Дело рук

В Алматы прошел первый международный конкурс дирижеров

6 001

С 10 по 15 сентября в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан прошел І Алматинский международный конкурс оперно-симфонических дирижеров. Уже по результатам предварительного отбора можно было говорить, что конкурс вызвал большой интерес в мировом музыкальном сообществе – жюри рассмотрело 140 заявок из 32 стран. Главных призов конкурса также были удостоены музыканты из разных стран мира, включая Казахстан.

6 002


Подробнее о конкурсе мы поговорили с директором филармонии заслуженным деятелем РК Аскаром Бурибаевым.
– Как и когда родилась идея проведения конкурса дирижеров?
– Идея конкурса родилась больше года назад. Ко мне обратился руководитель большого европейского агентства Classics Management Budapest профессор Давиде Чикетти, импресарио, организатор конкурсов, концертов. Ему было интересно посмотреть на Алматы как на культурный центр. Его желание вполне объяснимо: в последнее время Казахстан стал уверенно заявлять о себе в Европе как страна с высокой классической культурой. С успехом выступают за рубежом КГАТОБ имени Абая, театр «Астана Опера», коллективы приглашают к себе именитых дирижеров, режиссеров и хореографов для постановки спектаклей. На это обратили внимание продюсеры, в частности Давиде Чикетти.
Будучи в то время директором КГАТОБ, я пригласил его на премьеру «Севильского цирюльника». Ему очень понравилась постановка, понравился город. И он предложил мне провести международный конкурс дирижеров. Со своим предложением он попал в точку, потому что в тот период я часто задумывался о том, почему многие молодые казахстанские дирижеры не участвуют в международных конкурсах. А ведь это одаренные ребята.
– И почему они не участвуют, в чем проблема?
– Проблема заключается не в их профессионализме, а в том, что они на достаточном уровне не владеют иностранными языками, ведь дирижер должен работать с оркестром, разговаривать с музыкантами. Как дирижер, не знающий итальянского или в крайнем случае английского, будет налаживать контакт с оркестром на итальянском конкурсе дирижеров? У него это не получится. Чем больше языков знает дирижер – тем лучше, в Италии он будет разговаривать с музыкантами на итальянском, в Германии – на немецком, во Франции – на французском и так далее. Европейские дирижеры владеют языками, это данность, и это сегодня является частью их профессиональных навыков. В этом смысле многим нашим молодым дирижерам есть куда расти и к чему стремиться. Но, повторюсь, наши дирижеры имеют большой профессиональный потенциал, поэтому идея провести конкурс в Казахстане мне очень понравилась. Учитывая, что конкурсантов оценивает международное жюри, у них появляется шанс быть замеченными европейскими профессионалами, никуда не выезжая, у себя дома.
Я поделился этой идеей с Аланом Бурибаевым, казахстанским дирижером, имеющим ангажемент в Европе, который понимает, как непросто молодому дирижеру заявить о себе в мире музыки, и он меня поддержал.
Не важно, займет ли дирижер призовое место или нет, конкурс в любом случае станет для него мощным толчком в карьере, повысит его профессиональный уровень, ведь за несколько дней конкурса он должен найти общий язык с оркестром, подготовить с ним большую программу и так далее. Да, это стресс, это встряска, но, если человек преследует цель стать профессионалом, он должен через это пройти – конкурсы закаляют.
– Кто оценивал конкурсантов?
– Мы привлекли в жюри руководителей коллективов с прицелом на то, что они смогут пригласить понравившихся конкурсантов выступить с их оркестрами. Так, председателем жюри выступил заслуженный деятель Казахстана, дирижер Государственного театра оперы и балета «Астана Опера», главный дирижер и художественный руководитель Национального симфонического оркестра радио и телевидения Ирландии Алан Бурибаев, в жюри вошли руководитель Оперы в Ницце Дьердь Дьериванья Рат, руководитель Teatro Carlo Felice Джузеппе Аквавива, руководитель оперы в Пловдиве Диан Чобанов.
Мы здесь со своей стороны предоставили победителю Государственный академический симфонический оркестр РК, являющийся коллективом филармонии. То есть для дирижера важно даже не получение первой премии, которая составляет 5 тысяч евро, а возможность дирижировать большими коллективами. В призовой пакет вошел ангажемент с одним из театров на один или несколько спектаклей. Это способствует развитию и продвижению в карьере.
Очень важно то, что нас поддержало Министерство культуры и спорта. Со своей стороны мы предоставили концертный зал и все условия для приезжих. В то же время бюджет никакой нагрузки не понес, так как все конкурсанты сами оплатили вступительный взнос и гостиницу.
– Сколько дирижеров приняло участие в конкурсе?
– Из 140 подавших предварительные заявки члены жюри отобрали 56 человек для участия в финальном туре. Из них в первом туре отсеялись 36 участников, со второго тура в полуфинал прошла половина, то есть восемь участников. Из них четверо вышли в финал, они и разделили главные призы. Призовой фонд составил 10 тысяч евро.
– Сколько казахстанских дирижеров участвовало в конкурсе?
– От Казахстана участвовало шесть дирижеров. Из известных имен – дирижер нашего симфонического оркестра Ерболат Ахмедьяров и дирижер из «Астана Опера» Руслан Баймурзин, остальные ребята – студенты.
В целом все они показали себя с хорошей стороны. Как я уже сказал, дирижерам, в особенности молодым, очень важно вовремя заявить о себе, чтобы начать успешный карьерный рост. Такие конкурсы воспитывают профессионалов, мы будем очень рады, если наш конкурс поможет открыть новые имена в дирижерской профессии.
– Вы планируете сделать этот конкурс регулярным?
– Планируем, но проходить такой конкурс должен не каждый год, а, например, один раз в три года, ведь для воспитания дирижера нужно время.
– Дирижеры из каких стран были удостоены главных наград конкурса?
– Первая премия не была присуждена. Второй премии удостоен россиянин Азим Каримов, третья премия у алматинского дирижера Ерболата Ахмедьярова, четвертой премии удостоены украинский дирижер Тарас Демчишин и его коллега из США Александр Адиарте.

6 003
Юрий КАШТЕЛЮК
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА