Ангел за роялем

Живопись, скульптура и музыка

9 002

Сегодня в арт-галерее «Белый рояль» состоится финисаж выставки «Блуждающий ангел», в которой соединены разные виды искусства – живопись, скульптура и музыка: творчество алматинских художников Лилии Поздняковой и Георгия Ли и автора музыкальных зарисовок Тамары Цитцер из Германии.

9 001

Тамара Цитцер окончила музыкальное отделение педагогического училища в Иссыке, работала учителем музыки в школе и музыкальным руководителем в детском саду. Одновременно училась на заочном отделении в Талды-Курганском пединституте. В 1994 году семья Тамары Цитцер переехала в Германию, где она продолжила свое профессиональное развитие.
Все эти годы Тамара сочиняла музыку, но относилась к этому увлечению не совсем серьезно: иногда успевала записать ноты какого-нибудь фрагмента, пришедшего в голову, но не доводила дело до конца.
– В феврале прошлого года я чисто по-дружески отправила своей родственнице Лилие Поздняковой по WhatsApp маленькую пьесу, а она говорит: «Надо же, как здорово! Тебе надо писать музыку и показывать ее людям. Давай, я буду писать картины на твою музыку и мы сделаем совместный проект». Так я собрала 15 пьес, которые мы записали с пианисткой – графиней Ириной-Катариной Варкентин и выпустили на диске. У меня их намного больше, но не хватило времени все обрабатывать, – рассказывает Тамара.
Эти диски с лирическими настроенческими музыкальными зарисовками и стильно оформленные каталоги с нотами этих произведений и фотографиями живописных работ Лилии Поздняковой и Георгия Ли были презентованы на открытии выставки «Блуждающий ангел».
Название экспозиции дали одна из пьес Тамары и скульптура Лилии Поздняковой – две сросшиеся спинами человеческие фигуры, сидящие на полу, которые олицетворяют раздвоение души.
– Скульптура «Блуждающий ангел» – это раздвоенная личность, – поясняет автор, – душа, которая смотрит в противоположные стороны. Изначально мы созданы единым целым, затем божественное начало в нас разделяется, и одна половина души иногда требует гармонии и рвется к божественному, высокому, а другая половина очень земная, прагматичная.
Для своей работы на столь высокую тему Лилия, как обычно, использовала подручные материалы, которые большинство людей выбрасывают на помойку. Картонным кареткам для яиц она подарила вторую жизнь.
Вторая скульптура – дирижера – это тоже папье-маше, но уже из газет.
Лучезарный портрет «Радуга» (где изображена Лилина мама) был написан под одноименную музыкальную пьесу Тамары Цитцер, «Сали» (как выяснилось, это имя бездомного бродяги, встреченного Лилией Поздняковой в Турции) – под «Новый день».
У Георгия Ли тоже можно встретить бомжей, отмечающих Старый Новый год. О них можно сказать, что их появление навеяно как «Новым днем», так и «Блуждающим ангелом». К последнему также относится «Дурдом» Георгия, где в приемном отделении заведения врачи и санитары окружили пациента, вырывающегося из смирительной рубашки.
– Георгий к нам присоединился чуть позже, – говорит Лилия. – На мой взгляд, он был просто необходим, потому что его работы – это как некий диссонанс в сладенькую гармоничную картинку. У нас ведь выставка «Блуждающий ангел», а этот ангел ходит по земле, ищет, он в поиске... А музыка, я считаю, абсолютно соответствует картинам Георгия, потому что она как божество над человечеством. У меня в основном изображены люди, которые гармонизировались в какой-то степени и уже понимают свой путь. А у Георгия – это человечество, которое еще борется за свою гармонию.
– Когда Лиля пригласила меня в этот проект, мне стало интересно, потому что тема связана с музыкой. У художника, когда он пишет картину, в голове всегда звучит какой-то музыкальный ритм. Вот этот «Дурдом» писался под «Блуждающего ангела», потому что блаженные, они как ангелы. «Вальс» я писал, соответственно, под вальсы Тамары. Картина «Как молоды мы были» связана с ее «Воспоминаниями», «Последнее рандеву» – с «Разлукой» и так далее.
Следует отметить, что выставка «Блуждающий ангел» хорошо вписалась в пространство арт-галереи с музыкальным названием «Белый рояль», где нередко проводятся концерты. В рамках этого проекта проходили поэтический вечер, мастер-класс по портрету, беседа о творчестве, а в день закрытия экспозиции, 14 апреля, с 15.00 до 19.00 зрителей ждет финисаж, в рамках которого авторы дадут мастер-класс по акварели. Они познакомят всех желающих с тремя методиками: традиционной, вальдорфской и авторской. С собой следует принести три листа формата А3 (подойдут акварельные, чертежные и полуватман), акварельные краски и большую кисть. Вход свободный. Адрес: пр. Абая,
д. 150/230, угол ул. Тургута Озала, ЖК «Гаухартас». Телефон +7 (727) 393-35-06.
Индира САТБАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА