Виды на жительство

Острых проблем в жилищно-коммунальном секторе хватало всегда. Не исключение и сегодняшнее время. Население и территория мегаполиса растут, с одной стороны, обостряется проблема нехватки жилья, с другой – вопрос содержания уже имеющегося жилого фонда


Не случайно аким города Бакытжан Сагинтаев призвал чиновников смотреть на проблемы глазами жителей. Кому, как не им, видны изнутри все проблемы ЖКХ? Но и чиновники Управления жилищной политики не сидят сложа руки.
По каким основным направлениям идет работа в этом ведомстве?
– Первое и важнейшее направление – это обеспечение нуждающихся жильем, – рассказал руководитель управления Бахытжан Акжаров. – Сегодня в очереди состоят 24,5 тысячи семей, нуждающихся в предоставлении жилья. В целях повышения качества и прозрачности оказания госуслуг, исключения коррупционных рисков очередь полностью переведена на портал электронного правительства, что исключило любую возможность манипуляций с ней. Теперь каждый может ежедневно просматривать свою очередь и видеть динамику движения. Внедрена информационная система, позволяющая распределить квартиры в электронном формате, и электронная перерегистрация очередников.
Раньше около 18 тысяч человек для постановки в очередь ежегодно приходили в управление, толпились в очередях, в некоторых случаях приходили повторно. Теперь они могут сделать это на портале e.gov. На постоянной основе ведется инвентаризация очереди для выявления лиц, переставших быть нуждающимися. Таким образом, за последний год с очереди сняты около трех тысяч граждан.
Кроме того, функционирует жилищная комиссия в составе представителей общественного совета, СМИ и гражданского общества, которая принимает итоговое решение по распределению квартир. До конца года планируется завершить автоматизацию услуги приватизации жилья и интеграции баз данных ряда госорганов для дальнейшего упрощения госуслуг.
В целом за три года среди нуждающихся были распределены более девяти тысяч квартир. С начала года – 1520 квартир.
Учитывая значимость проблемы обеспечения жильем отдельных категорий граждан, управлением дополнительно разработаны и реализованы такие городские жилищные программы, как «Алматы жастары», в рамках которой 238 молодых семей получили квартиры под 5%, «Бақытты отбасы» – 280 многодетных семей обеспечены жильем.
22 июля запущена республиканская программа для многодетных, неполных и семей, воспитывающих детей-инвалидов. В текущем году жильем будут обеспечены около 2,5 тысячи семей.
Второе важное направление – это сохранение жилищного фонда. В Алматы он самый крупный, насчитывает 8,4 тысячи многоквартирных домов, которые обслуживают более 900 органов управления. И далеко не все довольны работой этих органов управления. 70% всех поступающих в управление обращений касаются непрозрачной финансово-хозяйственной деятельности КСК, 15% – неудовлетворительной работы председателя и органа управления в целом, 10% – отсутствия ремонта, 5% – ненадлежащей уборки придомовой территории.
В целях повышения прозрачности деятельности КСК открываются раздельные счета на каждый дом. В банках открыто 2,5 тысячи текущих и более трех тысяч сберегательных счетов; изучена правомерность включения в квитанцию отдельных платежей, в результате «Алсеко» и ИВЦ исключили дополнительные расходы, не согласованные с жителями. К примеру, некоторые КСК, показывая низкий тариф РСЖ, основные услуги выводят дополнительными строками в квитанции, хотя согласно законодательству они должны включаться в тариф РСЖ и утверждаться общим собранием.
На основании обращений жильцов с 2018 года проведено 459 внеплановых проверок, вынесено 251 предписание по устранению выявленных нарушений, составлено 96 административных протоколов на 3,8 миллиона тенге. Вместе с тем вопрос персональной ответственности председателя КСК за допущенные нарушения пока остается нерешенным, штрафы оплачиваются из средств жителей.
Особого внимания требуют вопросы сохранения жилищного фонда: из 8444 МЖД более шести тысяч построены более 25 лет назад. Почти тысяча лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет требуют замены.
Да, по закону жители сами обязаны принимать меры по сохранению общего имущества путем накопления денег на капремонт. Однако, учитывая небольшое количество открытых сберегательных счетов, эта работа пока не ведется должным образом. Вместе с тем в городе активно реализуется Программа развития регионов до 2020 года по направлению «Модернизация ЖКХ», в рамках которой жители могут отремонтировать общее имущество на выгодных условиях. Благодаря этой программе в городе уже отремонтировано 529 домов, заменен 641 лифт. В этом году проводится капитальный ремонт еще 160 домов, уже заменено 300 лифтов.
В городе существует проблема с инженерными сетями, не переданными застройщиками на баланс коммунальных предприятий, таких как «АлТС», «АЖК», «Алматы Су». Из-за этого не открываются индивидуальные лицевые счета, выставляются завышенные тарифы, жители отказываются платить, растет задолженность. Акимом города Алматы даны поручения монополистам до конца года принять на баланс города бесхозные инженерные сети.
Чтобы держать руку на пульсе, смотреть глазами жителей, аким города Бакытжан Сагинтаев дал наказ чиновникам отслеживать все обращения горожан в социальных сетях, на различных интернет-ресурсах. Активно помогают алматинцам в решении насущных проблем ЖКХ группа «Дежурный по городу» Facebook, портал Open Almaty, другие страницы и сообщества в интернете.
Вот лишь некоторые вопросы алматинцев и ответы на них чиновников:
ПКСК «Южный»:
– Подвал нашего дома сдают в аренду коммерческим организациям, которые постоянно шумят. Законно ли их вселение, если согласия мы не давали?
Ответ:
Регистрация объекта кондоминиума фактически является юридическим закреплением за собственниками квартир права общей долевой собственности на общее имущество МЖД. Кондоминиум считается образованным с момента ввода в эксплуатацию жилья, и КСК должен соблюдать нормы законов РК.
Айбек Кабаев, проживающий в доме № 23 на улице Розыбакиева:
– В квитанции на оплату коммунальных платежей приходит счет на оплату модернизации лифта. На каком основании, если квартира находится на втором этаже и лифт не обслуживает этот этаж?
Ответ:
– Лифт является частью общего имущества объекта кондоминиума и бремя его содержания несут все жильцы. В связи с чем собственники квартир 1-го и 2-го этажей оплачивают замену лифтового оборудования, как и любые другие расходы на содержание и ремонт общего имущества, на общих для всех собственников основаниях, если иное не предусмотрено соглашением собственников. Жильцы 1-го и 2-го этажей МЖД освобождены от оплаты за пользование лифтом согласно правилам предоставления коммунальных услуг в городе Алматы. Вопрос об освобождении от платы за замену лифта необходимо вынести на повестку дня собрания собственников квартир.
Жильцы дома № 123 микрорайона Айнабулак:
– Жалоба на работу КСК «Дар». В подъездах уже сколько лет нет ремонта! Примите меры, пожалуйста!
Ответ:
– Ремонт своего МЖД можно произвести двумя способами. Первый: в соответствии с действующим законодательством собственниками квартир на капремонт накапливаются средства на сберегательном счете, открытом в банках второго уровня. Расходование денег осуществляется только по решению общего собрания, принятому большинством голосов от общего числа собственников помещений (квартир) данного объекта кондоминиума и закрепленному протоколом собрания. Второй: путем участия в модернизации жилищно-коммунального хозяйства в рамках программы «Развитие регионов до 2020 года». Она позволяет осуществить ремонт на средства государства, которые будут возвращаться жителями в течение 7–15 лет. При этом собственники квартир самостоятельно выбирают виды и объемы работ, проектную и экспертную организации, авторский и технический надзор, согласовывают кандидатуру субподрядной организации. Жители вправе сами контролировать весь ход ремонта, выбирают строительные материалы, подписывают акты выполненных работ и приема-сдачи. Только после подписания жителями этих документов работы считаются принятыми. Подрядные организации предоставляют гарантию на пять лет. Для участия в программе необходимо на общем собрании жильцов дома принять решение об участии в модернизации, а затем передать заявку в ТОО «Алматы тұрғын үй».
Жители дома № 17 микрорайона Жетысу-4:
– Работа председателя ПКСК «Даулет» не устраивает собственников квартир, но добровольно покинуть свой пост он отказывается. Каким образом на законных основаниях можно уволить его?
Ответ:
– В случае если председатель КСК не устраивает жильцов, они могут переизбрать его или поменять КСК. Для этого инициативная группа может организовать общее собрание, уведомив жителей за 10 дней, и на нем рассмотреть данный вопрос. При этом решение считается принятым, если за него проголосовало более двух третей от общего количества собственников. В случае отсутствия кворума – провести поквартирный письменный опрос. Все процедурные моменты указаны в Законе «О жилищных отношениях». Подробная процедура перехода из одного органа управления в другой, передача документации и ответы на др. вопросы прописаны в правилах содержания жилищного фонда. В случае отказа органа управления в передаче правоустанавливающих документов объекта кондоминиума необходимо обращаться в суд, так как споры, вытекающие из жилищных правоотношений, разрешаются судом.
Жители дома № 40 на улице Байсеитовой:
– Как узнать, на что наш КСК расходует средства?
Ответ:
– Финансовую проверку деятельности КСК проводит ревизионная комиссия, созданная из числа жителей, она дает заключение по ежегодному отчету и годовой смете доходов и расходов. Иными словами, финансы КСК проверяют собственники помещений. Также для проверки финансовой деятельности КСК собственники квартир вправе привлечь аудиторскую компанию за счет своих средств. Однако, как показывает практика, ревкомиссии из числа жителей не работают, привлечение независимого аудита – дополнительные расходы для жителей, а у жилищной инспекции отсутствуют полномочия по проверке финансово-хозяйственной деятельности КСК, что в свою очередь вызывает много нареканий со стороны жителей. В этой связи жителям необходимо проявить активность в вопросах управления общим имуществом.
А. Чебакова, жительница дома № 152е на улице Радостовца:
– Как мы можем ознакомиться с отчетами? При неоднократных обращениях в КСК «Елимай» наши обращения игнорируются!
Ответ:
– Вопрос прозрачности деятельности КСК является наиболее актуальным. Ежеквартально на сайте управления публикуются отчеты порядка 400 КСК по 5,5 тысячи домов. В этом году запущен портал «Доступный сервис для жильцов» («е-КСК»), в котором жители могут контролировать и вести мониторинг деятельности своего органа управления в режиме онлайн, отслеживая до 15 видов операций, в том числе расходы и доходы по своему дому, проверка корректности начислений и расчетов, подавать обращения по проблемам ЖКХ, проводить электронные голосования по всем вопросам дома и др. Кроме того, запланирован запуск мобильного приложения. До конца года планируется охватить системой все КСК города.
Жилищная инспекция проверяет органы управления (ПКСК, ПК, КСК, ТОО и т.д.) по проверочному листу, который охватывает 11 пунктов, в которые проверка финансово-хозяйственной деятельности не входит. Для принятия мер просим письменно обращаться в Управление жилищной политики города Алматы по адресу: улица Жарокова, 215, с указанием конкретных фактов и доводов.


Ирина ВАСИЛЬЕВА