«10 дней», которые потрясли Алма-Ату

40 лет назад Театр на Таганке вместе с Владимиром Высоцким гастролировал в нашем городе

12 0001

Для гастролей был предоставлен в то время крупнейший зал страны – дворец имени Ленина – ныне Дворец Республики.

12 0002
Гвоздем программы был спектакль «10 дней, которые потрясли мир» по Джону Риду. В этом спектакле играл Владимир Высоцкий.
Новаторство постановки заключалось в том, что режиссер театра Юрий Любимов задействовал не только сцену, но и фойе, и прилегающую к зданию дворца территорию. А потому билеты на спектакль были раскуплены заранее.
Алматинский музыковед Анатолий Кельберг во время лектория, посвященного творчеству Владимира Высоцкого, делился впечатлениями об этом спектакле.
Уже на подходе к зданию дворца стояли актеры в бушлатах, корешки от билетов они накалывали на штык.
Владимир Высоцкий и другие актеры в образах матросов, окруженные зрителями, пели революционные частушки. Таким образом создавалась атмосфера Петрограда в октябре 1917 года.
О том, как готовился газетный материал о гастролях Таганки, вспоминает фотожурналист «Вечерки» Вячеслав Каморский:
«После утренней планерки ко мне подошел корреспондент отдела искусства и литературы Евгений Гусляров и попросил сфотографировать кого-то из артистов Таганки».
В гримерной корреспондентов встретил невысокий крепкий парень. Назвался Владимиром. В то время по внешности Высоцкого знали немногие, но когда Владимир заговорил, сомнений никаких не возникло – пред ними был бард, песни которого на бобинах хранились практически в каждом доме.
На просьбу об интервью Высоцкий иронично улыбнулся.
«Ребята, за месяц гастролей по Средней Азии я давал интервью раз пять. Результат нулевой. Ни одной публикации. Так что мне не жалко, давайте поговорим, но это дохлый, я скажу вам сразу, номер», – произнес он.
В итоге актер проговорил с журналистами два часа.
А потом они вместе пошли обедать.
В столовой Высоцкий заказал манты. Из солидарности его спутники сделали то же.
«Вскрыв вилкой одну манту, я про себя чертыхнулся, увидев содержимое, − много вареного лука и самую малость мяса. Собрался было возмутиться и ругнуться, но Володя меня опередил, заказав еще одну порцию», – поделился воспоминаниями Вячеслав Каморский.
Радость от встречи с актером чередовалась с тревожным чувством, что материал не напечатают.
Авторы материала пошли просить о публикации руководство.
«Мы рухнули на колени и поползли, протягивая двести строк текста с фотографиями. И статью опубликовали!» – вспоминает Вячеслав Каморский.
Таким образом, «Вечерка» стала одной из немногих газет в СССР, где не побоялись дать материал о Высоцком.
Молва повествует о том, как художественный руководитель театра Юрий Любимов ходил по алма-атинским магазинам бытовой техники. Его трехцветный фонарь перед репетицией вышел из строя.
Дело в том, что это нехитрое оборудование режиссер использовал на репетициях.
Белый цвет сигнализировал о том, что Любимов чем-то недоволен, зеленый – все идет хорошо, а красный – все очень скверно.
В конце концов фонарь был найден в магазине «Тысяча мелочей». Любимов посмотрел на вывеску и сыронирзировал: «В театре мелочей не бывает».
«Я не знаю, какой цвет был на репетициях в Алма-Ате, но новаторские методы Любимова потрясли зрителей, во время гастролей наш город буквально жил Таганкой и Владимиром Высоцким», – вспоминал Анатолий Кельберг.
Юрий КАШТЕЛЮК