Вспомнить всё

Весеннее обновление – отличный повод обновить свою память и отношение к жизни

Героиня одной из российских мыльных опер, пожилая, но очень любвеобильная дама, как-то произнесла сакраментальную фразу: «Дорогая, я выхожу замуж!» и спустя мгновение – «Куда это я выхожу?» Это явление называется «деменция»; проблемы с памятью, к  сожалению, настигают многих в зрелом возрасте. И  лучше начать принимать меры до того, как вам поставят этот неприятный диагноз. Существуют исследования, доказывающие, что на ранней стадии человек может помочь себе с помощью физической и ментальной активности

Результаты исследований: физическая активность против деменции
На международной конференции Ассо­циации болезни Альцгеймера (Alzheimer's Association International Conference) в Вашингтоне были представлены результаты новых рандомизированных контролируемых исследований. На предыдущей конференции уже были зачитаны доклады о том, что частый просмотр телевизора и низкая физическая активность в молодом и среднем возрасте повышают риск обеднения познавательных функций в будущем. Во время другого исследования было изучено влияние физических упражнений на один из физиологических аспектов болезни Альцгеймера. При этом заболевании в головном мозге откладываются тау-клубки, которые образуются из тау-белка. В результате происходит разрушение жизненно важной транспортной системы клеток головного мозга, и тау-белки погибают. Высокие уровни тау-белка в головном мозге связаны с более выраженными симптомами деменции. Многие исследователи пытаются найти способы уменьшить содержание тау-белка, тем самым предотвратив слабоумие и снижение когнитивных способностей. Исследователи из медицинской школы Университета Уэйк Форест (Wake Forest University) провели рандомизированное исследование с участием 65 взрослых людей, ведущих малоподвижный образ жизни и имеющих умеренные когнитивные нарушения. Пациенты из одной группы выполняли аэробные упражнения, другую группу лечили обычными медикаментозными прие­мами.
Спустя шесть месяцев исследователи обнаружили, что у людей из группы, занимавшейся аэробными упражнениями, произошло значимое снижение уровня тау-белка по сравнению с контрольной группой. Аэробные упражнения также улучшили кровообращение в областях мозга, связанных с обработкой информации и памятью, что привело к улучшению внимания, планирования и исполнительной функции. «Эти данные очень важны, так как они показывают, что коррекция образа жизни, в частности, аэробные упражнения, могут повлиять на изменения в головном мозге, вызванные болезнью Альцгеймера, – говорит Лора Бейкер (LauraBaker), автор исследования. – В настоящее время нет утвержденных медикаментозных препаратов, которые могли бы соперничать с этими эффектами».
Познавательные функции улучшились и у пациентов с сосудистыми когнитивными расстройствами.
Во время третьего исследования было изучено, как аэробные упражнения влияют на познавательные способности у пациентов с легкими когнитивными нарушениями. Они вызваны мини-инсультами и считаются второй по значимости причиной деменции после болезни Альцгеймера. Участники исследования были поделены на две группы: в одной проводились аэробные упражнения, а во второй пациенты получали стандартную медицинскую помощь. Рандомизированное исследование продолжалось шесть месяцев, в конце были оценены результаты 62 участников. Ученые отметили, что у пациентов, выполнявших упражнения, произошли значительные улучшения когнитивных функций по сравнению с теми, кто получал обычную медицинскую помощь. У всех участников осуществлялось сканирование мозга в начале и в конце исследования. Его результаты показали, что мозг людей, выполнявших упражнения, был более способен к обучению. Тереза Лю-Амврос (TeresaLiu-Ambrose), автор исследования, говорит:
«Наши результаты должны быть воспроизведены в более крупных и многообразных группах пациентов. Но тот факт, что аэробные упражнения могут улучшить когнитивные функции, дает надежду больным людям. Они могут получить инструмент, который поможет им дольше оставаться трудоспособными и поддерживать качество жизни на достаточно высоком уровне».
Для справки: когнитивные функции – высшие познавательные функции мозга, мышление, память, словарный запас, способность к абстрактному мышлению, творческой переработке информации, запас знаний, интеллект.

Упражнения для стимуляции мозга
Лепка из пластилина или полимерной глины
Лепка из пластилина полезна не только детям от 3 до 5 лет, но и пожилым людям, так как мелкая моторика пальцев стимулирует когнитивные функции мозга. Она улучшает координацию движений, борется с дрожанием рук, в конце концов – развивает творческое мышление. Не стесняйтесь купить пластилин и начать лепить из него, с внуками или без них, не важно. Скатайте большой шарик из пластилина и методом вытягивания формируйте детали объекта, например, чтобы слепить собаку, надо вытянуть из куска пластилина поочередно голову, ноги и хвост животного. Для продвинутых любителей существует такой материал, как полимерная глина. Это пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптур, кукол и др.) и моделирования, затвердевающий при нагревании до температуры 100–130 C° (в зависимости от производителя). Изделия из полимерной глины запекают в домашних условиях в духовке. Из полимерной глины можно делать заколки для волос в виде цветов, брошки, самодельные серьги и другую бижутерию. Занятие очень увлекательное, кроме проработки мелкой моторики пальцев доставляет большое эстетическое удовольствие.
Компьютерные игры и CogniFit
Мы стараемся оградить детей и подростков от чрезмерной увлеченности компьютерными играми, а они, как ни странно, помогают пожилым людям сохранить хорошую реакцию, адекватное пространственное восприятие. Есть свидетельства английских бабушек и дедушек, принимавших участие в эксперименте, о том, что взаимодействие с игровой приставкой вернуло им остроту восприятия и дало новый стимул для освоения техники.
Есть специальная программа, разработанная для тренировки когнитивной оценки и стимуляции мозга, она называется CogniFit. Программа состоит из серии веселых научных игр, разработанных на основе клинических исследований, в которые можно играть онлайн, нужно только помочь своим старшим родственникам зарегистрироваться в CogniFit. Когнитивная стимуляция от CogniFit – это немедикаментозная терапия, которая чаще всего используется в случаях легких когнитивных нарушений, связанных с болезнью Альцгеймера или деменцией на ранней стадии. Технология CogniFit стандартизирована и подтверждена научным сообществом. Программа фокусируется на пластичности мозга – это способность мозга создавать новые нейронные связи, восстанавливаться и реструктурироваться, что позволяет замедлить прогрессирование заболевания и сохранить на более долгий срок когнитивные способности человека. Таким образом, CogniFit улучшает качество нашей жизни. Эта программа может быть интересна для людей любого возраста, так как располагает большим набором функций (борьба с бессонницей или депрессией, развитие внимания за рулем и т. д.). Она доступна с любого устройства.

 

Комплекс физических упражнений для улучшения функций мозга

24 002

Равновесие
1. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Приподнимаемся на носочках, насколько это возможно, и делаем небольшие покачивания из стороны в сторону.
2. Закрываем глаза и продолжаем покачиваться.
3. Вытягиваем обе руки вперед на уровень груди, не открывая глаз. Продолжаем покачивания.
4. Разводим руки в стороны. Стоя на носочках, также покачиваемся вправо-влево с закрытыми глазами.
5. Меняем положение рук: правую руку сгибаем в локте и вытягиваем вперед на уровень груди, левая продолжает оставаться в горизонтальном положении.
6. Теперь левая рука сгибается в локте и выдвигается вперед на уровень груди, а правая возвращается в горизонтальное положение. Глаза закрыты, мы стоим на носочках. При этом наш мозг начинает интенсивно работать, стремясь сохранить равновесие.
7. Опускаем руки, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза.
Перекрёстные движения
1. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Соединяем локоть с одноименным коленом: правый локоть с правым коленом, затем левый локоть с левым коленом. Делаем 6 повторений.
2. Соединяем правый локоть с левым коленом, при этом плечо тоже стремится в этом направлении. Затем левый локоть с правым коленом. Повторяем упражнение 6 раз.
3. Чередуем наклоны: левый локоть с левым коленом, левый локоть с правым коленом; правый локоть с правым коленом, правый локоть с левым коленом. Делаем 6 повторений.
4. Заканчиваем ходьбой на месте с высоким поднятием ноги 6 раз.
Упражнение «Диско»
1. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Вытягиваем правую руку вверх и в сторону, одновременно отшагиваем правой ногой. Возвращаемся в исходное положение. Повторяем 4 раза.
2. Вытягиваем левую руку, одновременно отшагиваем левой ногой. Повторяем 4 раза.
3. Вытягиваем правую руку, одновременно отшагиваем левой ногой. Повторяем 4 раза.
4. Вытягиваем левую руку, одновременно отшагиваем правой ногой. Повторяем 4 раза.
5. Соединяем движения: вытягиваем правую руку, отшагивая правой ногой, затем левую руку, отшагивая левой ногой, и перекрестные движения.
6. Заканчиваем ходьбой на месте с высоким поднятием ноги 6 раз.
Упражнение «Лыжник»
1. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Имитируем движения лыжника сначала одноименной рукой и ногой. Вытягиваем правую руку вперед, правую ногу одновременно отставляем назад. Повторяем 4 раза.
2. Вытягиваем левую руку вперед, левую ногу одновременно отставляем назад. Повторяем 4 раза.
3. Теперь сделаем движения разноименной рукой и ногой: вытягиваем правую руку «с лыжной палкой» вперед, левую ногу одновременно отставляем назад. Повторяем 4  раза.
4. Вытягиваем левую руку «с лыжной палкой» вперед, правую ногу одновременно отставляем назад. Повторяем 4 раза.
5. Соединяем движения. Одноименные 2  раза, затем разноименные тоже 2 раза.
6. Заканчиваем ходьбой на месте с высоким поднятием ноги 6 раз.
Упражнение «Коленца»
1. Исходное положение: ноги на ширине плеч. Соединяем ладонь правой руки с пяткой левой ноги, получается похоже на движение танца. Повторяем 4 раза.
2. Теперь соединяем ладонь левой руки с пяткой правой ноги. Все это мы делали впереди туловища. Повторяем 4 раза.
3. Следующее упражнение похоже на предыдущее, только коленца мы делаем назад. Соединяем ладонь правой руки с пяткой левой ноги. Повторяем 4 раза.
4. Теперь соединяем ладонь левой руки с пяткой правой ноги. Повторяем 4 раза.
5. Соединяем «коленца» спереди с «коленцами» сзади, на каждое упражнение по 4  раза.
6. Заканчиваем ходьбой на месте с высоким поднятием ноги 6 раз.
Материалы подготовила
Ольга АКСЮТИНА