Уроки фотографии для начинающих

Будем жить. Личный рост

25 001Фотография превратилась из искусства для избранных в обыденную вещь, доступную каждому владельцу смартфона. Стоит только нажать на кнопочку – и шедевр готов! Вы тоже так думали? Сегодня у нас в гостях фотограф Андрей Крикетов, который объяснит нашим читателям несколько простых правил, вооружившись которыми, вы действительно начнете снимать качественное фото, а не просто нажимать на кнопочки.

Мотивация
Для хорошего фотографа главная мотивация – это развитие творческого мышления. Вы начнете думать не просто как обыватель, но как художник, историк, дизайнер, репортер, натуралист. Искусство портрета, особенно если вы хотите раскрыть личность портретируемого, сделает вас немного психологом, вы сможете порадовать своих близких удачными результатами съемки. Ваш личный фотоархив пополнится запоминающимися моментами из жизни. Составление композиций для натюрмортов поможет вам развить художественный вкус. Снимая архитектуру, вы начнете интересоваться особенностями архитектурных стилей разных исторических периодов и стран; съемки живой природы приведут вас на путь натуралиста; освещение культурных событий пробудит репортерскую жилку. Просматривая свои архивы 15-летней давности, я замечаю, как изменился за это время наш город. Буквально за последние несколько лет реконструированы центральные улицы, весной высаживают множество видов цветов и кустарников, на проспектах появились молодые деревья. Любовь к родному городу дает дополнительную мотивацию запечатлеть происходящие с ним перемены.

Техника на грани фантастики
Что же касается техники, то, благодаря тому, что фотокамеры сейчас ставят практически на любую модель смартфона, вы можете снимать все что угодно и когда угодно. В этом есть плюсы и минусы. Плюс в том, что телефон у вас всегда с собой, а вот минусов намного больше. Мобильные камеры обладают минимальным набором настроек, для профессионального фотографа это просто игрушка, записная книжка. Но человеку, который только хочет определиться со своими пристрастиями, и эта игрушка может помочь. Я бы советовал для начала воспользоваться, кроме телефона, еще и портативной цифровой камерой, так называемой «мыльницей». Их множество, разных производителей, и по цене они часто дешевле телефона. Не торопитесь покупать дорогую «зеркалку» и кучу объективов к ней. Только когда вы поймете, что переросли уровень смартфона и «мыльницы», а душа просит более качественных фотографий, тогда можно двигаться дальше в плане приобретения техники.

Что снимать?
Определитесь с жанром. Что вам нравится – портрет, городской пейзаж, макро­съемка (микромир – жучки и паучки), пейзажное фото, репортаж? Для самоопределения нужно выбрать один из этих жанров и посвятить его съемке какое-то количество времени. Например: выезжаю в горы и снимаю 100 горных пейзажей. Далее – приглашаю друзей и снимаю 100 портретов в разных ракурсах. Иду в город и снимаю архитектуру в таком же количестве. Когда материал собран, анализирую его и определяюсь.

Композиция превыше всего
Привлекательное слово «композиция», пришедшее в фотографию из живописи и рисунка, – это не что иное, как правильное расположение предметов в кадре. Для этого не нужна дорогая техника, а только собственный мозг, который у нас всегда с собой. Точка съемки зачастую является определяющей в выборе хорошей композиции.
Подсказка 1
Выберите основной объект съемки и акцентируйте свое внимание на нем. Если объектов несколько, они будут зрительно «перебивать» друг друга.
Чайка на фото 1 является центром композиции, а римские руины просто создают необходимый антураж. Чайка на 2 фотографии сливается с фоном, и все части композиции равнозначны, нет акцента. То же самое происходит, когда мы снимаем свои портреты на фоне античных статуй. Не говоря уж о том, что снимки на тему «Я и Аполлон» выглядят просто глупо.

25 002
Подсказка 2
Используйте «золотое сечение». При выборе точки съемки мысленно наложите на свой кадр сетку. Располагайте объекты или вдоль линий, или в местах пересечений «золотого сечения». Смысл в том, чтобы избежать центральной композиции, когда основной предмет «торчит посреди кадра».

25 003

Сетка для определения «золотого сечения»
Возьмем для примера ту же чайку. Когда она расположена прямо по центру кадра, это выглядит неэстетично, правда? (фото 3) Если же, согласно правилу золотого сечения мы сдвинем ее вправо, то сразу появляется воздух, фотография выглядит более гармоничной (фото 4).

25 004
Подсказка 3
Используйте линии в кадре. Объекты пейзажа сами могут служить хорошим подспорьем для улучшения композиции. Например, уходящие вдаль линии хорошо подчеркивают перспективу. Для этой цели подходят рельсы, дороги и дорожки, кромка воды на пляже. В пейзажной съемке правильное использование кривых и прямых линий улучшает кадр (фото 5).

25 005

Фото 5: естественные линии галереи уходят в перспективу, придавая кадру глубину
Подсказка 4
Обращайте внимание на фон. Сосредоточившись на съемке портрета любимой девушки или друга, вы можете не заметить, что прямо из головы у них «растет» дерево или фонарный столб. Обычно такие дефекты обнаруживаются уже дома и вызывают вспышку «радости» у фотографа (фото 6 и 7).

25 006
Подсказка 5
Почему нет резкости? Если не брать во внимание технический аспект, нерезкость портрета может быть вызвана тем, что вы дергаете рукой после нажатия кнопки либо сама модель находится в движении. Если ваша цель не состоит в том, чтобы снимать движущийся объект, попросите портретируемого не двигать руками и ногами слишком интенсивно, а также, не разговаривать с вами в процессе съемки. Автофокус, которым обычно пользуются новички, иногда дает сбой, и вместо лица, например, камера фокусируется на заднем плане.

Освещение
Наиболее выгодное освещение для съемки пейзажей – либо раннее утро, либо ранний вечер. Утром цвета свежие в свете рассветного солнца, а вечером, на закате, предметы приобретают золотисто-розоватый оттенок. В полдень лучше не снимать вообще ничего. Природа, освещенная полуденным солнцем, словно «выцветает», портреты превращаются в «маску енота». Слишком резкие тени, «пересветы» на лицах и предметах – все это признаки плохой фотографии. При дневном солнце делают снимки для себя в том случае, если вы никогда больше не побываете в этом месте. Я только что сказал о красоте закатного солнца, поясню, чтобы не возникло недоразумений. Все, наверно, наблюдали такую картину: туристы снимают друг друга на фоне моря и заходящего солнца, находясь при этом спиной к нему! Что мы увидим на такой фотографии? Темные силуэты людей, где и лица-то не рассмотришь! Это называется «контровый свет» или контражур – когда источник света находится за спиной модели. Очень сложный свет, который можно использовать, но не на начальном этапе. В контражуре отлично получаются силуэты людей и предметов на том же морском побережье (фото 8).

25 007

Познакомьтесь поближе со своей камерой
Это совет для продвинутого любителя, решившего сделать фотографию своим хобби, дальше уже начинается сугубо техническая информация, которую не изложишь в пределах одного урока. Начните с изучения инструкции к своей «мыльнице», она содержит массу интересных деталей, которые вам придется осваивать, если вы не собираетесь всю жизнь снимать в автоматическом режиме. Прочитайте, что такое диафрагма и выдержка, как они зависят друг от друга. Что такое светочувствительность ISO и как ее регулировать, фокусное расстояние и глубина резкости… Сначала такое обилие технических характеристик может напугать, но постепенно вы со всем этим разберетесь. Поверьте, самое простое, что можно освоить за пару месяцев, – это как раз технические возможности аппаратуры. Желаю вам успехов в творчестве!
Беседовала Ольга АКСЮТИНА