В качестве примера

Об улучшении работы КСК...

4 001

На недавнем расширенном совещании акима города Бауыржана Байбек с руководителями кооперативов собственников квартир разговор состоялся предметный и принципиальный – речь шла об улучшении работы и налаживании контакта этих общественных организаций с жителями. Ведь поток писем с просьбой навести порядок в том или ином КСК в адрес акиматов города и районов продолжает расти.

– Мириться с подобным сос­тоянием дел мы более не намерены, – сразу же обозначил позицию руководителей структурных подразделений аким города.
Однако не во всех районах города жалобы можно назвать массовым явлением. О состоянии дел в Турксибском районе доложила Бибигуль Жунуспаева, председатель местной ассоциации КСК «Туран».
Напомним, что именно в ее хозяйствах наименьшее число жалующихся. Хотя и без претензий в Турксибском районе не бывает – жизнь диктует свои законы.
Ассоциация «Туран» образована в 1996 году с момента создания института КСК. Объединяет 64 кооператива собственников квартир. В нее входят 929 домов. Общее число квартир – 21 626.
– Главным в своей деятельности мы видим оказание собственникам и председателям КСК правовой методической и консультационной помощи, – начала свое выступление Бибигуль Жунуспаева. – Для чего регулярно проводим совещания и семинары для председателей КСК. Организуем обмен опытом для членов правлений, старших по домам на базе лучших КСК («Экспресс», «Универсал», «Энтузиаст», «Энергетик», «Станкостроитель», «Орион»). Прием граждан ведем ежедневно и без ограничений, так как именно разъяснительная работа с людьми помогает снимать напряжение и вопросы. Не дожидаясь сроков проведения общих собраний, проводим собрания в отдельно взятых домах – так легче советоваться с людьми, анализировать обстановку. И сегодня мне бы хотелось поделиться с коллегами наработками, позволившими выделить ряд проблем, на мой взгляд, носящих системный характер. Что их порождает? Первое: непрозрачность деятельности некоторых КСК. Из-за чего собственники квартир не знают, какие виды услуг входят в РСЖ, их стоимость. В нашем районе, где 60 процентов жилья – 8–16-квартирные дома, РСЖ составляет от 20 до 37 тенге, включая оплату услуг аварийно-технических служб. Целевые в большинстве КСК не повышались более трех лет, сборы за дежурное освещение остались прежние, в то время как оплата за электроэнергию значительно повысилась. Ежегодно повышается минимальная заработная плата, а КСК не имеют возможность поднять зарплату персонала. Отказ от повышения жители объясняют тем, что сомневаются в их целевом использовании. С целью решения данной проблемы предлагаем: разработать и утвердить перечень услуг, стоимость РСЖ (с учетом типа, года постройки домов, а также индекса инфляции); разработать единые формы отчетов председателей КСК, ревизионных комиссий, должностные обязанности АУП. Кроме того, назрела необходимость в доработке публикуемых ежеквартальных отчетов, так как нынче жителям сложно в них разобраться.
– Второе, – продолжила Бибигуль Жунуспаева, – большое количество жалоб поступает на то, что КСК, ссылаясь на отсутствие средств, вместо полноценного ремонта лишь латают дыры. При этом собственники квартир отказываются от сборов на капительный ремонт на том основании, что в законе РК «О жилищных отношениях» это обязательство прописано для кондоминиумов. Поэтому только 21 КСК нашего района собирает на капремонт от 10 до 25 тенге. В отдельных КСК вместо накопления средств на капитальный ремонт жители в соответствии со сметами производят единовременные сборы на конкретный вид капитального ремонта. И в этой связи считаем необходимым внести дополнения в закон – ст. 31, п. 8 – о том, что собрание собственников требуется лишь в случаях превышения установленной нормы 0,02 МРП либо при принятии решения об единовременном сборе на капитальный ремонт отдельных частей дома вместо ежемесячных взносов. Третье: исполнение закона в части открытия текущего и сберегательного счета на каждый дом затруднено из-за стоимости услуг банка (в разных банках от 800 до 2000 тенге). Сводная ведомость, предложенная руководителем ИВЦ, позволит, не открывая счета на каждый дом, отслеживать поступление и движение средств ежемесячно, ежеквартально. Предлагаем внедрить ее для всего города. Четвертое: большой проблемой является задолженность населения. Отдельные горожане не оплачивают услуги около четырех лет. Судебные приказы выносятся, однако исполнение их затруднено. Предлагаем ужесточить требования к неплательщикам, узаконить применение к ним ограничительных мер (арест на недвижимость, автомашину, выезд за пределы РК, получение разрешительных документов и т.д.). Не рассматривать заявления неплательщиков, задолженность которых более трех месяцев. (Чаще всего жалуются злостные неплательщики, которые получают услуги за счет добросовестных соседей.)
В этом месте доклада Жунуспаевой зал взорвался аплодисментами – она затронула самый больной вопрос хозяйственников: как можно работать и что делать без материальных средств?
Докладчик продолжила:
– Пятое: в настоящее время оформление купли-продажи, сдача в аренду, переоборудование квартир проводятся без уведомления органов управления.
Мы порой не знаем, кто проживает в квартирах, на каких основаниях (ЦОНы и департамент юстиции не дают информацию даже по письменному заявлению председателя КСК). Мы просим дать указание соответствующим органам на обязательное согласование данных процедур с КСК. Шестое: из-за низкой активности собственников помещений для принятия решений сложно собрать кворум (2/3 от общего количества собственников) на собрании или провести письменный опрос. Предлагаем рассмотреть возможность делегирования прав старшему по дому, уполномоченному лицу для вынесения решений на собраниях либо предусмотреть возможность голосования через Интернет вместо личного присутствия на собрании, для этого на сайте заранее должны быть размещены отчеты, вопросы и проекты решений. Седьмое: законодательством не предусмотрен контроль за полнотой и своевременностью отчетов правлений КСК перед жителями. Ряд КСК по 2–3 года не проводят отчетные собрания либо проводят формально – без утверждения сметы, штатного расписания, планов работ. В этой связи предлагаем расширить полномочия и штат жилищной инспекции, которая должна проводить проверку:
1) технического состояния домов, выдавать предписания и рекомендации;
2) контролировать своевременность и полноту отчетов КСК перед собственниками;
3) на основании заявлений граждан проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности.
Седьмое: необходима аттестация, заслушивание через общественные организации руководителей КСК. Нужно регулярно проводить обучение не только управленцев КСК, но и сотрудников жилищной инспекции, отделов ЖКХ акиматов.
– Восьмое, – перечисляла Бибигуль Жунуспаева, – в течение ряда лет поднимается вопрос о необходимости оформления кондоминиума на все МЖД. Однако жители не хотят собирать деньги на оформление земельного акта, отказываются подписывать ведомость расчета долей (акт на землю стоит от 30 тысяч тенге). Предлагаем внести изменения в закон о признании всех МЖД объектами кондоминиума. Девятое: понятие «прилегающая территория» в инструктивных документах сформулировано нечетко и по-разному. По актам на землю каждому дому отводится метр от фундамента, в то же время требования по уборке за счет РСЖ распространяются на 10–30 метров вокруг. Особенно сложно дворникам малоэтажных 8–12-квартирных домов. Считаем необходимым в правилах благоустройства города четко определить границы ответственности КСК и собственников жилья. Кроме того, назрела необходимость создать единую службу по уборке придомовой территории, куда бы жители платили деньги напрямую либо по договорам через КСК.
Были и другие предложения, которые приняты на рассмотрение в рабочем порядке.
Аким города отметил наработки турксибцев и предложил на их основе создать рекомендации для распространения передового опыта.
Многие из председателей КСК, участники совещания в кулуарах городского акимата живо обсуждали доклад лучшего, на их взгляд, объединения и предлагали именно на его базе создать городскую ассоциацию.
– В настоящее время в Алматы зарегистрированы и с различной степенью активности действуют несколько подобных организаций, – высказал свое мнение председатель общественного объединения по защите прав потребителей – членов КСК Владимир Пермин. – Однако не все из них стоят на страже интересов потребителей, в основной массе своей существующие ассоциации защищают интересы председателей. Причем делают это за счет средств, собираемых квартировладельцами. То есть за их же деньги борются против них. Этого не должно быть ни в коем случае. Ассоциация «Туран» – вполне подготовленный орган для объединения усилий всех заинтересованных сторон в исполнении тех задач, которые нам ставит аким города. Пусть на ее базе и создается единая городская ассоциация, что совсем не исключает работу подобных организаций в районах и даже в округах.
А как считаете вы? Пишите, звоните – нам дорого мнение горожан.

Василий ШУПЕЙКИН
Тел.: 292-74-08,
8-701-337-45-55