85 лет... играючи

Государственный академический русский театр драмы имени М. Ю. Лермонтова представил юбилейный капустник

7 002

Михаил Лермонтов с гусарским темпераментом выражает чувство преданности театральному занавесу, а сам театр превращается в человека и приветствует зрителей. Так начинается капустник, посвященный 85-му сезону прославленного коллектива.
Основная идея капустника «Театр. Начало» – с юмором рассказать о том, как зарождалось театральное искусство, показать закулисье – репетиционный процесс. В числе персонажей – герои классических пьес и детских утренников, а также много других узнаваемых поклонниками театрального искусства персонажей. История коллектива становится косвенной сюжетной линией капустника, тем не менее она как бы невзначай сопровождает зрителей повсеместно на всем театральном пространстве. Так, в фойе второго этажа действует выставка, посвященная людям театра и самым знаковым спектаклям коллектива. Это постоянная экспозиция, но она органично вплетается в сюжетную канву юбилейного капустника. Здесь можно увидеть портреты актеров и режиссеров, работавших в театре в разные исторические периоды, отдельная витрина посвящена основателям театра – режиссеру Юрию Рутковскому и его супруге, актрисе Елизавете Пржибыльской, выступавшей под сценическим псевдонимом Кручинина.
На городской тумбе, создающей атмосферу ретро, развешаны старые афиши. К слову, уже в первые годы своего существования, театр сформировал серьезный репертуар. Ставились классические пьесы, в их числе «Три сестры» Антона Чехова, «Последняя жертва» Александра Островского, «Собака на сене» Лопе де Вега, а также и современная драматургия того времени – «После бала» Николая Погодина, «Чапаев» Анны Стешенко-Фурмановой, «Соло на флейте» Ивана Микитенко, другие произведения.

7 003


По сюжету капустника с юбилеем труппу Лермонтовки поздравляют казахстанские театры. В их числе Казахский государственный академический театр драмы имени М. Ауэзова, Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац. С этими коллективами тесно связана история основания и творческого расцвета Лермонтовского театра. Так, в начале 1930-х именно с легкой руки одного из создателей казахского драматического искусства Жумата Шанина театральная передвижка Юрия Рутковского осела в Алма-Ате. Тогда по поручению правительства Казахстана Шанин искал коллектив, который смог бы стать ядром стационарного русского театра драмы. После просмотра работ передвижки Рутковского он сказал: «Вот она, основа для будущего театра».
С тех пор казахский и русский театры стали «дружить домами» – режиссеры Театра имени Ауэзова ставили спектакли на сцене Лермонтовки, а постановщики из русского театра работали над спектаклями в казахском театре драмы, творческий обмен способствовал формированию и развитию уникальной казахстанской театральной эстетики.
Что же касается ТЮЗа имени Наталии Сац, то и его судьба переплетена с Лермонтовкой. Так сложилось, что в театре для детей и юношества начинали свой путь в искусство будущие звезды театра драмы имени Лермонтова. Так, народный артист РК Юрий Померанцев был в числе воспитанников основательницы ТЮЗа Наталии Сац. Находя в Померанцеве некоторое сходство с актерским темпераментом Николая Черкасова, она возлагала на него большие творческие надежды – и не ошиблась: сегодня отечественное театральное и киноискусство невозможно представить без Юрия Борисовича Померанцева. Школу ТЮЗа прошли многие ныне известные творческие личности самого крупного в республике русского театра, в их числе нынешний художественный руководитель Театра имени Лермонтова народный артист РК Рубен Андриасян, актер и режиссер, автор юбилейного капустника, заслуженный артист РК Дмитрий Скирта. Воспитанник тюзовского режиссера-новатора Бориса Преображенского, на стыке 1990-х и 2000-х он ярко заявил о себе как одаренный драматический артист, а впоследствии и режиссер. Поставленный на сцене ТЮЗа спектакль «Гарольд и Мод» по пьесе Колина Хиггинса, ставший одним из его первых режиссерских опытов, до сих пор с аншлагами идет на камерной сцене ТЮЗа.
По сценарию капустника Театр имени Лермонтова наряду с крупными академическими коллективами приходят поздравлять и камерные театры. И здесь также речь идет о примерах творческого товарищества. Так, у Театра имени Лермонтова происходит плодотворное творческое общение с театром «АRTиШОК». В интервью «Вечерке» Рубен Андриасян не раз высказывал свою положительную оценку новаторских идей этого коллектива.
В театральном капустнике принимают участие практически все члены труппы, незримо присутствуют и те, кого уже нет, их фотографии появляются на экране. В их числе народные артисты СССР Валентина Харламова и Евгений Диордиев, недавно ушедший из жизни заслуженный артист Казахстана Владимир Толоконников. Эти и другие актеры своим творческим дарованием прославили отечественное театральное искусство далеко за пределами страны.
Юбилейный театральный капустник длится чуть более полутора часов без перерыва и смотрится на одном дыхании. В отличие от многих современных капустников это полноценный спектакль, повествующий о преданном и самозабвенном служении людей театра большому искусству.

7 001
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото из архива газеты «Вечерний Алматы» и предоставлено ГАРТД имени М. Ю. Лермонтова