У вас нет собственного жилья?

Алматы: инструкция по применению

6 001

Крыша над головой – одно из базовых условий стабильной жизни для любого человека. Сегодня государство разработало различные жилищные программы, благодаря которым определенная категория граждан может приобрести свои квартиры.

За разъяснениями мы обратились к руководителю Управления жилья и жилищной инспекции города Алматы Ануару Ускенбаеву.
– Ануар Ауезович, расскажите нашим читателям, что нужно сделать, чтобы получить жилье тем, кто не в состоянии купить его самостоятельно, какие жилищные программы действуют?
– В целях стимулирования строительства жилья, доступного для широких слоев населения, в конце прошлого года была утверждена новая программа жилищного строительства «Нұрлы жер», в которую вошли все вопросы строительства жилья из государственной программы «Нұрлы жол» и Программы развития регионов до 2020 года. Благодаря программе «Нұрлы жер» граждане смогут приобрести квартиры по нескольким направлениям. Рассмотрим самые актуальные из них.
Первое направление. Государство взяло на себя субсидирование ипотечных займов банков второго уровня до 7% ставки вознаграждения, таким образом, после субсидирования ставка вознаграждения для конечного заемщика составит всего 10% годовых. Говоря простым языком, любой гражданин, независимо от того, стоит он в очереди или нет, может получить в банке-операторе ипотечный кредит под 10% годовых.
Обязательные условия для участия заемщиков в программе: срок кредитования – до 15 лет; первоначальный взнос на счете – минимально 30% от стоимости жилья; приобретаемое жилье должно быть с первичного рынка недвижимости; ипотечная сумма займа – до 20 миллионов тенге в городах Астане и Алматы и до 15 миллионов тенге в других областях; максимальный срок субсидирования – 10 лет.
Второе направление. Можно приобрести жилье по системе жилищно-строительных сбережений для вкладчиков Жилстройсбербанка и очередников, состоящих на учете местного исполнительного органа. В пропорции: 50% для вкладчиков Жилстройсбербанка и 50% для очередников местного исполнительного органа. Цена одного квадратного метра не должна превышать 180 тысяч тенге в городах Астане и Алматы. Кстати, в рамках этого направления в начале 2017 года мы уже завершили выдачу для очередников 532 квартир в микрорайоне Жас Канат.
Третье направление. Путем аренды с последующим выкупом, где оператором выступает АО «Ипотечная организация «Казахстанская ипотечная компания». В данной программе могут участвовать очередники, состоящие на учете в акимате города Алматы. К примеру, сегодня в Алматы идет реализация 1748 квартир в микрорайоне Алгабас Алатауского района в Атлетической деревне, построенной к Универсиаде-2017. Стоимость аренды жилья с выкупом за один квадратный метр недвижимости в этом микрорайоне ориентировочно составляет 1036 тенге при сроке аренды 20 лет, а ежемесячная арендная плата, к примеру, за двухкомнатную квартиру площадью 50 квадратных метров не превышает 56 тысяч тенге, без коммунальных услуг.
Четвертое направление. Продолжено строительство арендного жилья без выкупа, оно будет предоставляться для социально уязвимых слоев населения из числа очередников, состоящих на учете в акимате, в порядке очередности, определенной в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан. Стоимость ежемесячной аренды является доступной и устанавливается акиматом города Алматы.
– Кто может встать в очередь на жилье, какие документы необходимо предоставить в Управление жилья?
– Во-первых, в Управление жилья ходить не нужно. Мы давно не работаем с бумажными документами. Постановка в очередь граждан, нуждающихся в жилье, является государственной услугой и оказывается исключительно в электронном формате. Пошаговая инструкция по постановке на учет размещена на сайте Управления жилья.
Если кратко, то требования для постановки в очередь такие: постоянная прописка в городе Алматы не менее 3 лет; отсутствие жилья по Казахстану на текущий момент и в течение последних 5 лет. И самое важное требование – нужно относиться к одной из льготных категорий населения, указанных в законе: инвалиды и участники Великой Отечественной войны (лица, приравненные к инвалидам и участникам ВОВ); инвалиды I и II группы; семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов; лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством РК; пенсионеры по возрасту; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 29 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия; оралманы; лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; многодетные семьи; семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасении человеческой жизни, при охране правопорядка; неполные семьи.
Если претендент соответствует всем этим требованиям, ему необходимо подать заявку на постановку в очередь через портал электронного правительства e.gov. В течение месяца он станет очередником.
Кстати, сама очередь нами полностью переведена на портал электронного правительства (e.gov), что исключило любую возможность манипуляций с ней. Теперь любой очередник при наличии электронной цифровой подписи может хоть каждый день просматривать свою очередь и видеть динамику ее движения. Если раньше очередники вынуждены были ежегодно приходить в Управление жилья на перерегистрацию для подтверждения своего статуса, то сегодня этого делать уже не нужно. Теперь это можно легко произвести на портале электронного правительства.
– То есть теперь все процедуры по постановке в очередь, ее продвижение в полном объеме переведены в электронный формат?
– Все правильно, все это нами делается в рамках системной работы по обеспечению прозрачности и предупреждению коррупции в сфере распределения жилья. Поэтому мы постоянно обращаемся к заявителям не поддаваться на уловки посредников-мошенников, предлагающих содействие в приобретении льготного жилья, и самим напрямую обращаться в Управление жилья. Скажу больше, сегодня мы работаем над внедрением в будущем процедуры по распределению квартир без участия человеческого фактора, в полностью электронном формате. Подготовлена соответствующая техническая спецификация. Планируется завершить данные работы до конца текущего года.
– Допустим, гражданин стал в очередь. Что делать дальше? Сколько ждать своей очереди? Как сдать документы на получение квартиры по программе льготного ипотечного кредитования?
– По состоянию на 1 мая этого года в очереди акимата на жилье стоит 20 276 человек. Естественно, ожидание очереди займет какое-то время. Например, в начале года мы распределили коммунальное жилье очередникам, которые встали в очередь в 2007–2008 годах.
Понятно, что не все могут ждать своей очереди годами. Поэтому государство предлагает принять участие в льготном ипотечном кредитовании, о котором говорилось выше. Для этого нужно следить за новостями Управления жилья о приеме заявок на ипотечное льготное кредитование. Мы размещаем информацию на телеканале «Алматы», в газетах «Вечерний Алматы» и «Алматы Акшамы», на сайте управления, используем Instagram и Facebook, аккаунты горакимата и партии «Нур Отан». Но даже если претендент на жилье пропустит объявление, он все равно будет оповещен через СМС-рассылку о начале приема документов.
После объявления о начале приема документов на портале электронного правительства e.gov открывается окно подачи заявок на ипотечное жилье. Технически портал принимает заявки только от очередников, поэтому если заявитель не стоит в очереди, он этого сделать не сможет.
После проверки пакета документов заявителю в его личный электронный кабинет высылается электронное направление на проверку платежеспособности. С этим направлением заявитель обращается в АО «Жилстройсбербанк» или АО «Казахстанская ипотечная компания» (в зависимости от того, по какому направлению распределяется жилье), которые проводят проверку его платежеспособности, о чем выдается соответствующее уведомление.
Только после этого жилищной комиссией акимата города Алматы принимается решение о распределении квартиры заявителю и заключается соответствующий договор.
– Какие конкретно документы нужно подать для участия в программе?
– Поскольку прием документов осуществляется только через портал электронного правительства, все необходимые данные уже находятся на портале, кроме справки с места работы и заявления о том, что заявитель не состоит в браке.
– А какая у нас ситуация с молодыми семьями, не имеющими собственного жилья?
– Конечно, проблема приобретения своего жилья актуальна в большей степени для молодых семей. В рамках программы «Нұрлы жер» предусмотрено арендное жилье для молодых семей, возраст которых не достиг 29 лет. Основные требования к претендентам: наличие гражданства РК или статус оралмана; постоянная регистрация в городе Алматы двух последних и более лет; отсутствие на территории РК у заявителя и проживающих вместе с ним членов семьи недвижимости; отсутствие фактов реализации принадлежащей заявителю и проживающих вместе с ним членов семьи за последние пять лет; подтверждение банком платежеспособности заявителя.
Если молодые семьи подходят под эти требования, у них есть возможность приобрести жилье по доступной цене в рамках программы. Все объявления о начале приема документов мы также размещаем на нашем сайте http://www.uzh-almaty.kz/, на телеканале «Алматы» и в газете «Вечерний Алматы».
Тем читателям, у которых остались вопросы, предлагаю воспользоваться нашим сайтом, где указана вся информация, связанная с получением недвижимости, и контактные телефоны для консультации со специалистами нашего управления.
Василий ШУПЕЙКИН