Актуальный реализм

Художники из Санкт-Петербурга представят свои работы в Государственном музее искусств имени Кастеева

32 002

Выставка произведений Екатерины и Константина Грачевых откроется в конце марта. В экспозиции под названием «Актуальный реализм» будет представлено около 60 живописных и графических произведений.
Работы мужа и жены в целом очень разные, как отмечает искусствовед и куратор выставки Мария Копелиович. Константин Грачев многолик в творческих проявлениях: ему подвластны все жанры живописи, проявления человеческих эмоций и вся базовая конструкция картины, состоящая из композиции, рисунка, колорита, образа.

32 003

– В пейзажах и натюрмортах, представленных в экспозиции, всегда можно найти некий особый смысл, а стилеобразующая динамика создает ту емкую атмосферу, которая захватывает, полностью подчиняя себе, – говорит Мария Копелиович. – Автор заставляет работать сознание и тогда, когда пишет натюрморт со спелым арбузом, назвав его «Смерть арбуза». Горизонтально вытянутая композиция ассоциируется с саркофагом, а сюжет с библейской легендой – «Усекновение головы Иоанна Крестителя». На большом белом блюде лежит «голова» арбуза и рядом длинный нож, совершивший «действо». Символика соседства красного и черного цветов читается как смерть, траур, кровь, война. Колористическое звучание картины придает холсту необычайную выразительность и эмоциональность, заставляя нас вбирать в себя библейскую мудрость. Произведения Константина необыкновенно романтичны, мажорно гармоничны, выразительно трагичны. Они принуждают нас видеть, слышать, чувствовать.
Что касается Екатерины Грачевой, то, по мнению искусствоведа, она совмещает в своих работах портрет, городской пейзаж и жанровую картину.
Отрабатывая свои клише и по-разному сочетая их, Екатерина создает собственный язык в живописи, позволяющий ей говорить о вещах, незримых для глаза, но абсолютно реальных для современного человека. Это отчужденность и одиночество, проблемы самовосприятия и ощущения жизни как сна и потока повторяющихся образов. В то же время художница не спекулирует на благодатной теме внутреннего мира и не стремится эпатировать зрителя абсурдными образами и конструкциями. Так отзываются о ее творчестве сотрудники музея современного искусства России «Эрарта». Они отмечают, что если у Константина в некоторых работах звучит набат, то Екатерина, как правило, «говорит» тихо, порой шепотом, но она также ярко и мудро выражает библейские идеи. Ее «Благовещение», повествующее о благой вести архангела Гавриила, своевременно и актуально. Героиня стоит у ниши в храме, где открыто крошечное окошко, но в нем вместо святого изображения Богоматери – глухая стена. Очевидно, здесь есть, над чем подумать.
Совместный проект двух художников прежде всего представляет идею торжества профессионализма, красоты и смысловой наполненности экспонируемых произведений.
Вернисаж выставки состоится 30 марта в 18.00.

32 001
Елена СОКОЛОВА
Фото предоставлены Государственным музеем искусств имени Кастеева