Большая опера

В новой постановке ГАТОБ имени Абая объединили два одноактных спектакля – «Паяцы» и «Сельскую честь»

7 001

«Паяцы» Руджеро Леонкавалло и «Сельская честь» Пьетро Масканьи входят в число популярной классики. Мелодичные партитуры, наполненные лиризмом и драматизмом арии делают спектакли украшением репертуаров оперных трупп.
В ГАТОБ имени Абая над спектаклем работала итальянская команда. Постановщиком выступил Лоренцо Мариани, сценографом и художником по костюмам – Вильям Орланди, художником по свету – Роберто Вентури. Казахстанский режиссер, руководитель оперной труппы Ляйлим Имангазина, к слову, стажировавшаяся в Италии, стала ассистентом постановщика.
Осенью, в начале сезона, когда театр анонсировал будущие премьеры, Ляйлим Имангазина отметила, что наряду с первоклассной музыкой спектакли насыщены сюжетными коллизиями и это предоставляет режиссеру широкое поле для воплощения собственных идей, тем более что у Имангазиной таких идей много. Поклонники оперы, следящие за репертуаром ГАТОБ, уже могли в этом убедиться на примере спектаклей «Кармен» Жоржа Бизе и «Золушка» Джоаккино Россини, поставленных ГАТОБ в предыдущие сезоны. В первом случае режиссер поместила героев в современные декорации, а в постановке комической оперы Россини предстало торжество эклектики, смешение времен и эпох, парики и самокаты.
Здесь уместно отметить, что такой постановочный тренд сегодня популярен в Европе, а в числе трех театров оперы и балета Казахстана ГАТОБ стал первым коллективом, применившим в своих спектаклях современные режиссерские тенденции.
Вот и в постановке опер «Паяцы» и «Сельская честь» ГАТОБ не изменил себе. Помимо того что две одноактные оперы были объединены в один двухчасовой спектакль, итальянский режиссер с казахстанским ассистентом поместили героев в декорации военного времени минувшего века. Патриархальность глубинки символизировали вьючные животные, а военную эпоху – американский армейский автомобиль «Виллис». И на фоне всего этого действие разыгрывали персонажи в костюме паяцев. Такая стилистика чем-то напоминала итальянский площадной театр, стилистику комедии дель арте.
В спектакле задействованы как именитые, так и молодые артисты.
В опере «Паяцы» в разных составах партию Канио исполняют Балуан Беркенов, приглашенный артист – солист Туркестанского областного театра оперы и балета Бегзот Садыков. Образ Недды воплотили заслуженный деятель РК Джамиля Баспакова, Зарина Алтынбаева, Анастасия Кожухарова.
Партию Сантуцци в разных составах исполняют заслуженные деятели РК Гульзат Даурбаева, Дина Дютмагамбетова, Балапан Жубаева, а также Надия Наденова.
В преддверии премьеры на своей странице в Facebook Анастасия Кожухарова рассказывала о том, как проходит репетиционный процесс. В выложенном ей видео режиссер репетировал с артистами, побуждал солистов не только исполнять вокальные партии, но и проживать их, репетировал не только драматические, но и хореографические эпизоды.
Анастасия Кожухарова охарактеризовала спектакль «Паяцы» так: «Для меня главный герой данной оперы – нелюбовь».
– Человек, живущий в нелюбви, разрушается, – высказала она свое мнение в Facebook.
Но вместе с тем это спектакль и о любви, которая несет не только радость, но и боль.
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото из архива Анастасии КОЖУХАРОВОЙ