Чай по-казахски

В Центральном государственном музее представили коллекцию самоваров и рассказали о чайных традициях нашей страны

7 001

Онлайн-экспозиция сформирована из раритетов, созданных мастерами в позапрошлом столетии и начале XX века. Появление в степи самоваров связано с зарождением культуры чаепития и традицией приглашать за дастархан гостей и вести беседы.
Культура чаепития в степи начала зарождаться во времена Великого шелкового пути, когда, передвигаясь с караванами, торговцы везли с Востока на Запад ценный и дорогой товар – китайский чай.
Правда, в тот период чаепитие являлось привилегией знати и не было доступно большинству людей.
Всеобщее признание напиток получил в начале XIX века. Это был период, связанный с развитием капитализма, активизацией торговых связей, расширением коммерческих взаимоотношений с Китаем. Демократичный напиток стремительно приобретал народный характер.
В степи полюбили чай с молоком, именно его принято называть традиционным казахским чаем, а к дастархану подаются популярные в народе угощения, в их числе иримшик, баурсаки, шелпеки.
Гостю принято наливать неполную пиалу – это давний обычай, имеющий как обрядовое, так и сугубо практическое значение: когда хозяева доливают гостю в пиалу чай еще и еще, он ощущает заботу, кроме того, в неполной пиале чай остывает быстрее, и гость может его пить, не боясь обжечься и наслаждаясь чайным ароматом.
Вместе с ростом популярности напитка начала развиваться культура чаепития, и здесь без самоваров было не обойтись.
Если открыть газеты начала минувшего столетия, например «Семиреченские областные ведомости», выходившие в Верном, то можно увидеть большое количество рекламы чая, чайных сервизов, самоваров. Публиковали подобную рекламу известные в Семиречье торговые династии, в их числе Шахворостовы и Пугасовы.

7 002


Самовары были одним из самых популярных товаров на ярмарках, их выбор зависел от размеров кошелька. Но в любом случае покупатели старались выбирать самовар покрупнее, ведь по чайному достархану можно было судить о достатке в юрте.
Самовар был не только домашней утварью – он выполнял социальную функцию. В одном из российских архивов сохранился рассказ об интеграционной роли самовара. Как-то в Петербурге произошла беседа князя Михаила Воронцова, прибывшего с Кавказа, с купцом Василием Кокоревым.
Князь, которому приходилось решать миротворческие задачи, настаивал на том, что чаепитие с пышным самоваром прекрасно служит делу мира и согласия.
«На западной границе мы сходимся с соседями на пиве, а на восточной – всегда на самоваре, который в Азии любят до такой степени, что при появлении самовара забывают о спорах, чтоб рассиживать долго и пить чаю много, ведя в это время разные беседы», – делился князь.
До нас дошла старинная легенда о том, как недоброжелатели украли самовар у волостного судьи. Таким образом они хотели отомстить за строгий приговор, который он вынес их родственнику. Узнав о пропаже, судья очень затосковал: самовар был его любимой вещью. Судья перестал исполнять свои обязанности, началась неразбериха. Раздор пришел и в дома недоброжелателей судьи, укравших самовар. Поняв, в чем причина, под покровом ночи они вернули вещь хозяину. Увидев свой любимый самовар, судья так обрадовался, что организовал праздник, наливая людям чай из своего любимого самовара. Так в волости вновь воцарилось согласие.
Уважал чай и знаменитый военный губернатор Семиреченской области Герасим Колпаковский. Все знали: если утром он собирается с семьей за столом с большим самоваром, то день пройдет хорошо.
Экспозиция Центрального государственного музея представляет 50 самоваров. Между тем коллекция уникальна не только количеством экспонатов, но и их разнообразием. В экспозиции представлены самовары XIX–XX вв. практически любой формы – от «вазы» и «шара» до «рюмки» и «цилиндра». Все они созданы различными мастерами и фабриками. Материалы, из которых изготовлены самовары, также разнообразны: медь, латунь, бронза плюс необычные украшения из кости и дерева.
Среди всех выделяется самовар с фабричной маркой торгового дома братьев Шемариных вместимостью до 30 литров. Наиболее ценными экспонатами коллекции являются самовар 1825 года выпуска, а также самовар, купленный на Каркаралинской ярмарке в 1926 году.
Кроме того, здесь демонстрируются сервизы, столовые приборы и другая продукция фарфоровых заводов Казахстана.

7 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлены ЦГМ РК