Толчок к развитию

Состояние общественных туалетов ООН называет одним из главных критериев цивилизован­ности

28 001

Состояние общественных туалетов ООН называет одним из главных критериев цивилизован­ности. А если уборные в дефиците, это тоже показатель. В канун Всемирного дня туалета «Вечерка» разбиралась, насколько культурными могут считать себя алматинцы, и почему до естественных нужд никому нет дела, если деньги не пахнут.

Всемирный день туалета (19 ноября) борцы за санитарную чистоту отметят уже в 15-й раз. Отдельный день в календаре сортирам посвятила всемирная туалетная организация World Toilet Organization, и на самом-то деле это отнюдь не очередной веселый праздник, как воспринимают его обыватели, а сигнал SOS. Существует даже всемирный туалетный саммит, призванный разбить тишину, имеющую смертельные последствия. Статистика вокруг санитарного кризиса из года в год все более ужасающая. По данным ООН, в прошлом году нехватку общественных уборных испытывали 2,5 миллиарда человек. Ежегодно около 1,5 миллиона детей в возрасте до пяти лет умирают в результате болезней, связанных в том числе с отсутствием элементарных санитарных условий. «Вечерка» тоже считает, что нельзя молчать о том, о чем говорить не принято, и выяснила, где и как приходится справлять естественную нужду алматинцам и туристам вне дома.
По горшкам дежурный
Городские общественные уборные, а речь именно об уличных туалетах, не принадлежащих торговым центрам, общепитам или другому бизнесу, куда еще и не всегда попадешь, можно пересчитать по пальцам. Эксперимент с поиском отхожих мест довел природный позыв до зубного скрежета и больше походил на квест-приключение. Кто-то и вовсе не заморачивается, предпочитая справлять нужду в подьездах, подземных переходах. Мало-мальские удобства за 30–50 тенге, увы, есть не в каждом из них. Впрочем, даже показавшийся на горизонте общественный сортир еще не гарантирует облегчения. Тщетной, например, оказалась попытка попасть в кабинки «М» и «Ж», что установлены в Парке Первого Президента – одном из любимых мест горожан для отдыха и занятий спортом. Вполне себе приличный с виду санузел по факту играет лишь роль инсталляции. Двери его оказались заперты в часы пик утренних и вечерних пробежек. Но если с наступлением темноты от безысходности посетители смело идут в кусты, то на утренней физкультуре сложнее – приходится терпеть. Нам в это время не удалось сходить по нужде и в платный туалет, что под пандусами у центрального входа. Адаптироваться к дискомфорту приходится не только местным жителям.
Жаловаться на такие не удобные удобства в городском управлении туризма и внешних связей посоветовали через страницу акимата в Instagram (@akimat_almaty. – Прим. ред.) Зато в ведомстве, которому тоже, к слову, стыдно перед туристами за туалетную инфраструктуру, пролили свет на главные вопросы: кто, собственно, занимается в городе отхожими местами и в каких цифрах выражена эта работа?
– Существует отдельная программа в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования. Есть предприятие «Алматыэкологострой», получившее десять договоров временного возмездного землепользования сроком на три года для размещения общественных туалетов, – отмечает руководитель управления туризма и внешних связей города Алматы Тимур Дуйсенгалиев. – Непосредственно строительством и обслуживанием занимается инвестор ТОО «ЭкоАлматыkz» по принципу государственно-частного партнерства. То есть государство обеспечивает землей, а установка – за бизнесом. Весь вопрос в том, чтобы получить земельные акты на временное землепользование. На сегодняшний день установлено два общественных туалета, до конца года появятся еще восемь. На следуюший год установят 100, а в дальнейшем планируется довести их количество до 200.
Выйти на инвестора напрямую и узнать подробности туалетного бизнес-плана, включая сумму вложений и то, как будут выглядеть биостанции, нам не удалось. Но хоть стали известны адреса, где по этой программе установлены те самые две стационарные уборные – по ул. Торайгырова, западнее ул. Мустафина и по ул. Макатаева, западнее ул. Уалиханова. А специалисты отрасли туризма тем временем переводят наш фокус внимания, мол, алматинским гидам-экскурсоводам чаще приходится краснеть за пределами города.
– Турмаршруты, где город и область работают в связке, – это, пожалуй, самая большая головная боль в туалетном вопросе. Для Алматы он, конечно, тоже актуальный, но для туристской отрасли самое страшное начинается за границей города. Расстояния на турмаршрутах внушительные, а значит, для туристов это проблема, и ее надо решать комплексно, – добавляет Тимур Талашевич. – Взять даже самые популярные направления: Чарынский каньон, петроглифы Тамгалы, озера Кольсай и Каинды, природный парк Алтын-Эмель – всюду одна и та же картина. Если регион не может что-то сделать самостоятельно, значит, нужно предоставить эту возможность городу. Сейчас мы хотим решать эту проблему совместно с областью в рамках программы по созданию алматинской агломерации. Главное, на республиканском уровне утвердить возможность Алматы вкладывать деньги за пределами города – вот основная проблема на сегодня.
Хуже нас только Индия?
Так считают в Казахстанской туристской ассоциации (КТА), в прошлом году решившей основательно разобраться с туалетным законодательством. Но расследование показало, что разбираться, собственно, не с чем. Национальных стандартов в строительстве общественных туалетов не нашлось. Логично, что не привели поиски и к санитарным нормам, и правилам в их обслуживании.
– Вопрос обустройства туалетов архиважен не только для туристов, но и для всех нас. В Алматы более или менее сносно, но стоит лишь немного отъехать, то в лучшем случае состояние туалетов плачевное, в худшем – они отсутствуют вообще. А развивать туризм, не имея туалетов, – это просто маразм. Мы давно не то что говорим, а кричим об этом, – комментирует координатор по внутреннему и въездному туризму КТА Айгуль Исагулова. – Более того, в прошлом году я подняла всю официальную документацию, регулирующую вопросы строительства, обслуживания и контроля за соблюдением норм и правил. Так вот выяснилось, что стандарты существуют для всего, но только не для туалетов. За соблюдение стандартов должны отвечать местные исполнительные органы, но как это сделать без инструмента? Замкнутый круг. Мы направили письма в Комитет технического регулирования и метрологии Министерства инновационного развития, а также в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики. Ответы мы получили еще в начале года, но только воз и ныне там. А туристам по сей день сложно объяснить, почему в XXI веке при многочасовых поездках санитарные остановки устраиваются по принципу «девочки – налево, мальчики – направо».
Острее чем в постсоветстком пространстве, по словам координатора туристской ассоциации, туалетный вопрос стоит разве что в Индии, где нужду справляют прямо на улице. Инфраструктурой с элементарными санусловиями не могут похвастаться городские и пригородные пляжи, нередко и придорожный сервис. Если удобства и предусмотрены, то они либо недоступны вовсе, либо более чем скромные.
– Хорошо если на СТО есть туалет, но туда не всегда пускают. И то речь больше не о нормальных цивилизованных уборных, а о туалетах типа «очко» времен Екатерины II – просто роют яму и застилают деревянными досками, – говорит представитель КТА. – Такие туалеты ставят и на особо охраняемых природных территориях, и в зонах отдыха. Увидев эту ситуацию своими глазами, турист может туда больше не вернуться.
Театр начинается с вешалки, гостеприимство – с туалета
Но если туристские эксперты считают туалетную ситуацию проблемной только за пределами мегаполиса, социологические исследования говорят как раз о внутренней болевой точке. Интересные цифры показал экспериментальный опрос по оценке гостеприимства, проведенный маркетинговым бюро DPR при поддержке альянса рестораторов Алматы. Почти половину респондентов ситуация с санузлами, причем и внутри заведений, раздражает настолько, что они сами добавили этот пункт в анкету. В итоге в рейтинге недовольства туалетные проблемы разместились на четвертом месте после жалоб на работу аэропорта, телефонную доступность внутри города и экологию. К слову, уборные в воздушной гавани на днях, напомним, раскритиковал аким города Бауыржан Байбек, поручивший поддерживать санузлы в надлежащем виде.
Что интересно, 83 процента претензий к общественным туалетам оставлено как раз алматинцами и только меньшая часть – иностранными туристами. Гостей же из регионов этот вопрос не беспокоит вовсе.
– Близятся Универсиада и выставка EXPO-2017. Сервису будет уделено особое внимание. Так вот есть важный вопрос, который маркетолог задает клиенту: какова вероятность, что вы порекомендуете наши услуги? В профессиональной терминологии он звучит как Net Promoter Score, а расшифровывается как индекс потребительской лояльности или готовность потребителя рекомендовать. И мы провели исследование, в котором попросили оценить городскую навигацию, степень комфорта передвижения на общественном транспорте и такси – всего 13 параметров, – рассказывает заместитель председателя альянса рестораторов Алматы Жанна Актаева. – Туалеты вообще не были включены в перечень, но мы предусмотрели опцию, позволявшую добавить графу на усмотрение респондента. Анкетирование проходило с мая по октябрь среди гостей из регионов, иностранных студентов, находящихся здесь по обмену, и наших студентов, обучающихся за рубежом. Через социальные сети выходили на туристов, ставивших метку check-in в аэропорту и на вокзалах, вели опрос в хостелах. Конечно, было бы странно не дать высказаться резидентам, у которых, как оказалось, многое накипело. Так вот, туалетный вопрос беспокоит, как выяснилось, больше местных жителей.
Хотите понять уровень кафе или ресторана, говорит Жанна, – идите прямиком в туалет. Красноречивее внешнего вида уборной, по мнению специалиста, не могут быть ни меню, ни интерьер, ни персонал заведения. О степени уважения хозяина к самому себе, равно как к сотрудникам и клиентам расскажет даже униформа техработников, следящих за чистотой в уборных. Существует даже понятие «туалетная мода», но касается оно именно самого санузла. Ресторатор в тренде, отмечают маркетологи, если он делает свой туалет дешево, но сердито. Хотя, пожалуй, чаще возвращаются к тем, кто не экономит на самом интимном и прямо-таки балует клиентов.
– Одна моя коллега посещает ресторан восточной кухни Korean House только из-за туалета – уборная эта просто феноменальная, – считает Жанна. – Аккуратно сложенные полотенца, несколько видов туалетной бумаги, самые разные гигиенические средства, крем для рук, туалетная вода – вот настоящее уважение к женщине. Управляет заведением, кстати, тоже женщина. А вот туалетным моветоном можно смело назвать возможность подглядеть за тем, как прихорашиваются дамы у зеркала, – в наших барах такое встречается. Сходить по нужде, не будучи клиентом заведения, можно, конечно, далеко не везде – это отдельный вопрос. Мой рецепт такой: просто делаю лицо кирпичом и захожу, не спрашивая разрешения. Если я с ребенком – никто не пытается остановить, и это нормально. Мне кажется, можно склонить бизнес к большей лояльности и даже уговорить прикрепить наклейку с указателем на бесплатный туалет. Это был бы один из выходов из проблемы.
Как это ни парадоксально, в Казнете можно найти интерактивную туалетную карту, охватывающую крупнейшие города страны, – peepee.kz. Социальный проект алматинца Ельдара Курмангалиева был признан одним из лучших на фестивале инновационных идей Hack Day-2013. Наиболее полная база данных собрана по Алматы и Астане. На карте доступны указатели как платных, так и бесплатных городских уборных, находящихся в общественных заведениях. Причем данные могут обновлять и сами пользователи, но только не сегодня. Как сообщил нам автор проекта, карта на данный момент заморожена.
Марина ПЕСТРЯКОВА
Фото Сергея ХОДАНОВА