Афиши заговорили

В ходе творческого вечера «Ночь в опере», посвященного Международному дню театра, алматинцы познакомились с историей ГАТОБ имени Абая

7 002

Экскурсия по музейной экспозиции, а также демонстрация документальных фильмов, посвященных знаковым событиям и личностям в истории Театра оперы и балета республики, стали одними из центральных событий вечера в ГАТОБ, посвященного Международному дню театра.

7 003

Директор ГАТОБ имени Абая заслуженный деятель РК Ая Калиева рассказала, что театр проводит большую работу по изучению исторического наследия оперного и балетного искусства страны. Хронологию постановок, составивших гордость ГАТОБ, зрители могут изучить по афишам и эскизам к декорациям, которым посвящен большой раздел музейной экспозиции.

7 004


Среди имен сценографов, композиторов, артистов оперы и балета можно увидеть много знаменитых, в их числе представители Санкт-Петербурга. Это вполне закономерно, так как в 1930-х годах Северная Пальмира взяла шефство над искусством Казахстана, переживавшим в то время период становления и стремительного развития. Более того, вдохновением для архитекторов, создававших здание для алматинского театра, послужила знаменитая Александринка. Это здание распахнуло двери для поклонников оперного и балетного искусства в 1941 году, однако театр существовал уже практически семь лет, и в нем состоялись многие яркие постановки.
Ретроспективу рекламных плакатов спектаклей открывает афиша на латинице, анонсирующая премьеру первого казахского балета «Калкаман и Мамыр». Балет был создан в 1938 году по одноименной поэме Шакарима Кудайбердыева на основе народной легенды. Либретто написал Мухтар Ауэзов. Для постановки спектакля были приглашены молодой композитор Василий Великанов из Питера и балетмейстер Леонид Жуков из Большого театра СССР. Оформлял балет действительный член АН художеств СССР, известный художник-пейзажист, казах по происхождению Урал Тансыкбаев, живший в Узбекистане.
Великанов использовал богатый казахский музыкальный фольклор для сцен лирического и драматического содержания, каждый музыкальный образ раскрывал психологию персонажей балета. Например, для образа главной героини Мамыр были подобраны лирические народные песни «Гайни», «Женгешей», «Уридайсаулем», «Жетиарал».
В роли Мамыр выступила Шара Жиенкулова, первая танцовщица казахского балета, народная артистка Казахстана. Она не владела основами классического балета, была народницей, вместе с тем неповторимыми пластическими движениями артистка смогла передать в танце лиризм и драматизм образа Мамыр. Премьера состоялась 24 июня 1938 года.
Еще одна раритетная афиша анонсирует премьеру балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Именно с него началось формирование балетной труппы нынешнего ГАТОБ. Балетмейстером постановки был все тот же Леонид Жуков. К слову, он досконально знал нюансы профессии, как танцовщик обладал изящной и выразительной пластикой, в совершенстве владел техникой жеста. В алма-атинской постановке он исполнил испанский танец. Партию Зигфрида танцевал питерец, ученик Агриппины Вагановой Александр Селезнев. Первой балериной, воплотившей образ главной героини спектакля, заколдованной злыми чарами девушки-лебедя Одетты и коварной Одиллии, стала прима-балерина театра Зоя Плужникова, приехавшая из Ленинграда. Декорации к балету создавал русский и советский художник, знаток истории костюма, также уроженец Питера и сын последнего директора императорских театров Владимира Теляковского Всеволод Теляковский, в музее ГАТОБ можно познакомиться с эскизами его декораций.
Премьера широко освещалась в прессе того времени, о ней писала первая городская газета, предшественница «Вечерки» «Социалистическая Алма-Ата».
Целая серия афиш ГАТОБ посвящена одному из символов казахстанского оперного искусства – спектаклю «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди на либретто Мухтара Ауэзова. Впервые опера была поставлена 24 декабря 1944 года на сцене ГАТОБ, накануне 100-летия со дня рождения великого Абая. Первый исполнитель роли Абая – Ришат Абдуллин, в числе других прославленных исполнителей были Ермек Серкебаев, Гафиз Есимов. Партию Ажар исполняли Куляш Байсеитова, Шара Бейсекова, Роза Джаманова; Айдара – Байгали Досымжанов, Нариман Каражигитов, Алибек Днишев.
В 1958 году опера была показана в Москве.
В фильме об истории постановки оперы «Абай», показанном в ходе творческой программы «Ночь в опере», народный артист СССР Ермек Серкебаев рассуждает о заглавной партии:
– Это наша классика, произведение искусства, повествующее об очень глубоком и многогранном человеке, поэте, философе, гуманисте. Поэтому для воплощения этого образа нужно было изучать много материала, подойти к репетициям зрелым артистом, и когда произошло погружение в образ, эта работа доставила огромное наслаждение от соприкосновения с великой личностью и великой музыкой.
Продолжают серию раритетов эскизы к спектаклям, выполненные последним представителем русского авангарда, художником и сценографом Сергеем Калмыковым. В 1935 году он приехал в Алма-Ату по приглашению автора первой казахской оперы «Кыз Жибек» Евгения Брусиловского. Он проработал в театре до выхода на пенсию в 1962 году и создал большое количество театральных декораций и иллюстраций к постановкам.
Наряду с посещением музейной экспозиции ГАТОБ гости мероприятия «Ночь в опере» смогли стать участниками экскурсии по театру. Апофеозом праздничной программы стало концертное исполнение оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан», в которой приняли участие ведущие солисты ГАТОБ.
День театра завершился, однако экскурсии в театр продолжаются, их в рамках программы абонемента проводит балетный критик, лауреат премии «ТЭФИ-Содружество» Флюра Мусина.

7 001
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА