка. Администратор оповещал нас об изменениях в расписании по сети WhatsАpp, и чаще всего, конечно, на казахском языка. Отвечать я старался на нем же, и мне это показалось довольно эффективной практикой, – рассказывает основатель LinguaChat Владимир Ким. – Главное преимущество программы в том, что заниматься вы можете в любом месте и в абсолютно свободном графике. Все, что нужно, – это смартфон с доступом в Интернет. На сегодня нашим сервисом воспользовались уже более тысячи учеников класса английского языка, и свыше 150 человек по нашей методике прошли курсы казахского языка. Особенно такие занятия нравятся детям. Мы оцифровываем книжные материалы или свои наработки, чтобы в дальнейшем адаптировать их под формат мессенджеров. Обучение ведут реальные преподаватели. Методика направлена на умение правильно писать и читать, а также отвечать на вопросы. Преподаватель и слушатель контактируют в чате с помощью отправки голосовых и текстовых сообщений, фотографий и видеофайлов. Благодаря индивидуальному обучению за 2–3 месяца дети изучают годовую школьную программу. Пока у нас на выбор только английский, казахский и русский языки, но уже сейчас есть запрос на испанский, корейский, китайский и немецкий. Проект предоставляет работу педагогам из России, Казахстана и других стран, готовым обучать по такой методике. На данный момент на стадии разработки у нас находится робот, который поможет быстрее найти нужные материалы.
Первоначальные вложения в проект составили 7000 долларов личных инвестиций создателей. Помимо поддержки Tech Garden стартап прошел платную акселерацию в московском Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ). Условия акселератора требовали зарегистрировать компанию как российскую в партнерстве с гражданином этой страны, однако по договору ему должна была принадлежать 50-процентная доля в проекте. В итоге создатели LinguaChat решили пройти платную акселерацию, благодаря чему стартап остался казахстанским.
– Платное участие для нас было выгодным вариантом, чтобы не отдавать долю ФРИИ. Кроме того, налоги в Казахстане ниже российских. В целом мы планируем закрепиться в обеих странах, после чего попробуем силы в других государствах СНГ. Мы строим венчурную историю, и все заработанные деньги по договоренности будут идти на развитие проекта, – подчеркивает Владимир Ким.
Месячная оплата курсов стартует от 15 000 тенге – это три интенсивных занятия в неделю. Безлимитные ежедневные уроки в течение всего месяца обойдутся в 35 000 тенге. Пробное занятие – бесплатно. Пользователю достаточно оставить заявку на сайте linguachat.kz, после чего менеджер выходит на связь и согласовывает дату и время пробного урока. Через любой удобный мессенджер ученика знакомят с репетитором, и уже по итогам первого урока составляется индивидуальная программа.

Darmeks: электронный гид по аптекам

8 003

Умный сервис быстрого поиска медикаментов и их аналогов в аптеках города предложат алматинцам в самое ближайшее время. Займется этим программа Darmeks, обещающая быть доступной в формате веб-сайта уже в этом сезоне. Как мобильное приложение для смартфонов проект заработает зимой.

Санат Жусупбеков

– Многие медикаменты стоят сейчас довольно дорого, а некоторые из них и вовсе не в каждой аптеке продаются. База данных Darmeks поможет быстро найти необходимое лекарство, сравнить цены, и, если нужно, заменить препарат более доступным или более эффективным аналогом, – комментирует автор разработки Санат Жусупбеков. – Рецепт вашего врача уже будет в системе, а фармацевт приготовит заказ еще до вашего прихода в аптеку, но вы можете и заказать доставку. Алгоритм, объясняющий, каким образом рецепт попадает в систему, пока остается коммерческой тайной, но мы уже провели тестирование, причем успешно. Помимо всего прочего умная программа будет напоминать о необходимости приема лекарств и следить за состоянием здоровья. На основе данных составится рейтинг медикаментов для будущих пользователей. Горожане могут экономить деньги и время, а аптеки получат возможность увеличить выручку.
Санат и его амбициозная команда уже вложили в стартап не один миллион тенге, и готовы инвестировать больше, если того потребуют масштабы. Часть этой суммы – предполагаемая будущая реинвестированная прибыль, остальное – чистые инвестиции. Пока денег хватает – поиском дополнительного финансирования молодые новаторы пока не занимаются, предпочитая фокусироваться на качестве продукта. От заемных средств создатели Darmeks хотели бы огородить свой продукт.
– Зарабатывать мы будем не на самом приложении, а на аптеках, помогая им находить клиентов. Мы также приготовили для них ряд высокотехнологичных сервисов, способные повысить эффективность работы, – поясняет Санат. – Для самих пользователей сервис будет абсолютно бесплатным.
Оставить заявку для получения уведомления о запуске сервера можно на сайте darmeks.com.

 

Молодо, зелено и альтернативно

Казахстанский рынок мобильных приложений, способных упростить жизнь, постоянно пополняется. Не менее функциональные программы, уже помогающие пользователям, предлагают и другие молодые разработчики

АЗС.kz: путеводитель по автозаправкам

9 001

О комфорте автомобилистов позаботились создатели проекта АЗС.kz – единственного в Казахстане сервиса, собравшего всю информацию по автозапровочным станциям. Программа, главным образом, уже стала полезной путешествующим на автомобиле. Больше нет необходимости открывать корпоративные сайты топливных компаний, чтобы узнать о точках расположения ближайших АЗС по всей стране. На картах АЗС.kz можно будет сравнить цены на спектр услуг и качество сервиса у разных марок, выбрав лучший вариант. Пользователь может быстро найти подходящую заправочную станцию по степени удаленности, стоимости услуг, а также ставить отзыв и проголосовать, на основе чего на сайте формируется рейтинг точек обслуживания. Кроме того, при необходимости сервис самостоятельно проложит наиболее оптимальный маршрут до выбранной АЗС. На этом же ресурсе автомобилистам предлагается свежая подборка новостей от топливных компаний, можно узнать о выгодных акциях и предложениях.
Сэкономить время и деньги на заправку машины поможет и одноименное мобильное приложение. Полная, точная и актуальная база данных с расположением АЗС и ценами на все виды предлагаемого топлива всегда под рукой. Сведения можно найти как о городской местности, так и о трассах междугороднего сообщения. Понравившиеся точки обслуживания сервис предложит добавить в список избранных. Для большего удобства есть возможность фильтровать базу заправочных станций по категориям брендов, видов топлива, наличию СТО, автомойки, магазина или кафе. Сообщит программа и о доступных способах оплаты на той или иной точке заправки.
– Идея пришла в тот момент, когда цены на бензин пустили в свободное плавание. Приложение абсолютно бесплатно для скачивания, для его работы требуется только доступ в Интернет, – рассказал разработчик Бахытжан Байтасов. – Данные в сервисе обновляются постоянно. Мы регулярно добавляем новые точки обслуживания и всегда готовы оперативно реагировать на потребности водителей, включая в список нужные заправочные станции по запросам пользователей.
Приложение трехъязычное, поддерживается платформами как Android, так и iOS. Схожие программы, по словам автора проекта, в Казнете найти можно, но в основном они представлены самими компаниями АЗС, а значит, не объединяют сведения по всем станциям. Ресурс АЗС.kz, акцентирует внимание Байтасов, не спонсируется какой-либо топливной компанией и не представляет интересы конкретного бренда. Пользователям представлена информация о сетях не только крупных нефтегазовых гигантов, но также о небольших компаниях и даже единичных АЗС.

Almaty Tour: туристские маршруты «100 в одном»

9 002


Лучшие туристические маршруты Алматы и области собрал в одном мобильном приложении алматинец Асхат Болатхан. Проект Almaty Tour призван помочь гостям мегаполиса в быстром поиске лучших туристских маршрутов и услуг гида для знакомства как с самим городом, так и с его окрестностями. Умный справочник насчитывает более ста самых популярных туристских направлений.
– Almaty Tour имеет обширную базу данных с описанием туров, включая детали, которыми удалось дополнить программу совместно с туроператорами и самими путешественниками, – отметил автор проекта Асхат Болатхан. – Каждый может подобрать на свой вкус и под физические возможности пешие, велосипедные, беговые или автомобильные прогулки, подразделяющиеся, в свою очередь, по протяженности дистанции, уровню сложности и рейтингу. Нелюбителям одиночных вылазок на природу приложение поможет найти компанию единомышленников, а также при необходимости воспользоваться услугами профессиональных гидов.
Впрочем, признают создатели стартапа, электронный продукт может быть интересен не только туристам. Целевая аудитория проекта – все любители активного отдыха и просто прогулок на природе. Приложение скачали уже более ста пользователей.
– Идея пришла после очередного горного похода. Тогда я подумал, что можно сделать приложение, которое, возможно, популяризирует наш внутренний туризм. На форуме «Хакатон» увидел презентацию о турах вокруг Алматы, вот и решил разработать мобильное приложение с этими данными, – сказал Асхат Болатхан.
Разработчик также добавил, что пока вниманию пользователей в магазинах мобильных приложений Play Market и App Store представлена первая и достаточно сырая версия продукта. Принимаются все предложения и замечания от пользователей, которые обещают учесть на последующих этапах программирования.

Piroq: умный автодневник

9 003

Оценить собственное качество вождения и достичь в этом деле лучших результатов предлагает алматинцам мобильное приложение Piroq. Программа досконально анализирует каждую поездку пользователя, учитывая не только соблюдение скоростного режима, но и такие нюансы, как, например, количество наездов на неровности. Приложение, по замыслу разработчиков, поможет предотвратить получение штрафов за нарушение ПДД. Водитель ведет персональный рейтинг безопасности и может отслеживать его в режиме реального времени через смартфон. Сейчас приложение бесплатное, но у разработчиков есть четкие планы по монетизации продукта.
– Родилась бизнес-идея еще три года назад при подготовке к крупнейшей выставке техники и технологий в Юго-Восточной Азии Echelon-2013, – прокомментировал автор программы Бейбут Амиргалиев. – Тогда нас как автомобилистов заботило качество дорожного полотна в Алматы, поэтому решили создать устройство, с помощью которого в режиме реального времени можно было бы мониторить качество асфальта. Со временем идея преобразовалась в приложение, не требующее установки устройства, доступное на всех смартфонах, – рассказал Амиргалиев. – В новом приложении мы собираемся добавить функцию соревнований между водителями. Информацией можно делиться в социальных сетях, например, вы можете написать «Я вожу автомобиль почти идеально – на 99 процентов». Казахстанские города будут соревноваться друг с другом для выявления города с самыми безопасными водителями. Мы бы хотели, чтобы люди пользовались приложением при каждой поездке, улучшая свои навыки вождения. Очки, набранные в приложении, в будущем можно будет обменять на бонусы, к примеру – скидку на страхование, мойку, бензин, шиномонтаж и другие услуги.
Целевая аудитория приложения – активные автомобилисты в возрасте 25–35 лет. Создатели ожидают значительный прирост статистики скачиваний приложения после запуска водительского рейтинга.
Марина ПЕСТРЯКОВА